Тема №4: Региональные особенности кожи. Гистология волоса и ногтя

2. Цель: приобрести и закрепить знания по изучению особенностей гистологического строения кожи в различных участках тела, производных кожи: волоса и ногтя.

3. Задания:

Вопросы: 1. Региональные особенности кожи. «Толстая» и «тонкая» кожа.

2. Волосы. Виды волос. Строение, рост и смена волос.

3. Ногти.

4. Форма выполнения:4.1.подготовка презентации в программеPower Point; 4.2. составление глоссария; 4.3. составление тестовых заданий.

5. Критерии выполнения:

Задание 4.1.:презентациявыполняется в программеPower Point на основании указанных и других источников литературы; шаблон оформления слайдов должен быть одинаковый; для каждого слайда следует подбирать соответствующий макет; обязательно наличие наглядных иллюстраций; размер шрифта не менее 20. На первом слайде необходимо указать название вуза, кафедры, дисциплины, тему СРС, Ф.И.О. студента, специальность, группу, Ф.И.О. преподавателя, на последнем слайде – литературу /основную, дополнительную/.

При выполнении задания следует соблюдать следующие условия:

1. Количество слайдов не менее 10, не более 20.

2. Презентация должна состоять из 3 компонентов: 1) заставка – это динамичное и эффективное вступление. Задача этой части презентации – привлечь внимание, сформировать позитивный настрой и эмоциональную восприимчивость к представляемой информации. 2) Информативная часть презентации оснащается схемами, рисунками, краткой текстовой частью, раскрывающей основные вопросы задания. 3) В заключении должны быть представлены аргументированные выводы и предложения.

3. Четко указать цель презентации и задачи презентации.

4. Проведение необходимого анализа литературы по данному вопросу.

5. Презентация не должна быть перегружена избытком иллюстраций или текста; иллюстрации должны быть использованы обоснованно.

6. Интеграция аудио-, видеофайлов в единую презентацию.

7. Использование контрастного сочетания – светлый текст на темном фоне или темный текст на светлом фоне.

8. Наличие в конце презентации списка литературы.

9. Задание должно быть сдано в установленный срок.

Задание 4.2.:глоссарий составляется в алфавитном порядке, должен включать 20 терминов. Задание выполняется на основании указанных и других источников литературы на бумаге формата А4, размер шрифта 14, одинарный интервал. На титульном листе указать название вуза, кафедры, дисциплину, тему и форму выполнения СРС, Ф.И.О. студента, специальность, группу, Ф.И.О. преподавателя. На последнем листе указать литературу /основную, дополнительную/.

При выполнении задания следует соблюдать следующие условия:

1. Объем глоссария - 20 терминов.

2. Термины должны быть расположены в алфавитной последовательности.

3. Точное научное толкование терминов в лаконичной форме.

4. Соответствие терминов теме СРС.

5. При выполнении задания охватить все тематические вопросы СРС (см. пункт 3 метод.рекомендаций «Задания»).

6. Изложение материала в соответствии с грамматическими и стилистическими нормами.

7. Наличие в конце задания списка литературы.

8. Оформление задания в соответствии с требованиями.

9. Задание должно быть сдано в установленный срок.

Задание 4.3.: тестовые задания выполняются на основании указанных и других источников литературы на бумаге формата А4, размер шрифта 14, одинарный интервал. На титульном листе указать название вуза, кафедры, дисциплину, тему и форму выполнения СРС, Ф.И.О. студента, специальность, группу, Ф.И.О. преподавателя. На последнем листе указать литературу /основную, дополнительную/.

При выполнении задания следует соблюдать следующие условия:

1. Количество тестовых заданий - 16.

2. Основа теста должна быть содержательной, формулировка теста – четкая и корректная.

3. Количество вариантов ответов – не менее 5, они должны быть однотипными и адекватными.

4. Тестовые задания должны быть разного уровня сложности, в т.ч. с использованием наглядных иллюстраций.

5. В конце работы необходимо приложить эталон с правильными ответами, указать список использованной литературы.

6. При выполнении задания необходимо охватить все тематические вопросы СРС (см. пункт 3 метод.рекомендаций «Задания»).

7. Оформление задания в соответствии с требованиями.

8. Задание должно быть сдано в установленный срок.

6. Сроки сдачи: второе практическое занятие по данному модулю.

7. Критерии оценки:описаны в силлабусе (пункт 11).

8. Литература:

Основная литература:

1. Гистология, эмбриология, цитология. Учебник. Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, Б.В.Алешин и др. Под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной.-6-е изд.,перераб.и доп.-М.:ГЭОТАР- Медиа, 2014.-800с.

2. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения. Под ред. С.Л.Кузнецова, Ю.А.Челышева – М: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 288 с.

3. Атлас микрофотографий по гистологии, цитологии и эмбриологии для практических занятий. Р.И.Юй, Р.Б.Абильдинов. ТОО «Эффект», Алматы, 2010.

