Тесты для контроля исходного уровня знаний

ГОУ ВПО Тюменская государственная медицинская академия Росздрава

Кафедра внутренних болезней, поликлинической терапии и

Семейной медицины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Тюмень

Г.

Методические указания для самостоятельной подготовки по дисциплине «Профессиональные болезни» содержат тестовые задания, ситуационные задачи, вопросы для итогового собеседования, перечень тем рефератов и электронных презентаций.

Методические указания составлены сотрудниками кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины: профессором, д.м.н. Болотновой Т.В.; доцентом, к.м.н., Кирсанкиной Е.В.

Методические указания утверждены на заседании кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины протокол № 5 от 30 ноября 2009 г.

Методические указания утверждены на заседании цикловой методической комиссии по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» № 4 от 4 декабря 2009 г.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Знакомство с клиникой профессиональных болезней. Принципы организации и проведения профилактических медицинских осмотров рабочих промышленных предприятий, диспансеризация, экспертиза трудоспособности при профессиональных болезнях. Курация больных.

ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ:Предварительным и периодическим медицинским осмотрам принадлежит существенное место в системе мероприятий, направленных на охрану здоровья трудящихся, раннюю диагностику и профилактику профессиональных и общих заболеваний. Врачу любой специальности необходимо знать современную нормативно-правовую базу, регламентрующую проведение медицинских осмотров работников и расследование случаев профессиональных заболеваний, правила экспертизы связи заболевания с воздействием вредных производственных факторов.

От компетентности врачей, участвующих в проведении медицинских осмотров, зависит качество медицинской помощи работникам, профилактика общих и профессиональных болезней, сохранение квалифицированных кадров.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Научиться организации и проведению медицинских осмотров работников, подвергающихся воздействию вредных производственных факторов, уметь анализировать результаты осмотров, разрабатывать рекомендации, направленные на сохранение здоровья трудящихся.

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Научиться на основании действующих приказов определять необходимый объем обследования для проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работающих в контакте с вредными факторами производственной среды; формулировать заключения по их результатам; анализировать результаты осмотров и разрабатывать на этой основе лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия, направленные на их совершенствование; направлять больных с подозрением на профессиональное заболевание в центр профпатологии; представлять особенности истории болезни в центре профпатологии.

Вопросы базовых дисциплин, необходимых для усвоения данной темы:

Гигиена труда:

1. Понятие «вредный производственный фактор».

2. Классификация вредных производственных факторов.

3. Гигиеническая классификация условий труда.

Пропедевтика внутренних болезней:

1. Методика объективного обследования больного по органам и системам.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. На основании каких приказов Министерства здравоохранения РФ проводится обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры работников, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов?

2. Какой порядок расследования и учета случаев профессиональных заболеваний профессиональных заболеваний существует в нашей стране?

3. Изложите классификацию профессиональных заболеваний по этиологическому принципу.

4. Каковы особенности течения профессиональных заболеваний на современном этапе?

5. Назовите документы, необходимые для решения вопроса о связи заболевания с воздействием вредных производственных факторов. Кто их должен составлять?

6. Перечислите основные особенности диагностики профессиональных заболеваний и интоксикаций.

7. Каким лечебно-профилактическим учреждениям дано право первичного установления диагноза профессиональных болезней.

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

1. Предварительный медицинский осмотр работника проводится:

а) при поступлении на работу на предприятие с вредными условиями труда

б) в процессе трудовой деятельности на предприятии с вредными условиями труда

в) по медицинским показаниям

г) по предписанию Роспотребнадзора

2. Периодический медицинский осмотр работника проводится:

а) при поступлении на работу на предприятие с вредными условиями труда

б) в процессе трудовой деятельности на предприятии с вредными условиями труда

в) по медицинским показаниям

г) по предписанию Роспотребнадзора

3. Острая профессиональная интоксикация развивается в течение:

а) нескольких месяцев

б) одной рабочей смены

в) нескольких лет

4. Хроническая профессиональная интоксикация развивается в течение:

а) нескольких месяцев или лет

б) нескольких рабочих смен

в) одной рабочей смены

5. Диагноз профессионального заболевания дано право устанавливать:

а) поликлиникам

б) любым отделениям многопрофильных стационаров

в) здравпунктам и медико-санитарным частям предприятий

г) центрам профпатологии, клиникам НИИ Медицины труда

6. Санитарно-гигиеническую характеристику условий труда составляет:

а) инженер по технике безопасности и охране труда предприятия

б) руководитель предприятия

в) лечащий врач больного

г) санитарный врач по гигиене труда Роспотребнадзора

7. Выберите обязательные документы для экспертизы связи заболевания с условиями труда: 1) копия трудовой книжки; 2) санитарно-гигиеническая характеристика условий труда; 3) данные аттестации рабочих мест предприятия; 4) выписка из амбулаторной карты больного; 5) направление из поликлиники.

