Зубоврачевание в 18 – первой половине 19 века в России.
Хирургическое ремесло и народная медицина подготовили почву для развития зубоврачевания в России в 18 веке.
Царствование Петра 1 «было одним из тех, совершенно неизбежных в процессе социального развития эпох, когда постепенно накапливающиеся количественные изменения превращаются в качественные. Такое превращение всегда совершается посредством скачков» Плеханов Георгий Валентинович 1856-1918. Главный хирург Санкт – петербургского адмиралтейского госпиталя М.И.Шеин (1712-1762) перевёл с латинского языка на русский «основательные наставления хирургические медицинские и рукопроиводные в пользу учащихся» Захария Платнера (1761), в которых подробно изложена анатомия зубов м челюстей. Описаны болезни зубов: кариес, стираемость и расшатанность зубов и др. Причинами кариозной болезни в наставлениях назывались как внешние, так и внутренние, зависящие от общего состояния организма. Лечение кариеса было рекомендовано проводить путём очищения кариозных полостей. А корни пломбировать золотом и свинцом. З. Платнер разработал показания к удалению зубов. Перечислил необходимый для этого инструментарий, описал методы остановки после экстракционного кровотечения, пластических операций на нёбе, операций по поводу опухолей челюстей. Производство таких операций подчёркивает высокую квалификацию врачей и знание элементов челюстно-лицевой хирургии. Большой вклад в преподавательской деятельности внёс Н.М.Максимович-Амбодик профессор акушерства (1744-1812). В переводной литературе он описал цингу, врождённые аномалии полости рта, сифилис в полости рта, а также основы зубоврачевания младенцев и детей.
Буш Иван Федорович (20 февраля 1771, Нарва — 24 октября 1843) — основатель петербургской хирургической школы, профессор Санкт-петербургской медико-хирургической академии.
Буш, Иван Фёдорович | |
Место рождения: | Нарва |
Место смерти: |
Содержание
|
Биография
Отец его, отставной солдат ганноверской армии, переселившийся в Россию в 1740 г., был человек сурового характера и с сыном обращался строго. Привыкший к бедности мальчик на седьмом году был отдан в школу, где обратил на себя внимание ректора школы Рюдингера, который освободил его от платы за учение, а затем взял в свой дом, и пользуясь мальчиком вместо прислуги, в то же время заботился о его образовании.
В 1785 г. Буш оставил школу и с рекомендательным письмом от нарвского пастора отправился в Петербург к лейб-хирургу Кельхену, начальнику немецкого калинкинского медико-хирургического института; в этот институт Буш поступил казеннокоштным воспитанником и вскоре настолько выдался из среды своих товарищей, что ему была обещана казенная командировка за границу. Обещание это не сбылось, так как, когда Буш был в 3-м классе института, война с турками, а затем со шведами вызвала чрезвычайную потребность в хирургах, и в 1788 г. он, выдержав 26 мая краткий экзамен на степень лекаря, был определен на службу во флот, снаряженный против шведов. Поступив единственным врачом на 64-пушечный корабль «Мечеслав», Буш, которому тогда было всего 17 лет, попал в необычайно трудное положение: 6 июля «Мечеслав» сильно пострадал в бою со шведами, и на попечении молодого врача оказалось более 200 раненных. Лето 1789 г. он прослужил на 100-пушечном корабле «Владимир», причем снова был в сражениях, а к зиме поступил в ораниенбаумский морской госпиталь, где усердно принялся за пополнение своего образования. Вскоре ему снова пришлось покинуть научные занятия: он был назначен в гребную флотилию и, взятый шведами в плен 29 июля 1790 г., вместе с судном, на котором служил, был отправлен в Стокгольм. После заключения мира Буш вернулся в Кронштадт почти нищим; он был снова назначен врачом в ораниенбаумский военный госпиталь и, поселившись у знакомого ему главного врача госпиталя, ревностно занялся наукой. Тогда же он написал свое первое сочинение «De abscessu hepatis», которое сразу обратило на него внимание профессоров кронштадтского медико-хирургического училища, и