Практические навыки по теме
Министерство здравоохранения Украины
Харьковский национальный медицинский университет
Кафедра стоматологии детского возраста, детской челюстно-лицевой хирургии и имплантологии
Факультет стоматологический
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов по подготовке к практическому занятию
по дисциплине детская терапевтическая стоматология
со студентами 5 курса стоматологического факультета
Тема №10: Итоговая аттестация.
Харьков
Количество часов : 5
2. Обоснование темы:Определение уровня усвоения материала по темам: «Заболевания тканей пародонта у детей» и «Заболевания слизистой оболочки полости ртау детей»: этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика проведением устного опроса по контрольным вопросам и тестового контроля.
3. Цель занятия:
- общая:
- Определить уровень усвоения материала по темам: «Заболевания тканей пародонта у детей» и «Заболевания СОПР у детей» проведением устного опроса по контрольным вопросам и тестового контроля.
- Защита истории болезни.
- конкретная:
- Проведение устного опроса по контрольным вопросам.
- Проведение тестового контроля по темам «Заболевания тканей пародонта у детей» и «Заболевания слизистой оболочки полости ртау детей»: этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.
4. Графологическая структура темы:
4.1. Подготовительный этап 10 мин.
4.2. Основной этап: 200 мин.
4.3. Заключительный этап: 15 мин.
5. Материальное и методическое обеспечение темы :
- Видеоматериалы по теме занятия.
- Фотоматериалы.
- Схемы.
- Рентгенограммы.
- Учебники и дополнительная литература.
6. Материалы для практического занятия:
Подробную информацию по данной теме вы можете получить из учебника: «Терапевтическая стоматология детского возраста» под редакцией профессора Л. А. Хоменко, 2013 на страницах 523-618, 619-726.
Практические навыки по теме.
Определение правильности выполнения студентами практических навыков в соответствии с алгоритмами.
8. Терминология:
Проверка усвоения изученых терминов.
9. Вопросы для контроля знаний:
1. Основные составляющие пародонта. Назовите морфо-функциональные особенности тканей пародонта у детей разного возраста.
2. Классификация заболеваний тканей пародонта (по ВОЗ).
3. Какие основные и дополнительные методы применяются при обследовании тканей пародонта у детей? Опишите методику определения индексов РМА и СРI.
4. Укажите факторы, которые приводят к развитию острого катарального гингивита у детей и опишите его клинические признаки.
5. Назовите факторы, которые приводят к развитию хронических форм гингивита у детей, и опишите клинические признаки хронического катарального гингивита у детей.
6. Какие общие и местные факторы приводят к развитию хронического гипертрофического гингивита? Опишите клинические признаки фиброзной и гранулирующей форм гипертрофического гингивита.
7. Укажите факторы и условия развития острого язвенного гингивита у детей. Опишите клиническое течение этой формы гингивита у детей.
8. Проведите дифференциальную диагностику различных клинических форм гингивита.
9. Определите лечебную тактику при остром катаральном гингивите у детей. Какие группы лекарственных средств применяют для лечения острого катарального гингивита у детей? Механизм их действия.
10. Определите лечебно-профилактическую тактику при хроническом катаральном гингивите у детей. Какие группы лекарственных средств применяют для лечения хронического катарального гингивита у детей? Механизм их действия.
11. Определите лечебную тактику при гипертрофическом гингивите у детей. Какие группы лекарственных средств применяют для лечения гипертрофического гингивита у детей? Механизм их действия.
12. Определите лечебную тактику при остром язвенном гингивите у детей. Какие группы лекарственных средств используют для общего и местного лечения этой формы гингивита у детей? Механизм их действия. Последовательность применения.
13. Укажите общие и местные причины возникновения локализованного и генералізованого пародонтита у детей. Назовите основные клинические и рентгенологические признаки пародонтита у детей.
14. Проведите дифференциальную диагностику между хроническими формами гингивита и пародонтитом.
15. Определите лечебную тактику при генерализованном пародонтите у детей. Какие группы лекарственных средств применяют при лечении пародонтита у детей? Механизм их действия.
16. Назовите средства и методы профилактики заболеваний тканей пародонта у детей.
17. Укажите основные клинические признаки и особенности поражения тканей пародонта при наследственной нейтропении. Определите лечебную тактику.
18. Назовите варианты клинического течения эозинофильной гранулемы. Какие нарушения наблюдаются в тканях пародонта? Определите тактику врача-стоматолога.
19. Назовите основные клинические проявления и особенности поражения тканей пародонта при болезни Хенда-Шюллера-Крисчена. В чем заключается триада Крисчена? Определите тактику врача-стоматолога.
20. Опишите особенности профессиональной гигиены полости рта при гингивите у детей и подростков. Алгоритм выполнения.
