Тема: №15 Развитие отечественной фармации в условиях рыночной экономики.

Цель

- Дать понятия основным этапам развития фармацевтического рынка в Казахстане.

Тезисы Лекции

В период плановой экономики система лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения страны была единой и координировалась Министерством здравоохранения СССР. Республики, края и области предоставляли заявки о своих потребностях в Главное аптечное управление Министерства. Министерство суммировало заявки и распределяло выделяемые объемы в соответствии с фондами и прейскурантами цен, а затем направляло в республиканские краевые и областные управления фармации. Такой принцип работы получил название «планово - распределительное снабжение». Дальнейшее распределение лекарственных средств по лечебным учреждениям городов и районов осуществляли областные аптечные управления, совмещавшие функции административного руководства и организации снабжения медицинскими товарами подведомственных им аптек и учреждений здравоохранения.

Монополия государства в обеспечении лекарственными средствами в Казахской ССР как и в других республиках Союза была абсолютной. Население остро ощущало на себе непременный ее атрибут -дефицит лекарственных средств.

При планово - распределительной экономике хозрасчетные аптеки зависели от административных распоряжений вышестоящих органов. Необходимым стал поиск новых путей решения возникших проблем. Для их реализации в период становления рыночных отношений требовалось время и терпение.

Первый этап реформ в Республике Казахстан начался в 1990году, когда союзным и республиканским правительствами были приняты программы перехода к рыночной экономике.

Однако в силу ряда причин подходы к реализации этих программ были прежними, характерными для административно-командной системы.

Реформы в фармацевтическом секторе РК охватывали период 1992-1993года-с момента объявления Казахстаном суверенитета и введения собственной валюты.

С 1992 года в связи с распадом Советского Союза началось самостоятельное функционирование аптечной сети Республики Казахстан.

Фармацевтическая отрасль РК прошла в своем развитии ряд этапов:

Первый - период с 1992-1993 годы характеризовали как кризис в

лекарственном обеспечении населения и снижения численности аптечных

организаций.

Второй - период с 1994-1996 годы - массовая приватизация

государственной собственности.

Третий - период с 1997-1998 годы - создание законодательной базы,

регулирования фармацевтической деятельности.

В !992 году количество аптек по городам Казахстана составило 862, ав!993году-800.

Резкое уменьшение численности аптек в первый период было обусловлено:

Во-первых: экономическим положением населения.

Во-вторых: разрывом связей с партнерами из бывших республик Советского Союза.

В- третьих: неготовностью специалистов к работе в новых экономических условиях.

В - четвертых: недостаточной самостоятельностью аптечных организаций в ведение хозяйственно -финансовый деятельности.

В-пятых: слабой материально-технической базы большинства государственных аптечных организаций РК.

В РК правовой основной реорганизации аптечной службы было
Постановление Кабинета Министров РК №1090 от 2 ноября 1993г. «О
государственной холдинговой компании «Фармация». Началась массовая
приватизация аптечных организаций. В РК аптеки, приватизировались по
решению органов исполнительной власти и в соответствии с местными
программами приватизации с обязательным лицензированием их
деятельности. Приватизация аптек осуществлялась на коммерческих или
инвестиционных конкурсах, обязательными условиями которых являлись:
сохранение профиля аптек и перечня услуг, включая отпуск
лекарственных средств по бесплатным рецептам. Руководства аптекой
должны было осуществляться специалистом с высшим фармацевтическим образованием, предъявлялся так же ряд других требований.

В результате приватизации начиная с 1994-1996 год приватизировано и передано в частные руки более 90% аптечных организаций. С началом приватизации начался бурный рост развития аптечной сети.

В 1997г в Минздраве произошла реорганизация. Три отдела:
контроля качества, развития фармацевтической и медицинской
промышленности и лекарственного обеспечения объединены в
управление лекарственного обеспечения. Качество, эффективность,
безопасность лекарственных средств, определение списка жизненно важных лекарственных препаратов и потребность в них, вопросы закупа -вот основные задачи поставленные перед фармацией нового периода.

Решение комплекса проблем в области фармации будет основано на той законодательной базе которая сегодня имеет место. Это Конституция РК, закон "«Об охране здоровья населения», «О лекарственных средствах» и т.д. В ноябре 1997г Постановлениям Правительства РК принято решение создания Государственного казенного предприятия «Центр лекарственных средств» «Дари -Дармек». Основной задачей центра «Дари-Дармек» было осуществление производственно-хозяйственной деятельности в области здравоохранения по обеспечению безопасности и качества лекарственных средств и ведения в установленном порядке фармацевтической деятельности.

Функции: - осуществление стандартизации и сертификации;

- инспектирование фармацевтической деятельности ;

- проведение экспортных работ при государственной регистрации лекарственных средств и лицензировании производства импорта, экспорта и реализации лекарственных средств;

- осуществление мониторинга изучения побочных действии лекарственных средств;

- обеспечение информации о лекарственных средств;

- разработка и создание отраслевых нормативных актов.

- разработка и создание новых оригинальных МК. средств.

4. иллюстративный материал:слайды по-15 шт

Литература

ОСНОВНАЯ:

1. В.Ф. Семенченко. История фармации. Учебные пособия –М НКЦ «Март», 2003 -640 с

2. Т.С. Сорокина История медицины. – М. 1994 г.

3. Т.И. Тольцман. Учебник организации фармацевтического дела – М. 1961 г.

4. С. Шалхаров, Ю. Арзуметов. История восточной медицины. – Алматы. 1998 г.

5. С.Х. Субханбердин. История аптечного дела и лекарственной помощи в Казахстане. Алма-Ата 2004-456 с

6. Контрольные вопросы (обратная связь):

1. Роль правительства в развитии здравоохранения РК.

2. Основные этапы становления фармацевтического рынка в Казахстане.

3. Основные принципы организаций лекарственной помощи населению.

4. Система лекарственного обеспечения населения в РК.

5. Управление лекарственным обеспечением населения, задачи и функции.

6. Нормативно – правовое обеспечение фармацевтической службы в Р.К.

Наши рекомендации