по их совету медицинская коллегия назначила Буша прозектором кронштадтского госпиталя; он получил там же должность оператора, причем в его обязанности входило повторение профессорских лекций с воспитанниками училища. Таким образом, в 1791 г. он уже прочел первую пробную лекцию и начал свою педагогическую деятельность. В это время ему было 20 лет от роду. С первых же шагов Буш приобрел себе хорошую репутацию, и через 1? года ему предложили занять освободившуюся вакансию профессора анатомии, физиологии и хирургии. Буш прочел в медицинской коллегии пробную лекцию «О глазе и слезном свище» и в 1793 г. получил кафедру. Сознавая скудость своего образования, он усердно пополнял его чтением и практическим изучением анатомии на трупах. Руководствами для изучения и преподавания физиологии ему служили сочинения Блюменбаха и Герарда Мюллера; хирургию он преподавал по Рихтеру. В Кронштадте Буш пробыл около 7 лет и за это время сделался выдающимся преподавателем и заслужил глубокое уважение со стороны товарищей и учеников. 17 сентября 1797 г. он получил предложение преподавать анатомию и физиологию в петербургском калинкинском медико-хирургическом институте и вскоре блестящим образом выдержал публичное испытание в присутствии членов медицинской коллегии, после чего получил звание профессора. В институте Буш читал лекции на немецком языке; помощников у него не было, и он был вынужден сам готовить все анатомические препараты для лекций и делать многочисленные вскрытия. 17 сентября 1800 г. Буш получил кафедру хирургии в медико-хирургической академии и стал читать на русском языке лекции, которые были встречены очень сочувственно; около этого же времени ему была предложена кафедра в дерптском университете, но он отказался от нее. Служа в академии, он продолжал преподавание в калинкинском институте. В 1802 г., по смерти проф. Рингебройга, он занял пост председателя конференции академии, но в конце следующего года отказался от этой должности. В 1802 г. калинкинский институт был присоединен к академии и составил ее немецкое отделение, на котором Буш читал хирургию на немецком языке до 1808 г., когда это отделение перестало существовать. При преобразовании академии в 1806 г. Буш занялся устройством вновь положенной при академии хирургической клиники, пользуясь поддержкою ректора Петра Франка и баронета Виллие, относившихся к нему с большим уважением. В сентябре 1809 г. Буш получил почетное звание академика, а через месяц конференция академии возвела его в степень доктора медицины и хирургии honoris causa. В 1817 г. медицинское немецкое общество в Петербурге избрало его своим директором. 26 мая 1826 г. Буш получил звание заслуженного профессора; в 1828 г. он был произведен в чин действительного статского советника, а в 1830 г. назначен членом медицинского совета. В 1807 г. Буш издал свой главный научный труд: «Руководство к преподаванию хирургии» (в 3-х ч.). Это руководство вошло во всеобщее употребление, и в 1833 г. Буш выпустил его уже пятым изданием. Сознавая невозможность для одного преподавателя вести в академии преподавание всех хирургических наук и чувствуя начинающийся упадок сил, Буш обратился в 1825 г. к конференции с просьбой о том, чтобы преподавание хирургии было разделено между ним и адъюнкт-профессором Саломоном. Просьба Буша была уважена, и тем было положено основание второй кафедры хирургии в академии. В 1833 г. Буш просил увольнение от службы в академии по слабости здоровья. 25 февраля того же года конференция, «не желая лишаться сего отличными основательными познаниями, многолетней опытностью, примерным усердием и ревностью к пользе академии мужа, неудобозаменимого как на кафедре, так и в собраниях», единогласно избрала его почетным членом академии; того же звания удостоили его: Общество русских врачей (1834 г.), Врачебное общество в Пруссии (1835 г.), Московское физико-медицинское общество и Общество гамбургских врачей (1838 г.) В 1835 г. Бушу была пожалована золотая табакерка с вензелевым изображением имени Е. И. Величества. 