21. Опишите особенности профессиональной гигиены полости рта при пародонтите у детей и подростков. Алгоритм выполнения.
22. Опишите основные клинические проявления и изменения в тканях пародонта при синдроме Папийона-Лефевра и определите тактику врача-стоматолога.
23. Опишите морфологические особенности слизистой оболочки полости рта у детей в разные возрастные периоды.
24. Назовите этиологические факторы и условия развития ОГС? Какие периоды развития выделяют для острого инфекционного заболевания вирусной этиологии? Назовите общие и местные клинические признаки ОГС у детей при разных степенях тяжести.
25. Опишите общие и местные методы лечения ОГС. Какие группы лекарственных средств используются при лечении ОГС у детей? Механизм их действия.
26. Опишите клиническое развитие, определите лечебную тактику при рецидивирующем герпесе полости рта у детей.
27. Назовите возбудителя и опишите общие и местные клинические признаки герпетической ангины у детей. Определите лечебную тактику при герпетической ангине у детей.
28. Назовите возбудителя, опишите клиническое течение и проявления в полости рта инфекционного мононуклеоза. Тактика врача-стоматолога. Какие изменения наблюдаются в периферической крови при инфекционном мононуклеозе?
29. Назовите возбудителя кори. Опишите клиническое течение и проявления в полости рта при кори. Дайте характеристику высыпаний. Определите тактику врача-стоматолога.
30. Назовите возбудителя, опишите общую клиническую картину и проявления в полости рта при скарлатине. Дайте характеристику высыпаний. Определите тактику врача-стоматолога.
31. Назовите возбудителя и опишите клиническое течение и проявления в полости рта при дифтерии. Тактика врача-стоматолога.
32. Назовите классификацию кандидозов СОПР у детей.
33. Какие причины приводят к развитию «молочницы» у детей? Опишите клиническую картину острого кандидоза СОПР у детей разной степени тяжести.
34. Какие вы знаете методы и средства местного лечения «молочницы» у детей? Группы лекарственных препаратов, механизм их действия.
35. Дайте клиническую характеристику и назовите дифференциальные признаки хронического кандидоза СОПР у детей. Назовите методы лабораторного обследования, которые используют при кандидозе СОПР у детей. Как следует интерпретировать результаты микологического обследования СОПР?
36. Какие вы знаете методы и средства лечения хронического кандидоза СОПР у детей ? Группы лекарственных препаратов, механизм их действия.
37. Какие вы знаете методы и средства профилактики острого и хронического кандидоза СОПР у детей?
38. Назовите причины, механизм развития и опишите клинические проявления анафилактического шока у детей. Назовите его основные дифференциальные признаки от других неотложных состояний.
39. Определите принципы лечения анафилактического шока у детей. Какие мероприятия неотложной помощи должны быть проведены?
40. Назовите причины, механизм развития и клинические проявления отека Квинке. Определите принципы лечения и мероприятия первой помощи при отеке Квинке.
41. Назовите причины, механизм развития, и дайте характеристику клиническим проявлениям многоформной экссудативной эритемы.
42. Назовите основные дифференциальные признаки многоформной экссудативной эритемы. Какие дополнительные методы исследования используются при многоформной экссудативной эритеме? Интерпретация результатов.
43. Какие вы знаете методы и средства общего и местного лечения многоформной экссудативной эритемы. Группы лекарственных препаратов, которые применяются с этой целью, механизм их действия.
44. Назовите причины, механизм развития и опишите клиническое течение хронического рецидивирующего афтозного стоматита (ХРАС). Какие вы знаете методы и средства общего и местного лечения ХРАС?
45. Опишите общие клинические признаки и проявления в полости рта железодефицитной анемии у детей. Какие изменения определяются в периферической крови при железодефицитной анемии? Тактика врача-стоматолога.
46. Дайте характеристику общим клиническим признакам и проявлениям в полости рта при острых лейкозах у детей. Какие изменения определяются в периферической крови при острых лейкозах у детей? Тактика врача-стоматолога.
47. Опишите общие клинические признаки и проявления в полости рта хронических лейкозов у детей. Какие изменения наблюдаются в периферической крови при хронических лейкозах у детей? Тактика врача-стоматолога.
48. Дайте характеристику общим клиническим признакам и проявлениям в полости рта при гемофилии. Как изменяются показатели и скорость сворачивания периферической крови при гемофилии? Тактика врача-стоматолога при геморрагических диатезах у детей.
49. Назовите причины развития и клинические проявления агранулоцитоза у детей. Какие изменения происходят в периферической крови при агранулоцитозе у детей? Определите тактику врача-стоматолога.
50. Опишите изменения в стоматологическом статусе при гипо - и гиперфункции щитовидной и паращитовидных желез. С действием каких гормонов связанна кальцификация зубов?
