II. Цель самоподготовки. Изучить способы и виды антисептики, понятие механической

Изучить способы и виды антисептики, понятие механической, физической, химической и биологической антисептики. Студенты должны приобрести первые навыки по применению различных видов антисептики в хирургической практике.

III. Учебно-целевые задачи.

После самостоятельного изучения материала данной темы студент должен

Знать:

Ø механизм воздействия на микроорганизм различных групп химической антисептики;

Ø варианты механической антисептики (первичная хирургическая обработка раны, вторичная хирургическая обработка раны, туалет раны);

Ø способы физической антисептики (дренирование, проточно-промывное дренирование, активная аспирация, абактериальная среда);

Ø основные виды биологической антисептики (антибиотики, протеолитические ферменты, иммунные средства).

уметь:

Ø выбрать план использования различных антисептиков для данного больного;

Ø провести перевязку раны с использованием различных видов антисептики;

Ø собрать систему для проточно-промывного дренирования ран и полостей;

Ø назначить антибиотикотерапию с учетом чувствительности.

Владеть:

Ø навыками уничтожения микроорганизмов в ранах у взрослых и подростков хирургического профиля

IV. Исходный уровень знаний.

Студент должен знать основные физические и химические свойства препаратов, обладающих антисептическим действием.

V. План изучения темы.

1. Характеристика основных периодов развития антисептики.

2. Основные группы химических антисептиков; показания, механизм действия, способы и методы применения.

3. Механическая антисептика: первичная и вторичная хирургическая обработка ран.

4. Основные способы и методы физической антисептики;показания, механизм действия, способы и методы применения.

5. Виды и средства биологической антисептики; основные группы антибиотиков, ферментных препаратов, иммуностимуляторов.

6. Предупреждение эндогенного инфицирования ран.

VI. Рекомендуемая литература.

Основная литература

1. Гостищев В.К. Общая хирургия: Учебник для студентов медицинских вузов / В.К. Гостищев. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006. – 822 с.: ил.

2. Петров С.В. Общая хирургия: Учебник / С.В. петров. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. – 766 с.: ил.

Дополнительная литература

1. Практикум по курсу общей хирургии / Под ред. П.Н. Зубарева. – СПб.: Фолиант, 2004. – 327 с.

2. Лапкин К.В. Основы общей хирургии: Руководство к практ. занятиям / К.В.Лапкин, Ю.Ф. Пауткин. - М.: Изд-во РУДН,1992.-248с.

3. Ковалев, А.И. Общая хирургия (курс лекций): учеб. пособие для студентов мед. вузов/А.И. Ковалев.-М.:МИА, 2009 .-646 с.:ил. Гриф УМО

4. Практические навыки и умения по курсу "Общая хирургия": учеб. пособие для студентов всех факультетов/под ред. Б.С.Суковатых; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. общей хирургии.-Курск:Изд-во КГМУ,2009.-175 с.:ил

Электронная библиотека медицинского ВУЗа «Консультант студента» www/studmedib.ru

5. Общая хирургия: учебник / Петров С.В. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 768 с. : ил.

6. Общая хирургия: учебник / Гостищев В.К. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 848 с.

VII. Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое антисептика?

2. Какие существуют способы антисептики?

3. Что такое химическая антисептика?

4. Какие группы химических антисептиков Вы знаете?

5. В чем заключается механическая антисептика?

6. Каковы основные правила очищения раны?

7. На чем основана физическая атисептика?

8. Каковы преимущества дренажа по Редону?

9. Что такое биологическая антисептика?

10. Каковы основные правила применения антибиотиков?

11. Какие способы применения антибиотиков Вы знаете?

12. На чем основано применение ферментов в гнойной хирургии?

VIII. Задания для выполнения в процессе самоподготовки:

1. Укажите цель первичной хирургической обработки инфицированных ран.

2. Нарисуйте схему проточно-промывного дренирования инфицированных ран.

3. Нарисуйте схему активной аспирации по Редону.

4. Перечислите препараты, относящиеся к основным препаратам группы галоидов.

5. Представьте характеристику препаратов группы красителей и окислителей.

6. Укажите основные препараты группы производных нитрофурана.

7. Дайте характеристику основным группам антибиотиков, применяемых в хирургии.

8. Укажите основные ферментные препараты, используемые в гнойной хирургии.

9. Укажите препараты для активной и пассивной иммунизации, применяемые для профилактики и лечения гнойной хирургической инфекции.

10. Укажите основные способы и методы предупреждения эндогенного инфицирования ран.

Тестовые задания

1. Систему мероприятий, составивших антисептический метод, разработал:

а) Н.И. Пирогов;

б) И. Земмельвейс;

в) Дж. Листер;

г) Л. Пастер;

д) Э. Бергман.

2. Химической антисептикой называется:

а) стерилизация инструментов;

б) способ подготовки рук к операции;

в) система мероприятий, направленных на уничтожение микробов в ране и в организме;

г) стерилизация операционного белья;

д) стерилизация шовного материала.