26 мая 1838 г. торжественно праздновалось 50-летие научной деятельности Буша. Император пожаловал ему Орден Святого Станислава 1 ст., который лично привез юбиляру министр внутренних дел. В академии, по почину конференции, была учреждена премия Буша из процентов с капитала в 16000 руб.; эта премия выдается через каждые 4 года за наиболее достойное сочинение по хирургии (исключительно русским подданным); кроме того было собрано 7500 р., проценты с которых под названием премии Буша выдаются ежегодно при выпуске из академии в награду первому в курсе воспитаннику. В Москве был составлен капитал в 16000 руб., на который была учреждена премия Буша, назначаемая сыну врача для изучения медицины. Юбиляру поднесли отчеканенную в честь его золотую медаль. Вскоре здоровье Буша окончательно пошатнулось и 9 февраля 1839 г., прослужив профессором 41 год, он был уволен от должности непременного члена конференции; за многолетнюю службу и за то, что он образовал в академии до 2000 учеников, ему была пожалована аренда по чину на 12 лет, а жалованье обращено в пенсию. С 1841 г. Буш не выходил из дома, хотя и продолжал заниматься чтением медицинских сочинений.
Учебная деятельность
Главная заслуга Буша состояла в его учебной деятельности. Он был в сущности первым преподавателем хирургии в академии и начинал свое дело в крайне затруднительной обстановке. Вечером операции на трупах в анатомическом театре производились до 1805 г. при свете лучины. Во вновь устроенной клинике, состоявшей из одной палаты с 13 кроватями, температура зимой доходила до 5° тепла; здание было очень ветхо, и ветер гулял по палате; обстановка была жалкая. Буш энергично боролся с госпитальной администрацией и грозил отказаться от клиники. Через год после основания клиники он уже добился 30 кроватей, а вскоре клиника так была улучшена, что даже иностранные врачи приезжали учиться в ней, поступая в госпиталь в звании кандидатов. Читая клинические лекции, Буш старался всеми силами привлечь слушателей к непосредственному участию в операциях на живых людях. С этой целью он постоянно, через посредство Я. В. Виллие, обращал внимание Государя на исполнителей операций, и Государь щедро награждал отличившихся. У Буша была исключительная способность выбирать из среды своих слушателей наиболее талантливых, и под его руководством развилась целая плеяда знаменитых русских хирургов. Из своих учеников особенно высоко Буш ценил И. В. Буяльского.
Научная деятельность
Деятельность Буша, как ученого, выразилась в 44-х научных работах, из которых многие имели серьёзное научное значение. Часть этих трудов была напечатана на русском языке во «Всеобщем Журнале» (1811—1816 гг.), часть — на немецком, в трудах Общества немецких врачей в С.-Петербурге (1819—1840 г.). Кроме того, Буш принимал весьма видное участие в издании одного из величайших научных трудов по оперативной хирургии — «Анатомико-хирургических таблиц, печатанных по Высочайшему соизволению и щедротами Е. В. Императора Николая І» (СПб., 1828, 1852, 1853 г., in folio).
Бидлоо, Николай
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Николай Бидлоо (нидерл. Nicolaas Bidloo) (предположительно 1674—1735) — голландский врач, придворный врач Петра I.
Содержание
|
Биография
Николай Бидлоо родился в Амстердаме, в семье известного голландского аптекаря и писателя Ламберта Бидлоо, умер 23 марта 1735 г. в Москве. Получил степень доктора в Лейдене в 1697 года (тема диссертации лат. De menstruorum suppressione).
В России
Согласно контракту, подписанному с русским послом Матвеевым 16 марта 1702 года, Николай Бидлоо согласился проработать в Москве в качестве царского врача с годовым жалованьем в 2500 гульденов, гораздо больше, чем в то время получали профессора медицины. По контракту, в случае смерти его жена и дети получали половину годового жалованья. Он был приглашен в Россию в качестве придворного врача к царю Петру I. Бидлоо прибыл в Москву летом 1703 года (его дневники говорят о 1702 годе, но это, видимо, описка).