51. Какие изменения отмечаются в полости рта у детей при болезнях печени и желчевыводящих путей?
52. Опишите стоматологический статус при хронических гастритах у детей в зависимости от состояния секреции и при болезнях кишечника у детей.
53. Назовите классификацию хейлитов и причины, которые приводят к заболеванию губ у детей.
54. Опишите клиническое течение и проведите дифференциальную диагностику метеорологического хейлита. Назовите принципы лечения и профилактики.
55. Опишите клиническое течение и проведите дифференциальную диагностику гландулярного хейлита. Назовите принципы лечения и профилактики.
56. Опишите клиническое течение и проведите дифференциальную диагностику контактного аллергического хейлита. Назовите принципы лечения и профилактики.
57. Опишите клиническое течение и проведите дифференциальную диагностику микробного хейлита. Назовите принципы лечения и профилактики.
58. Опишите клиническое течение и проведите дифференциальную диагностику атопического хейлита. Назовите принципы лечения и профилактики.
59. Опишите клиническое течение и проведите дифференциальную диагностику экзематозного хейлита. Назовите принципы лечения и профилактики.
60. Опишите клиническое течение и проведите дифференциальную диагностику эмфизематозного хейлита. Назовите принципы лечения и профилактики.
61. Назовите причины развития и опишите клиническое течение десквамативного глоссита. Охарактеризуйте морфологические изменения эпителия языка при десквамативном глоссите. Тактика врача-стоматолога.
62. Дайте характеристику клинического течения складчатого и ромбовидного глоссита. В чем заключаются особенности строения языка при складчатом и ромбовидном глосситах? Тактика врача-стоматолога.
Тесты.
Тестовые задания по темам «Заболевания тканей пародонта у детей» и «Заболевания слизистой оболочки полости рта у детей»: этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика в колличестве 15 вариантов по 50 тестов в каждом.
10. Задачи "Крок-2".
Решение типовых ситуационных задач.
11. Литература:
Основная литература:
1) Под ред. проф. Л. А.Хоменко. Терапевтическая стоматология детского возраста- Киев: " Книга плюс ", 2013,с.523-618, 619-726.
2) Назарян Р.С., Фоменко Ю.В., Щеблыкина Н.А., Колесова Т.А. Заболевания слизистой оболочки полости рта в детском возрасте.Методические указания для студентов, субординаторов стоматологического факультета. ХНМУ, Харьков 2011. -96с.
Дополнительная литература:
1) Под ред. проф. В.И.Куцевляка. Детская терапевтическая стоматология. Учебное пособие для студентов стоматологического факультета и врачей-интернов. Балаклея ИИК «Балаклейщина» 2002.
2) Анисимова И.В. Заболевания слизистой оболочки рта и губ И.В.Анисимова, В.Б.Недосенко, Л.М.Ломиашвили. – М. Медицина, 2005.
3) Боровский Е.В. Атлас заболеваний слизистой оболочки рта Е.В.Боровский, Н.Ф. Данилевский. – М. Медицина, 1991.
4) Боровский Е.В. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ Е.В.Боровский, А.Л.Машкиллейсон. – М. Медицина, 1984.
5) Виноградова Т.Ф. Заболевания пародонта и слизистой оболочки полости рта у детей Т.Ф.Виноградова. – М. Медицина, 1983.
6) Виноградова Т.Ф. Атлас по стоматологическим заболеваниям у детей Т.Ф. Виноградова. – М. Медпресс информ, 2007.
7) Виноградова Т.Ф. Профилактика стоматологических заболеваний у детей Т.Ф.Виноградова. – М. Медицина, 1975.
8) Виноградова Т.Ф. Руководство по стоматологии детского возраста Т.Ф.Виноградова. – М. Медицина, 1976.
9) Данилевский Н.Ф. Заболевания слизистой оболочки полости рта Н.Ф.Данилевский, В.К.Леонтьев. – М.: Стоматология, 2001.
10) Дичко Е.Н. Захворювання слизової оболонки порожнини рота у дiтей Е.Н.Дичко. – Днепропетровск, 1993.
11) Боровский Е.В. Биология полости рта Е.В.Боровский, В.К.Леонтьев. – М. Медицина, 1991
12) Рыбаков А.И. Заболевания слизистой оболочки полости рта А.И.Рыбаков, Г.В.Банченко. – М. Медицина, 1978.
13) Страхова С.Ю. Основные заболевания слизистой оболочки полости рта у детей С.Ю.Страхова, В.М.Елизарова. – М., 2008.
14) Хоменко Л.А.Терапевтическая стоматология детского возраста Л.А.Хоменко. – К., 2007.
15) Цветкова А.Л. Заболевания слизистой оболочки рта и губ А.Л.Цветкова. – М.: Медпресс-информ, 2006.