4. Гистология. Атлас для практических занятий. Учебное пособие. Бойчук Н.В., Исламов Р.Р., Кузнецов С.Л. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 160с.

5. Гистология. Цитология. Эмбриология: учебник + СД/ под редакцией Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Чалышева. – 3-е изд. – М.: ГЭОТАР МЕДиа, 2007. – 480 с.

6. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. Р.Б.Абильдинов, Ж.О.Аяпова, Р.И.Юй. – «Кітап баспасы», Алматы, 2006. Электронный вариант.

Дополнительная литература:

1. Гистология, цитология и эмбриология. Учебник под ред. Афанасьева Ю.И., Кузнецова С.Л., Юриной Н.А. 6-е изд. перераб. и доп. – Москва «Медицина», 2006. – 768с.

2. Гистология. Схемы, таблицы и ситуационные задачи по частной гистологии человека. Учебное пособие. Виноградов С.Ю. Диндяев С.В.,Криштоп В.В.и др. – 2012. – 184 с.

3. Медицинский терминологический словарь по гистологии. Токешева А.М., Мусайнова А.К., Узбекова С.Е. – Семей, 2014. – 101с.

4. Тестовые задания по Гистологии-2. Р.И.Юй, Л.И.Наумова. Алматы, 2010.

5. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии/ Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Казымбет П., Рысулы М.,Ж.Ахметов, Кузнецов С.Л., Н.Н.Мушкамбаров, В.Л.Горячкина. – Астана-Москва, 2005. – 400с.

9. Контроль:

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:

1. Какие слои содержит эпидермис «толстой» кожи?

2. Чем отличается дерма «толстой» кожи от дермы «тонкой» кожи?

3. Какие волосы относятся к длинным?

4. Укажите локализацию матрицы ногтя.

Контрольные задачи для оценки исходного уровня знаний:

1. На микрофотографиях представлены различные участки кожи. По каким признакам можно определить «тонкую» кожу?

2. В эксперименте у зародыша разрушен участок дорсальной мезодермы – дерматом. Как это отразится на развитии кожи?

3. На коже пальца есть папиллярный рисунок, а на коже лица нет. Какими особенностями строения кожи можно объяснить это?

4. Известно, что волосы способны расти. В какой части волоса происходит пролиферация, обеспечивающая их рост?

Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:

1. Из какого источника развиваются производные кожи?

2. Назовите локализацию «толстой» и «тонкой» кожи.

3. Опишите строение волоса на поперечном разрезе.

4. Какова скорость роста ногтя у взрослого человека и у ребенка?

Контрольные тесты для оценки заключительного уровня знаний:

1. Укажите локализацию наиболее толстого эпидермиса кожи:

1) спина, плечи, бедра

2) голова, лицо, верхняя часть спины

3) ладони и подошвы

4) подмышечные и паховые складки

5) повсеместно

2. Какой из указанных слоев не входит в состав эпидермиса тонкой кожи, покрывающей обширные участки тела (за исключением ладоней и подошв)?

1) шиповатый

2) блестящий

3) зернистый

4) роговой

5) базальный

3. Укажите локализацию наиболее толстой дермы кожи:

1) спина, плечи, бедра

2) голова, лицо, верхняя часть спины

3) ладони и подошвы

4) подмышечные и паховые складки

5) повсеместно

4. Корковое вещество волоса состоит из:

1) полигональных клеток с зернами пигмента

2) плоских роговых чешуй с зернами пигмента

3) аморфного вещества

4) клеток росткового слоя эпидермиса

5) отмирающих меланоцитов

5. Какие волосы относятся к длинным?

1) волосы бровей, ресниц, наружного слухового прохода, преддверия носовой полости

2) только волосы бровей и ресниц

3) только волосы лобка

4) волосы головы, бороды, усов, подмышечных впадин, лобка

5) только волосы бороды и усов

6. Корень длинных и щетинистых волос состоит из:

1) корковое вещество

2) мозговое вещество

3) кутикула

4) стержень

5) корковое, мозговое вещество, кутикула

7. Корень пушковых волос состоит из:

1) корковое вещество

2) мозговое вещество

3) кутикула

4) стержень

5) корковое вещество, кутикула

8. Рост ногтевой пластинки происходит за счет деления клеток:

1) ее корня

2) ее тела

3) ногтевой матрицы

4) эпидермиса ногтевых валиков

5) надногтевой пластинки

9. Рост волоса происходит за счет деления клеток:

1) мозгового вещества

2) коркового вещества

3) волосяного сосочка

4) волосяной луковицы

5) волосяного фолликула

10. Ногтевая матрица образована:

1) ростковым слоем эпидермиса под корнем ногтя

2) роговым слоем эпидермиса

3) ростковым слоем эпидермиса и соединительной тканью

4) складками кожи

5) роговыми чешуйками с твердым кератином

Наши рекомендации