Госпиталь и училище
После нескольких лет пребывания при Петре I (и связанных с этим разъездов), Бидлоо попросил царя отпустить его назад в Голландию, ссылаясь на своё здоровье (видимо, из вежливости, так как в последующие годы у Бидлоо проблем со здоровьем не было). Вместо отставки ему было предложено устроить в Москве госпиталь (ныне Главный военный клинический госпиталь имени Н. Н. Бурденко) и основать школу медицины на 50 учеников. В 1707 году Бидлоо основал в Москве первую госпитальную школу — первое учебное медицинское заведение в России. Госпиталь и школа были построены в Лефортове [1]:
…За Яузой рекою против Немецкой слободы, в пристойном месте, для лечения болящих людей. А у того лечения быть доктору Николаю Бидлоо, да двум лекарям, Андрею Репкину, а другому — кто прислан будет; да из иноземцев и из русских, изо всяких чинов людей, — набрать для аптекарской науки 50 человек; а на строение и на покупку лекарств и на всякие к тому дела принадлежащие вещи, и доктору, и лекарям, и ученикам на жалованье деньги держать в расход из сборов Монастырского приказа.
Бидлоо в продолжение 30 лет состоял ее инспектором и профессором анатомии и хирургии. Бидлоо докладывал Петру I:
…Вашему Царскому Величеству благоугодно явилось 1706 году всемилистивейше повелеть гошпиталь при Яузе построить, который … ноября в 21 день 1707 году в такое состояние приведен, что со оным в Божие имя начало учинено, и впервые несколько больных в тот дом приведено … Сей Ваш указ, всемилостивейший Государь, привел я к доброму концу, к Вашего Величества славе и к пользе бедным и увечным, и … таковы гошпиталь … не только во всю Россию, но и во весь свет к Вашей славе известен, и в разных книгах о том учинися упоминание
… я лутчих из сих студентов Вашего Царского Величества освященной особе или лутчим господам рекомендовать не стыжуся, ибо они не токмо имеют знание одной или другой болезни, которая на теле приключается и к чину хирургии надлежит, но и генеральное искусство о всех болезнях от главы даже до ног … како их лечить … Взял я в разных городах 50 человек до науки …, из которых осталось 33, 6 умерло, 8 сбежали, 2 по указу взяты в школу, 1 за невоздержание отдан в солдаты.
Семья
Николай Бидлоо женился на Класине Клаес 20 ноября 1701 года. Записи отмечают, что в семье были дети, но никаких деталей о них неизвестно.
ВАЖИНСКИЙ ФОМА ИГНАТЬЕВИЧ
С именем дантиста Ф. И. Важинского связано открытие в 1881 г. в Петербурге первой русской школы по подготовке зубоврачебных кадров. Школа называлась «Первая русская школа для изучения зубоврачебного искусства». Срок обучения в школе поначалу составлял 3 года, но позже был сокращен до 2,5 лет. Программа преподавания в школе учитывала как специальную, так и общеобразовательную подготовку: наряду с анатомией зубов и челюстей, материаловедением, диагностикой болезней зубов, десен и языка и освоением протезной техники слушатели изучали фармакологию, основы химии и физики. В августе 1891 г. такая школа открылась в Варшаве, в сентябре 1891 г. – в Одессе, а в августе 1892 г. – в Москве. Открытие школ в университетских городах объяснялось тем, что преподавание в них разрешалось только лицам, имеющим ученую степень. Содержались школы за счет предпринимателей и находились под контролем местного врачебного инспектора. В последующие годы общемедицинская подготовка была расширена.
