Учебно-материальное обеспечение

Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии

  УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол № ____ «____» ______________ 2011 г. Заведующий кафедрой д-р мед. наук, профессор _______________ А.В. Лепехин     Для студентов VI курса лечебного факультета  
   

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

на практическое занятие

по учебной дисциплине “инфекционные болезни”

ТЕМА: АЛГОРИТМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОИСКА И ТАКТИКА ВРАЧА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ С МЕНИНГЕАЛЬНЫМ СИНДРОМОМ

Составила:

ассистент кафедры,

канд. мед. наук Е.В. Портнягина

ТОМСК-2011

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Актуальность темы занятия определяется широкой распространенностью инфекционных заболеваний с менингеальным синдромом и сложным дифференциально-диагностическим поиском на амбулаторном и госпитальном этапах, обосновывающими целесообразность детального изучения аспектов первичного скрининга данных болезней, медицинской сортировки больных, терапевтической тактики и организации необходимых профилактических и противоэпидемических мероприятий для врачей общей практики и специалистов различного профиля.

Студенты должны знать:

- клинико-патофизиологическую характеристику различных видов менингитов (первичные, вторичные; гнойные, серозные);

- перечень инфекционных и неинфекционных заболеваний с менингеальным синдромом;

- генез и диагностические признаки заболеваний, сопровождающихся менингизмом;

- диагностические критерии инфекционных и неинфекционных заболеваний, сопровождающихся серозным менингитом;

- диагностические критерии инфекционных заболеваний, сопровождающихся гнойным менингитом;

- тактику врача при выявлении инфекционного больного с менингеальным синдромом на догоспитальном этапе и первичные противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;

- принципы терапии инфекционных заболеваний с менингеальным синдромом.

Студенты должны уметь:

- при обследовании больного выявить данные анамнеза заболевания, особенности эпидемиологического анамнеза и клинический синдромокомплекс, сформулировать синдромальный и предварительный нозологический диагнозы, составить алгоритм диагностического поиска и определить оптимальный объем лабораторных и инструментальных методов исследования;

- интерпретировать результаты параклинических исследований, сформулировать клинический диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10 и провести дифференциальный диагноз с различными инфекционными и неинфекционными заболеваниями с менингеальным синдромом;

- определить комплекс лечебно-профилактических мероприятий при выявлении инфекционного больного с менингеальным синдромом.

Перечень практических умений

1. Сбор эпидемиологического анамнеза у больных с инфекционными заболеваниями, сопровождающимися менингеальным синдромом.

2. Клиническое обследование больных с инфекционными заболеваниями, сопровождающимися менингеальным синдромом.

3. Составление алгоритма обследования больного для установления нозологического диагноза.

4. Интерпретация данных анализа ликвора (микроскопический, биохимический, бактериологический, вирусологический, иммунологический, молекулярно-биологический), результатов инструментальных (компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга, рентгенография черепа, эхоэнцефалография) и специфических исследований у больных с инфекционными заболеваниями, сопровождающимися менингеальным синдромом.

5. Формулирование клинического диагноза в соответствии с требованиями МКБ-10.

6. Определение клинических и эпидемиологических показаний к госпитализации больных в инфекционный стационар.

7. Составление плана лечения больного в соответствии с основными стандартами медицинской помощи при инфекционных заболеваниях, сопровождающихся менингеальным синдромом, в стационарных условиях.

8. Ведение медицинской документации (экстренное извещение об инфекционном заболевании, история болезни, рецептурный бланк и др.).

9. Организация первичных профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний с менингеальным синдромом.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Схема гематоэнцефалического барьера.

2. Классификация менингитов.

3. Диагностические критерии первичных серозных менингитов (лимфоцитарный хориоменингит, токсоплазмозный менингоэнцефалит, клещевой энцефалит, японский энцефалит, туберкулезный менингит и др.).

4. Диагностические критерии вторичных серозных менингитов (паротитный, гриппозный, аденовирусный, микоплазмозный, орнитозный, коревой, краснушный, энтеровирусный, герпетический, лептоспирозный, бруцеллезный, сифилитический, ВИЧ-менингит и др.).

5. Диагностические критерии первичных гнойных менингитов (менингококковый, пневмококковый, гемофильный и др.).

6. Диагностические критерии вторичных гнойных менингитов (стафилококковый, стрептококковый, эшерихиозный, протейный, клебсиеллезный, сибиреязвенный и др.).

7. Принципы обследования больных с менингеальным синдромом.

8. Принципы терапии инфекционных заболеваний, сопровождающихся менингеальным синдромом.

9. Комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий при инфекционных заболеваниях с менингеальным синдромом.

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература

Основная

1. Инфекционные болезни и эпидемиология : учебник / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. М. : ГЭОТАР-МЕД, 2003. 816 с.

2. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни : учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Медицина, 2005. 696 с.

3. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни : учебник. М. : Медицина, 2003. 544 с.

4. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням : учебное пособие для студентов медицинских вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Медицина, 2007. 1032 с.

Дополнительная

1. Казанцев А.П. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. М., 1999. 482 с.

2. Покровский В.И., Фаворова Л.А., Костюкова Н.Н. Менингококковая инфекция. М. : Медицина, 1976. 276 с.

3. Помогаева А.П., Жукова Н.Г., Гусева Г.Д. Современные представления этиологии, патогенеза, диагностики и лечения менингитов у детей : учебное пособие. Томск : Изд-во Томского университета, 2005. 96 с.

4. Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике : руководство для врачей. СПб. : Гиппократ, 1993. 320 с.

Наши рекомендации