МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №7
1. Тема занятия:
Основные методы обследования стоматологического пациента.
Цель занятия.
Студент должен знать:
· Современные санитарно-гигиенические требования к организации стоматологического кабинета.
· Эргономические основы организации рабочего места врача-стоматолога.
· Особенности работы в четыре руки.
· Обязанности ассистента врача-стоматолога.
· Оборудование стоматологического кабинета и правила техники безопасности при работе с ним.
· Принцип устройства и работы современной стоматологической установки, наконечников.
· Стоматологический инструментарий, используемый на терапевтическом приеме.
· Методы дезинфекции и стерилизации стоматологического инструментария.
· Правила уборки стоматологического кабинета.
· Меры по профилактике заражения ВИЧ-инфекцией и вирусного гепатита В, С медицинского персонала
Студент должен уметь:
1. В соответствии с правилами техники безопасности включать и выключать бормашину и стоматологическую установку.
2. Фиксировать наконечники и боры.
3. Проводить дезинфекцию мелкого стоматологического инструментария и предстерилизационную очистку инструментария.
4. Проводить дезинфекциюстоматологического оборудования.
5. Проводить предстерилизационную очистку стоматологического инструментария.
6. Осуществить мероприятия, осуществляемые при риске парентерального инфицирования ВИЧ и вирусным гепатитом.
Студент должен ознакомиться:
С клиническими методами диагностики, применяемыми в стоматологии.
.
4. Содержание обучения:
Для успешного лечения необходимо правильная постановка диагноза, обязательным условием которого является сбор фактического материала.
В стоматологии используют следующие методы:
- основные (не связанные с применением лабораторных и инструментальных методов);
- дополнительные (методы, основанные на достижениях науки).
К основным (главным) методам относятся:
- расспрос;
- объективное обследование.
Дополнительными методами являются:
- электроодонтодиагностика;
- рентгенологическое исследование;
- трансиллюминационный метод;
- люминесцентная диагностика.
Расспрос(сбор анамнеза) – начинают с выявления жалоб. С этой целью можно задавать вопросы или же попросить больного рассказать, что его беспокоит в данный момент, установление причины возникновения, длительность (приступообразная, постоянная) и характер (ноющая, пульсирующая) болей, время появления (ночная, дневная), распространенность (локализованная, иррадирующая), причины усиления их, чем купировались и т.д.
Перенесенные и сопутствующие заболевания –выяснение их позволяет установить причинно-следственную связь с изменениями в полости рта. При этом важно уточнить время (год, месяц) развития и продолжительность заболевании, длительность ремиссий, возможные осложнения.
Условия труда.Необходимость выяснения этого факта диктуется тем, что воздействие профессиональных вредностей может способствовать развитию поражения не только твердых тканей зуба, но и слизистой оболочки полости рта.
Аллергологический анамнез.Число заболевании, в основе которого лежит повышенная чувствительность к лекарственным препаратам, продуктам питания и другим факторам за последние годы значительно возросло, поэтому при сборе анамнеза этот момент следует уточнить.
Объективное обследованиевключает осмотр, перкуссию, пальпацию, термометрию и ряд дополнительных исследований.
Осмотрпредполагает внешний осмотр и осмотр полости рта:
- при внешнем осмотре обращают внимание на общий вид больного, наличие припухлости, асимметрии, образовании на красной кайме губ, цвет кожных покровов, наличие пигментации, состояние волосяного покрова и ногтей. Необходимо определить состояние поднижнечелюстных, подбородочных и шейных лимфатических узлов, обращая внимание на их размер, подвижность, болезненность, не спаянность с подлежащими тканями.
- осмотр полости рта начинают с осмотра красной каймы губ и углов рта, затем переходят на преддверие рта. При этом челюсти должны быть в сомкнутом состоянии, а губы расслабленны, осмотр проводят, приподняв верхнюю, и опустив нижнюю губу или оттянув щеку стоматологическим зеркалом.