Слово «стоматология» происходит от двух греческих слов: stoma — рот и logos — наука. Имеются и другие термины: дентиатрия, одонтология, которые могут быть расшифрованы как наука о зубах. Стоматология развилась из зубоврачевания. Стоматология — это наука о физиологии, патологии, профилактике и лечении заболеваний полости рта, челюстно-лицевой области и смежных областей. Она подразделяется на три больших раздела: терапевтическую, хирургическую и ортопедическую стоматологии. Детская терапевтическая стоматология изучает физиологию, клинику, методы профилактики и лечения заболеваний зубов, слизистой оболочки полости рта, а также вопросы организации стоматологической помощи. Значение терапевтической стоматологии определяется тем, что многие стоматологические заболевания являются массовыми. Так, кариес зубов поражает 70-90% населения, болезни пародонта встречаются у 50-60% людей. Стоматология тесно связана с другими медицинскими дисциплинами: терапией, педиатрией, дерматовенерологией, офтальмологией, оториноларингологией, инфекционными заболеваниями и прочими. Так, первые симптомы С-авитаминоза проявляются на слизистой ротовой полости, при заболеваниях крови развивается специфический некротический стоматит, при кори на слизистой щек появляются пятна Филатова—Коплика и т. д. Своевременное выявление этих элементов позволяет поставить диагноз соответствующего заболевания. Первые сведения о зубные болезни относятся к глубокой древности. В VI в. до н. э. индусским врачом Сусрутом было описано свыше 60 заболеваний зубов и способы их лечения. Указания на зубные болезни встречаются в трудах Гиппократа, Галена, Цельсия и других врачей древности. В эпоху Средневековья, когда наблюдался застой всей науки, зубоврачебная помощь была уделом служителей культа и ремесленников, лечебная помощь заключалась в различных заклинаниях. В XV-XVII вв., в эпоху Возрождения, медицина получает заметное развитие, особенно анатомия. Под зубоврачевание в этот период времени подводится научная основа. Первые зубные врачи появились во Франции в XVIII в. В 1728 г. Пьер Фошар опубликовал двухтомник по зубным болезням. Несколько позже во Франции было издано постановление, устанавливающее для специалистов по зубным болезням звание «хирург-дантист». В России первые зубные врачи появились в XVIII в., это были иностранцы, приглашенные для лечения императорского двора. Они начинают готовить учеников из числа русских молодых людей. В 1810 г. для этих специалистов устанавливается звание «зубной лекарь». Подобным образом специалистов готовили до конца XIX столетия, до открытия первой частной зубоврачебной школы (1881 г. — Ф.И. Важинский) и до постановления, запрещающего подготовку путем ученичества. До революции специалистов готовили в частных зубоврачебных школах, они почти не получали общемедицинского образования. Врачи общего профиля знакомились с зубоврачеванием на организованных в конце прошлого столетия доцентурах при медицинских факультетах (1885 г. — Н.Н. Знаменский в Москве, 1891 г. — А.К. Лимберг в Петербурге и др.). К этому времени относится организация первых обществ зубных врачей (1883), издание специальных журналов («Зубоврачебный вестник», 1884; «Одонтологическое обозрение»), 1890), созыв съездов (первый состоялся в 1896 г. в Нижнем Новгороде), защита диссертаций на степень доктора медицины (1884 г. — СИ. Кудряшов, 1891 г. — А.К. Лимберг). Эти вехи сыграли большую роль в развитии и становлении молодой медицинской специальности, они позволили регулярно обмениваться мнениями, выступать с сообщениями, решать важные организационные вопросы. Однако в условиях царского самодержавия зубоврачевание не могло подняться до уровня стоматологии, так как царское правительство не уделяло никакого внимания этому виду помощи, оно не проявляло никакой заботы о здоровье населения. Октябрьская революция признала стоматологию равноправной медицинской дисциплиной. Молодое Советское государство создало необходимые условия для превращения полу ремесленного зубоврачевания в стоматологию. При Наркомздраве была организована зубоврачебная подсекция, которую возглавил П.