а) верно 1, 2, 3, 4

б) верно 2, 3, 4, 5

в) верно 1, 2, 4, 5

г) верно 2, 3, 4

8. Для диагностики острых или хронических профессиональных интоксикаций необходимо:

а) подтверждение специфической сенсибилизации к промышленным аллергенам по данным аллергологического обследования

б) наличие в биологических жидкостях химического вещества или его метаболитов

в) длительный стаж работы в контакте с химическими веществами

9. В структуре профессиональной заболеваемости в России 1 место занимает:

а) вибрационная болезнь

б) нейросенсорная тугоухость

в) пылевые заболевания органов дыхания (пневмокониозы, пылевой бронхит)

г) профессиональные аллергические заболевания

10. Этиологическим методом лечения в медицине труда является:

а) временное или постоянное прекращение контакта с вредным производственным фактором

б) назначение лекарственных препаратов, влияющих на основные звенья патогенеза

в) физиотерапевтические методы лечения

г) санаторно-курортное лечение

Тема занятия: Вибрационная болезнь. Современная классификация, этиология, патогенез, клинические формы, диагностика, принципы лечения и профилактики. Особенности течения вибрационной болезни в условиях Крайнего Севера.

Значение темы:В настоящее время вибрационная болезнь является одной из самых распространенных форм профессиональной патологии, а в Тюменской области занимает ведущее место среди всех профзаболеваний. Это обусловлено широким внедрением во все отрасли народного хозяйства механизированных инструментов и оборудования, генерирующих при эксплуатации вибрацию.

Значительную роль в развитии заболевания играют также сопутствующие профессиональные факторы: шум, охлаждение, значительное статическое напряжение мышц плечевого пояса, вынужденное положение тела и т.д. Немаловажную роль играют и такие факторы, как длительность воздействия вибрации, специфика организации трудового процесса, режим труда и отдыха, а также индивидуальные особенности организма.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Изучить клинику вибрационной болезни, особенности течения, современные методы диагностики, профилактики и медико-социальной экспертизы; научить студентов проводить лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия при вибрационной болезни.

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Научить студентов оценивать санитарно-гигиенические условия труда; выявлять характерные клинические признаки вибрационной болезни; самостоятельно выполнять функциональные методы диагностики (паллестезиометрию, альгезиометрию, капилляроскопию, холодовую пробу, термометрию) и уметь их оценивать; обосновывать диагноз, определять состояние трудоспособности при вибрационной болезни; осуществлять проведение лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий при различных формах заболевания.

ДЛЯ ЭТОГО НАДО:

а) знать патогенез, классификацию, клинические проявления вибрационной болезни

б) уметь проводить сбор жалоб, анамнеза, осмотр больного с вибрационной болезнью, назначать этиолгическое, патогенетическое, симптоматическое лечение и проводить экспертизу трудоспособности больных с вибрационной болезнью

в) иметь навыки проведения и интерпретации функциональных методов исследования (паллестезиометрии, альгезиометрии, динамометрии, капилляроскопии ногтевого ложа, электротермометрии)

г) интерпретировать результаты рентгенографии кистей, позвоночника, реоэнцефалографии, реовазографии, электроэнцефалографии, эхоэнцефалоскопии, электронейромиографии.

Вопросы базовых дисциплин, необходимых для усвоения данной темы

Патологическая физиология:

· патофизиология периферического кровообращения

· патофизиология сосудистого тонуса

· патогенез и стадии стресса

Биохимия:

· биологическое окисление

· роль медиаторов в передаче нервных импульсов

Фармакология:

· препараты, улучшающие микроциркуляцю

· антиоксиданты

Рентгенология:

· рентгендиагностика заболеваний опорно-двигательного аппарата

Нервные болезни:

· заболевания периферической нервной системы (полиневропатии, невриты)

· синдромы поражения ЦНС (астеновегетативный, энцефалопатия)

Общая хирургия:

· заболевания сосудов конечностей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. На каких современных производствах встречается производственная вибрация?

2. Как классифицируется вибрация по частоте и виду контакта с телом человека?

3. Нервно-рефлекторное, нейро-гуморальное и местное звенья патогенеза вибрационной болезни.

4. Современная классификация вибрационной болезни.

5. Какими синдромами представлена вибрационная болезнь от воздействия локальной вибрации?

6. Какими синдромами представлена вибрационная болезнь от воздействия общей вибрации?

7. Функциональные пробы при вибрационной болезни, их проведение и интерпретация результатов.

8. Методы диагностики вибрационной болезни.

9. Основные принципы терапии вибрационной болезни.

10. Особенности экспертизы профпригодности в зависимости от стадии вибрационной болезни.

11. Методы профилактики вибрационной болезни.

12. Как влияет вибрация на репродуктивную систему женщин, а также на течение беременности и родов у женщин «виброопасных» профессий?

13. Как влияет вибрация на организм подростков?

Наши рекомендации