Следует обратить внимание на цвет губ, образование чешуек, корок. В норме на внутренней поверхности губ определяется незначительная бугристая поверхность, обусловленная локализацией в слизистом слое мелких слюнных желез, в некоторых случаях определяются точечные отверстия – выводные протоки со скоплением капелек секрета. На внутренней поверхности щек, по линии смыкания зубов в заднем отделе располагаются сальные железы (железы Фордайса), которые иногда принимают за патологию. Необходимо определить соотношение зубных рядов – прикус. Вслед за этим осматривают десну (в норме она бледно-розового цвета, блестящая, увлажненная) и переходят на осмотр собственно полости рта, который включает осмотр языка, дна полости рта и осмотр зубов.
При осмотре языка обращают внимание на его размер и рельеф, состояние сосочков, наличие налета. С обеих сторон корня языка имеется лимфоидная ткань розового или синюшно-розового цвета, которая нередко принимают за патологическое образование. Следует так же обратить внимание на выводные протоки слюнных желез и характер их секрета.
При осмотре зубов пользуются набором инструментов (стоматологическое зеркало и зонд). Осмотр начинают с правого верхнего сегмента, и заканчивают нижним правым. Особенно тщательно следует осматривать контактные поверхности зубов. Зондирование позволяет определить наличие размягченного дентина, глубину кариозной полости, сообщение с полостью зуба. Следует также обращать внимание на цвет, размер и форму зубов.
Перкуссия.Целью этого метода является определение состояния пародонта. С помощью пинцета или ручки зонда наносят легкие, равномерные удары в вертикальном и горизонтальном направлениях. Перкуссию начинают с заведомо здоровых зубов, если в периодонте нет воспаления, то перкуссия безболезненна и напротив при наличии воспаления больной отмечает болевые ощущения.
Пальпацияиспользуют для определения припухлости, опухоли, уплотнения, подвижности органов или тканей полости рта.
4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:
Таблицы, фильмы, муляжи.
5. Практическая работа:
Название практической работы:
- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;
- заполнение карты пациента
Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.
Методика выполнения работы:
Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов.
Порядок выполнения работы:
1.опрос
2.Профилактический осмотр
3.Заполнение карты обследования
Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.
5. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:
· Стерилизация, этапы стерилизации
· Растворы для дезинфекции
· Пробы для контроля качества стерилизации
· Эргономика в стоматологии
· Требования к стоматологическому кабинету.
7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:
- Основные методы исследования
- Сбор анамнеза
- Осмотр полости рта
- Зондирование
- Перкуссия
- Пальпация
8.Хронокарта учебного занятия:
- Организационная часть (приветствие, заполнение журнала посещений занятий, оценка внешнего вида студента, состояния медицинской одежды, наличия медицинских перчаток, защитных масок, очков, сменной обуви) – 5 минут
- Определение преподавателем темы занятия, цели занятия и задач, направленных на её выполнение – 15 минут.
- Опрос студентов – 35 минут.
- Приём пациентов - самостоятельная работа студентов (контроль и помощь преподавателя), продолжительность этого этапа – 45 минут.
- Контроль выполнения практической части, заполнение истории болезни – 15 минут
- Подведение итогов занятия, задание на дом – 10 минут.
9. Самостоятельная работа студентов:
Заполнение рабочей тетради для внеаудиторной самостоятельной работы.
Перечень учебной литературы к занятию:
1. Максимовский Ю.М. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 2002,с. 20-27
2. Боровский Е.В. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 1997, с. 11-16.
3. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. М.,2007, с. 52-90.
4. Пожарицкая Л.Р. Фантомный курс по терапевтической стоматологии. М., 2005, с. 11-26.
5. Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний. Ростов н/Д, 2004, с.57-75.
6. Трезубов В.Н. с соавт. Стоматологический кабинет: оборудование, материалы, инструменты. Санкт-Петербург,2002, с.5-27.
7. Арутюнов С.Д., Царев В.Н. Основы применения современных методов стерилизации и дезинфекции в стоматологической практике. М.,2003, 74с
8. Агапов В.С., Тарасенко С.В. Внутрибольничные инфекции в хирургической стоматологии. М., Медицина – 2002.-255с.
9. Олейник И.И. Микробиология и иммунология полости рта. В кн. «Биология полости рта» // Под ред. Е.В.Боровского. – М., Медицина.- 1991-СМ.226-260.
10. Новая система дезинфекции// Медицинский бизнес,1998.-№4 (спец.выпуск №2-стоматолог-практик) С.6.