Г. Дауге. В 1918 г. было издано два важных Постановления Наркомздрава: «О государственной организации зубоврачебной помощи в республике, «О передаче обучения зубоврачеванию на медицинские факультеты». Эти постановления подводили необходимую материальную базу под стоматологию. В 1920 г. при Московском университете была открыта первая в нашей стране кафедра стоматологии (Л.А. Говсеев). В последующие годы подобные кафедры были открыты и при других университетах. В 1922 г. в Москве был открыт ГИЗ, переименованный впоследствии в ГИСО. В ближайшие несколько лет такие же институты были организованы в Ленинграде, Горьком, Одессе, Перми. Несмотря на то, что эти институты не готовили специалистов, они сыграли большую роль в формировании стоматологии, так как решали целый ряд научно-практических задач и проводили повышение квалификации специалистов. Особенно велика в этом направлении роль ГИЗа, который являлся центром всех начинаний по стоматологии в нашей стране. В 1924 г. на Украине по инициативе профессора Е.М. Гофунга были открыты одонтологические факультеты, преобразованные в 1931 г. в институты. В РСФСР подобные институты начали функционировать с 1936 г. Наряду с подготовкой врачей-стоматологов, продолжали функционировать зубоврачебные школы. Особенно бурными темпами начали развиваться стоматологические институты и факультеты с 1957 г. Был взят курс на постепенный переход к подготовке специалистов только с высшим образованием. В 1949 г. курс обучения в стоматологических институтах был увеличен до 5 лет, а к их названию было добавлено слово «медицинские». В 1952 г. большинство стоматологических институтов были закрыты, а на их базе в ряде регионов страны были организованы медицинские институты. При этом в стране осталось всего 6 вузов, где готовили врачей-стоматологов. Причем самостоятельных институтов осталось только два — Москва и Харьков, а остальные функционировали в виде факультетов. Подобное положение немедленно сказалось на контингенте врачей-стоматологов, которых стало катастрофически не хватать. Это побудило принять решение об открытии новых стоматологических факультетов, вначале десяти, а затем еще шести. Такие факультеты были организованы в Смоленске, Воронеже, Волгограде, Ставрополе, Краснодаре и других городах страны. К 1991 г., когда распался СССР, функционировало 2 самостоятельных стоматологических института и 44 факультета, которые выпускали в год более 9 тысяч специалистов. Во всех этих учебных заведениях наряду с учебным процессом шла научно-исследовательская работа по всем разделам стоматологии. Координатором этой работы стал центральный научно-исследовательский институт стоматологии (ЦНИИС), открытый в 1962 г. Его возглавил видный ученый академик А.И. Рыбаков. После 1990 г., когда Россия стала самостоятельным государством, в ней сохранились один самостоятельный стоматологический институт в Москве и 31 стоматологический факультет при медицинских институтах и университетах. Они ежегодно выпускали до 4 тысяч врачей-стоматологов. Большая часть зубоврачебных отделений при медицинских училищах прекратила существование, был взят курс на подготовку специалистов с высшим образованием. Сейчас в жизнь активно внедряется новая форма подготовки кадров среднего звена в виде гигиенистов и помощников стоматолога, которые выполняют некоторые более простые врачебные приемы при патологии полости рта и осуществляют профилактическую работу среди населения. Важной вехой в развитии российской стоматологии стала организация Ассоциации стоматологов России, объединившей в своих рядах большую часть специалистов стоматологического профиля (1992). За период ее существования проведено 8 Всероссийских съездов, 11 Всероссийских конференций и большое число региональных Форумов стоматологов, на которых решались многочисленные организационные вопросы и обсуждались все злободневные проблемы стоматологии. Президентом СТаР вначале был профессор Е.В. Боровский, а затем профессор В.