3. К антисептикам-окислителям относятся:

а) хлорамин;

б) этиловый спирт;

в) калий перманганат;

г) йодонат;

д) карболовая кислота.

4. Антисептиком, относящимся к группе галоидов, является:

а) перманганат калия;

б) сулема;

в) карболовая кислота;

г) хлорамин;

д) нитрат серебра.

5. Из перечисленных антибиотиков ототоксическое и нефротоксическое действие оказывают:

а) пенициллины;

б) аминогликозиды;

в) тетрациклины;

г) цефалоспорины;

д) макролиды.

6. Механическая антисептика включает в себя:

а) активную аспирацию;

б) проточно-промывное дренирование;

в) иссечение краев, стенок и дна раны в пределах здоровых тканей;

г) создание абактериальной среды;

д) остановку кровотечения.

7. Метод физической антисептики:

а) иссечение краев раны;

б) использование растворов спирта, йода;

в) дренирование раны;

г) использование протеолитических ферментов;

д) стерилизация шовного материала.

8. Биологическая антисептика включает в себя применение:

а) антибиотиков;

б) УФО;

в) перекиси водорода;

г) салициловой кислоты;

д) иссечение краев раны.

9. К группе протеолитических ферментов относятся:

а) продигиозан;

б) лизоцин;

в) трипсин;

г) противогангренозная сыворотка;

д) цефтриаксон.

10. Чаще всего в хирургии применяется вид антисептики:

а) химическая;

б) механическая;

в) физическая;

г) биологическая;

д) смешанная.

11. Перечислите антибиотики, обладающие разрушительным действием на грамположительную флору:

а) оксацилин;

б) цефатоксим;

в) цефтриаксон;

г) гентамицин;

д) амикацин.

12. Перечислите антибиотики, обладающие разрушительным действием на грамотрицательную флору:

а) пенициллин;

б) стрептомицин;

в) амикацин;

г) метилмецин;

д) цефазолин.

Ситуационные задачи

Задача 1

Ситуация.Больной поступил в стационар с жалобами на боли в области носа, выделения из носа, повышения температуры тела до 38,50С, общее недомогание. Ему поставлен диагноз острый гнойный гайморит и выполнено дренирование гайморовых пазух.

Вопросы:

1. Какой вид антисептики применен в данном случае?

2. Антисептики какой группы лучше всего применить для промывания гнойного очага?

3. Антибиотики какой группы должны быть назначены?

Задача 2

Ситуация. У больного после инъекции диклофенака в домашних условиях через 2 дня образовался плотный болезненный инфильтрат ягодичной области, который был в стационаре вскрыт и дренирован.

Вопросы:

1. Что должен выполнить хирург после вскрытия гнойного очага?

2. Антисептик какой группы лучше применить при вскрытии абсцесса ягодицы?

3. Какие биологические антисептики необходимо применять в данном случае?

Задача 3

Ситуация.Больной во время работы на стройке проколол гвоздем правую стопу. Через сутки развился отек, появилась гиперемия и резкая боль в правой стопе. На подошвенной поверхности имеется рана диаметром 0,5 см с гнойным отделяемым, вокруг раны гиперемия, отек, инфильтрация.

Вопросы:

1. Какое заболевание развилось у больного?

2. Какой первый метод антисептики должен применить хирург?

3. Какой следующий метод антисептики необходимо применить?

4. Какой метод физической антисептики необходим в данном случае?

5. Какие лекарства необходимо назначить данному больному?

Задача 4

Ситуация.В клинику поступил больной с жалобами на разлитые боли в животе. Болен трое суток. За медицинской помощью не обращался. При поступлении у больного диагностирован распространенный перитонит. Проведена предоперационная подготовка в условиях реанимационного отделения. Больной направлен в операционную.

Вопросы:

1. Из чего состоит механическая антисептика у данного больного?

2. В чем состоит химическая антисептика в данном случае?

3. В чем состоит физическая антисептика при лечении данного больного?

Задача 5

Ситуация. Больной, 76 лет, страдает варикозным расширением вен около 30 лет. Три года назад открылась трофическая язва на правой голени. Больной для лечения применял различные мази, которые язву не заживили.

Вопросы:

1. Какова этиологическая причина трофической язвы?

2. В чем заключается механическая антисептика при лечении данного больного?

3. В чем заключается химическая антисептика?

4. В чем заключается биологическая антисептика?

Тема 3. Асептика

В ходе изучения темы студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

-способность и готовность к разработке, организации и выполнению комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и снижение заболеваемости различных контингентов населения и отдельных пациентов

I. Мотивация цели занятия.

Асептика – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания инфекции в рану. Асептика способствует значительному снижению количества инфекционных осложнений со стороны раны, предупреждение их развития является одним из важнейших принципов медицины. Особое значение соблюдения правил асептики необходимо в медико-профилактичнской практике.

Наши рекомендации