Функции эпителиальных клеток тимуса
ГОсударственный медицинский университет г.семей
Методические рекомендации
ДЛЯ ЗАНЯТИЙ (ПРАКТИЧЕСКИХ, СЕМИНАРСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ)
Специальность: Общая медицина
Дисциплина: Общая иммунология
Кафедра: Иммунологии и дерматовенерологии
Курс 3
Темы № 1-18
1. | Строение иммунной системы. Теории иммунитета. Антигены. |
2. | Система гуморального иммунитета. Дифференцировка В-лимфоцитов. Строение и функции основных классов иммуноглобулинов. Принципы лабораторной диагностики |
3. | Роль системы комплемента в иммунном ответе. Антигенпредставляющие клетки, их роль в индукции и регуляции иммунного ответа. Принципы лабораторной диагностики. |
4. | Система клеточного иммунитета, основные функции. Антигеннезависимая и антигензависимая дифференцировка Т-лимфоцитов. |
Основные субпопуляции Т-лимфоцитов и их функции. Иммунологическая толерантность. Принципы лабораторной диагностики. | |
6. | Цитокины, основные характеристики, роль в регуляции иммунного ответа. |
7. | Метод ИФА, принцип постановки и его применение для определения концентрации иммуноглобулинов, цитокинов и растворимых форм рецепторов. |
8. | Подсчет лейкоцитарной формулы, абсолютного и относительного количества лимфоцитов. Анализ лейкограммы. Лабораторные методы оценки Т- и В-систем иммунитета, комплемента и фагоцитоза в клинике. |
9. | Понятие иммунодефицита. Первичные и вторичные иммунодефицитные состояния, классификация, этиология, лабораторная диагностика с позиций доказательной медицины. Рубежный контроль №1. |
10. | Иммунопатогенез и иммунодиагностика СПИДа, основанная на принципах доказательной медицины. |
11. | Вакцины и вакцинопрофилактика. Принципы создания современных вакцин. |
12. | Система HLA, строение, функции локусов. Основы трансплантационного иммунитета. |
13. | Роль клеточных и гуморальных механизмов в противоопухолевом иммунитете. Иммуногенетические аспекты канцерогенеза. Особенности иммунного статуса онкологических больных. Иммунодиагностика, иммунопрофилактика и иммунотерапия рака. |
14. | Патогенез, лабораторная диагностика с позиций доказательной медицины и клинические проявления атопической аллергии. Патогенез анафилактического шока |
15. | Патогенез и клинические проявления цитотоксических (цитолитических) реакций. Патогенез и клинические примеры болезней иммунных комплексов. |
16. | Патогенез и клинические проявления реакций гиперчувствительности замедленного типа. |
17. | Аутоиммунные заболевания, механизмы индукции, патогенез, клинические примеры. |
18. | Основные принципы современной иммунокоррекции, основанные на принципах доказательной медицины.Рубежный контроль № 2. |
Семей – 2014 г.
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № 1 от "_02_" __сентября__ 2014_ г.
Зав. кафедрой, д.м.н.____________________Жетписбаева Х.С.
1. Тема№1: Строение иммунной системы. Теории иммунитета. Антигены.
2. Цель: Сформировать и закрепить у студентов научные представления о строении и функциях иммунной системы на органном, клеточном и молекулярном уровнях. Закрепить знания о теориях иммунитета и антигенах.
3. Задачи обучения:Дать студентам современные представления о строении и функционировании иммунной системы в норме, антигенах, их основных видах.
Студент должен знать
- Исторический путь развития иммунологии
- Виды иммунитета
- Основные теории иммунитета
- Организацию иммунной системы, эволюционно сформировавшиеся особенности строения и функционирования
- Понимать иммунологические процессы, лежащие в основе иммунного ответа
- Понимать уникальность иммунной системы в осуществлении специфических функций защиты от чужеродного антигена и иммунологического надзора за генетическим постоянством организма
- Роль лимфоцита в реализации иммунитета. Современную схему иммуногенеза
- Структурные особенности и значение антигенов в индукции и регуляции иммунного ответа.
