Ребёнок, ни минуты не сидящий спокойно
Когда ребенок начнет ходить, родители могут обнаружить, что он энергичнее и подвижнее большинства сверстников, и менее послушен. Радость, что малыш не вялый и сонный, закончится после того, как активность и любознательность малыша повлекут за собой череду ежедневных катастроф, а запас родительского терпения и сил иссякнет. И вот тут-то родители зададутся вопросом, действительно ли неиссякаемая энергия ребенка так уж хороша. Возможно, они даже забеспокоятся, нормально ли такое поведение, не гиперактивен ли ребенок, не страдает ли он синдромом дефицита внимания (СДВ), трудностями обучения или минимальной мозговой дисфункцией (ММД), которые так часто в наше время диагностируют.
В этой главе я намерен предупредить об опасностях таких диагнозов, кто бы их ни поставил — вы сами, ваши друзья, учителя или врачи. Навешивание таких ярлыков подвергает ребенка недопустимому риску.
В Соединенных Штатах и медикаментозное лечение детей с активным, но совершенно нормальным для их уровня развития поведением, и профессиональные консультации по этому поводу приобретают эпидемические масштабы. Уступая давлению администраций школ, многие американские родители потеряли веру в собственный здравый смысл и накопленную мудрость поколений. Их убедили в том, что только врачи и психиатры знают ответы на вопросы, на которые вполне успешно самостоятельно отвечали предыдущие поколения родителей.
Если бы детей делали по шаблону, как оловянных солдатиков, можно было бы установить нормы для их психического развития и поведения, а также для уровня активности. К счастью, детей на заводе не делают, и поэтому среди них не найдется и двух одинаковых. Это разочаровывает врачей, учителей и представителей других профессий, полагающих, что все в жизни должно подчиняться хрестоматийным правилам. В наше время в порядке вещей, что невнимательный и шустрый ребенок, доводящий учителей до белого каления, получает диагноз «гиперактивность» или «повреждение мозга». Врачи лечат его депрессантами, а наставники запирают в школьной «учебной лаборатории».
Вероятность того, что на очень активного, но совершенно нормального ребенка навесят один из унизительных ярлыков, не так уж мала, хотя «болезни», которые ребенку могут приписать, адекватного, научного определения не имеют. Число детей, которых постигла такая участь, увеличилось за последние пять лет до пятисот тысяч. Это может произойти, если ребенок будет проявлять черты поведения, то и дело фигурирующие в психологических тестах: не всегда выполняет команды; ерзает и не сидит спокойно; отвлекается на уроках; лезет не в свои дела; копается, собираясь в школу; хвастается и рисуется в присутствии других детей; более физически активен, чем одноклассники.
Думаю, этот список «отклонений от нормы» вызовет у вас реакцию, которая принципиально не отличается от моей. Если ребенок не проявлял большинства из названных признаков, я бы забеспокоился, а затем приложил все усилия, чтобы понять: почему ребенок ведет себя столь же отрешенно и безучастно, как овощ на грядке?! Тем не менее психотерапевты и психиатры склонны лечить именно таких активных детей лекарствами, которые часто как раз и делают их похожими на овощи!