Укажите значения критерия достоверности, когда различие между производными величинами существенно
1. t = 0,5
2. t = 1,0
3. t = 1,5
4. t = 2
5. t = 3
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
Задача 1. Используя приведенные данные, определите доверительные границы средней величины и достоверность, если при изучении успеваемости студентов медицинского института (не работающих – 62 студента и сочетающих учебу с работой – 47 студентов), были получены следующие данные: у неработающих: средний балл (M1) = 4,1; (mм1 = ± 0,09); у сочетающих учебу с работой: средний балл (М2) = 3,65 (mм2 = ± 0,05). Вероятность безошибочного прогноза 95%
Задача 2.Определите достоверность, если при изучении трудоспособности больных, перенесших инфаркт миокарда при наличии гипертонической болезни (83 человека) и без нее (79 человек), были получены следующие данные: число лиц, возвратившихся к труду, перенесших инфаркт миокарда с гипертонической болезнью (Р1), равно 61,0% (mр1 = ± 4,0%), без гипертонической болезни (Р2) равно 75,0% (mр2 = ± 3,0%). Вероятность безошибочного прогноза 95%.
Задача 3. Используя приведенные данные, определите доверительные границы средней величины и достоверность, если при исследовании частоты пульса (в минуту) у студентов - медиков (95 человек) до и после сдачи экзамена, были получены следующие данные. Частота пульса в среднем до экзамена (М1) составила 94,2 удара в минуту (mм1 = ± 3,9 удара в минуту), после экзамена М2 = 82,0 удара в минуту (mм2 = ± 4,1 удара в минуту). Вероятность безошибочного прогноза 95%.
Задача 4. Определите достоверность, если при изучении показателей летальности в 2 городских больницах были получены следующие данные: в больнице А показатель летальности (P1) был равен 2,70% (mр1 = ± 0,07%), в больнице - Б Р2 = 3,20% (mр2 = ± 0,04%). Состав больных по отделениям был примерно одинаковым: 60 и 65 человек. Вероятность безошибочного прогноза 95%.
Раздел V
Динамические ряды
Динамическим рядом называется совокупность однородных статистических величин, показывающих изменение явления на протяжении определенного промежутка времени.
Числа, из которых состоит динамический ряд, называют уровнямиряда. Уровень – это элемент динамического ряда.
Различают три основных типа динамических рядов в зависимости от составляющих его величин:
1.Динамические ряды, построенные из абсолютных величин (например, численность населения в различные годы) – простой динамический ряд.
2.Динамические ряды, построенные из относительных величин (демонстрирующие, например, изменения коэффициентов смертности) - сложный (производный) динамический ряд, так как такие ряды получаются из сочетания двух простых рядов (например, численности населения и числа смертей по годам).
3.Динамические ряды, построенные из средних величин (демонстрирующие, например, показатели физического развития - рост, вес и др.) - сложный (производный) динамический ряд, так как средние величины относятся к производным величинам.
Динамические ряды в зависимости от сроков, которые они отражают, делятся на: моментные и интервальные.
Моментный ряд состоит из величин, характеризующих размеры явления на определенные даты - моменты (например, на конец года – 31 декабря 2004 года). Уровни моментного ряда не подлежат дроблению.
Интервальный ряд - ряд чисел, строящийся из величин, учтенных не на одну дату, а за определенный отрезок (интервал) времени. Интервальный ряд можно разделить на дробные периоды, а можно укрупнить интервалы.
Анализ динамического ряда определяется показателями, характеризующими интенсивность его изменений и называемыми коэффициентами динамики к которым относятся:
1) Абсолютный прирост или убыль (абсолютный размер разности уровней) - разность между последующим и предыдущим уровнем (дает возможность анализировать скорость происходящих изменений в ее абсолютном выражении).
2) Темп прироста или убывания - процентное отношение абсолютного прироста (или снижения) к предыдущему уровню.
3) Темп роста или снижения - процентное отношение последующего уровня к предыдущему.
4) Для анализа динамического ряда используются также показатели наглядности, хотя следует помнить, что для коэффициента наглядности не обязательны взаимосвязанные динамические изменения.
Динамические ряды характеризуют изменение показателей здоровья - уровень и темп снижения заболеваемости, демографические сдвиги (рождаемости, общей и младенческой смертности), изменения физического развития. Пример анализа динамического ряда (табл. 5.1):
Таблица 5.1
Динамика рождаемости населения Н-ской области
за 2000 - 2004 гг.
Год | Число родившихся на 1000 населения | Абсолютный прирост | Темп прироста | Темп роста | Показатель наглядности |
7,7 7,9 7,8 7,5 7,3 | - 0,2 -0,1 -0,3 -0,2 | - 2,6% -1,3% -3,8% -2,7% | - 102,6% 98,7% 96,2% 97,3% | 100,0% 102,6% 101,3% 97,4% 94,8% |
Расчет показателей динамического ряда:
1) Абсолютный прирост: 7,9 - 7,7 = 0,2
7,8 - 7,9 = - 0,1 и т.д.
2) Темп прироста: 0,2 : 7,7 · 100% = 2,6 %
-0,1 : 7,9 · 100% = - 1,3 % и т.д.
3) Темп роста: 7,9 : 7,7 · 100% = 102,6%
7,8 : 7,9 · 100% = 98,7 % и т.д.
4) Показатель наглядности: уровень 2000 г. принимаем за 100%
7,9 : 7,7 ·100% = 102,6 %
7,8 : 7,7 · 100% = 101,3 % и т.д.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Дайте определение динамического ряда.
2.Назовите виды динамических рядов.
3.Из каких величин построен простой динамический ряд?
4.Из каких величин построен сложный динамический ряд?
5.Какие динамические ряды можно отнести к моментным рядам?
6.Какие динамические ряды можно отнести интервальным рядам?
7. Назовите показатели анализа динамического ряда.
8.Как рассчитать абсолютный прирост?
9.Как рассчитать темп прироста?
10.Как рассчитать темп роста?
ТЕСТЫ