К. Леонтьев. Благодаря усилиям Правления Ассоциации стоматологов издано несколько приказов и инструкций, регламентирующих работу всех учреждений стоматологической службы страны. Отечественная война явилась суровым испытанием для молодых кадров врачей-стоматологов. Иллюстрацией того, что они успешно выдержали трудный экзамен, служит возвращение в строй свыше 80% челюстно-лицевых раненых. За годы Советской власти состоялось 8 Всесоюзных съездов стоматологов. Они сыграли большую роль в становлении и развитии стоматологии. На них обсуждались кардинальные проблемы нашей специальности: организация стоматологической помощи в СССР, происхождение кариеса, пародонтоза, ротового сепсиса, подготовки специалистов, плановой санации полости рта и др. Съезды нацеливали врачей на решение ведущих вопросов специальности, намечали пути и перспективы дальнейшего движения вперед. Красной нитью через все резолюции съездов и многочисленных конференций проходила идея профилактической работы, диспансерного обслуживания всего населения страны. Немногим более чем за 80 лет в нашей стране появилось большое число научных исследований по всем основным проблемам стоматологии, издано большое количество монографий, учебников, защищено диссертаций. За сравнительно короткий период времени сформировались основные отечественные научные школы, в становлении которых большую роль сыграли И.Г. Лукомский, Д.А. Энтин, А.И. Евдокимов, Е.М. Гофунг, Е.Е. Платонов, И.О. Новик, А.И. Рыбаков, Е.В.Боровский, В.К. Леонтьев, Н.Ф. Данилевский и многие другие. Научные работы российских стоматологов пользуются популярностью и признанием в самых отдаленных уголках нашей планеты. За годы Советской власти была создана разветвленная сеть стоматологических учреждений. При этом основной курс взят на организацию самостоятельных стоматологических поликлиник. В январе 1960 г. было издано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охране здоровья населения СССР», которое наметило дальнейшую программу развития здравоохранения и, в частности, стоматологии. После этого постановления издано специальное Постановление Совета Министров СССР № 738 от 12 августа 1961 г. «О мерах по улучшению стоматологической помощи населению» и ряд приказов Минздравов СССР и РСФСР, в которых указаны конкретные пути развития стоматологической службы, направленные на коренное улучшение стоматологической помощи населению. Это позволило в ближайшие годы преодолеть имеющееся отставание и организовать разветвленную сеть стоматологических учреждений в городе и на селе. В декабре 1976 г. было издано новое Постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению», которое предусматривает довести прием на стоматологические факультеты до 7600 человек в год, значительно расширить сеть стоматологических учреждений и увеличить выпуск стоматологического оборудования, инструментария и материалов. После распада Советского Союза стоматология России претерпела значительные изменения. В ее деятельность начали активно внедряться рыночные отношения. Это привело к появлению целого ряда частных клиник, кабинетов, совместных предприятий. Появились разнообразные фирмы, выпускающие отечественные материалы и инструментарий, а также реализующие изделия зарубежных фирм. Стоматологам нашей страны стали доступны новейшие мировые технологии и методики. Произведено переоснащение государственных и, особенно, частных клиник современным оборудованием и аппаратурой. В практику внедрены новые полимерные и стеклоиономерные пломбировочные материалы, металлокерамические конструкции протезов, на основе керамики, начала активно внедряться трансплантология, современные хирургические методики лечения заболеваний пародонта и многое другое. Практически все виды патологии челюстно-лицевой области стали доступны вмешательству врачей-стоматологов. Стоматология превратилась в одну из наиболее результативных медицинских специальностей. Появилась возможность активно внедрять достижения науки в практику. Если в СССР выпускался всего один журнал стоматологического направления, то к сегодняшнему дню только в России издается 12 журналов, выпускаются многочисленные монографии и сборники научных трудов, материалы конференций и съездов, в которых публикуются материалы отечественных и зарубежных ученых и практических врачей. Глубокое усвоение основ терапевтической стоматологии является одним из решающих факторов, гарантирующих оказание высококвалифицированной стоматологической помощи населению согласно современным требованиям науки и практики. Российские стоматологи приложат все силы для дальнейшего повышения качества и эффективности стоматологической помощи населению нашей страны. --- [day-news]23 января 2009[/day-news] |
Новые клиники