Студент должен уметь
- Использовать полученные знания для понимания строения и функции иммунной системы, уровней ее организации, роли иммунологии в развитии перспективных направлений: иммунобиотехнологии и др.
- Самостоятельно работать с научной и медицинской литературой и Интернет-ресурсами для дополнения знаний и критически анализировать информацию.
4. Основные вопросы темы:
- Предмет и задачи иммунологии
- Основные разделы и задачи современной иммунологии
- Исторические этапы развития иммунологии
- Концепция иммунологического надзора
- Определение иммунитета
- Основные виды иммунных реакций
- Роль клеточных и гуморальных механизмов в иммунном ответе
- Уровни организации иммунной системы (органный, клеточный, молекулярный)
- Современная схема иммуногенеза. Лимфоцит – как центральная фигура в иммунной системе
- Онтогенез и филогенез иммунной системы
- Основные этапы дифференцировки Т- и В-лимфоцитов
- Ткани и органы местного иммунитета
- Антигены, понятие и химическая природа
- Антигенные детерминанты
- Тимусзависимые и тимуснезависимые антигены
- Клонально-селекционная теория иммунитета Ф. Бернета
5. Методы обучения и преподавания:
- Обучение по технологии ТВL
- Индивидуальное тестирование,
- Групповое тестирование (Работа в малых группах)
- Клинический случай (Работа в малых группах - Ситуационная задача)
- Практические навыки (подсчет лейкоцитарной формулы крови)
- Заключительное индивидуальное тестирование
Литература
Основная:
1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008
Дополнительная:
- Иммунология: учебник / А. А. Ярилин . - М : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 752 с.
- Словарь – справочник по иммунологии/ под ред.С.В. Кожановой Алматы, 2011
- Иммунология: атлас / Р. М. Хаитов, А. А. Ярилин , Б. В. Пинегин. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 624 с.
- Клиникалық иммунология және аллергология : учебник / Қ. А. Жұманбаев, Ғ. Қ. Жұманбаева, Ә. Ө. Байдүйсенова. - Қарағанды, 2009. - 354 б.
- Оценка и коррекция иммунного статуса : учеб. пособие для мед. вузов / Б. А. Никулин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 375 с.
- Наглядная Иммунология: Пер. с англ.А.В.Караулова / Дж. Х Л. Плейфейер ; ред. А. В. Караулова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 118 с.
- Земсков А.М. Клиническая иммунология : учебник / ред. А. М. Земсков. - М. : ГЭОТАР-медиа, 2008. - 320 с.
- ДМ принциптерінде негізделген, Интернет-ресурстар: www.pubmed.gov; www.cochrane.org; www.ovid.com; www.medscape.com; www.medmatrix.org.
7. Контроль:
Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:
1. Какие основные задачи решает иммунология?
2. Из каких этапов состоит развитие иммунологии как науки?
2. Из каких органов и клеток состоит иммунная система?
3. Что такое иммунитет?.
4. Назовите суть клонально-селекционной теории иммунитета Ф.Бернета, ее достоинства и недостатки.
Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:
- В чём защитный смысл иммунного ответа и против чего он направлен?
- Охарактеризуйте понятие «Иммунологический надзор». В чем суть концепции иммунологического надзора?
- Какова роль рециркуляции Т-лимфоцитов в реализации функции иммунологического надзора?
- Какие рецепторы лимфоцитов обеспечивают специфичность распознования антигена?
- Какими особенностями должны обладать антигены для запуска иммунного ответа без участия Т-хелперов?
- Чем отличается понятие миграции и рециркуляции лимфоцитов
- Какие функции обеспечивает рециркуляция лимфоцитов
- Содержание Т и В-лимфоцитов в периферической крови в норме
- Перечислить виды иммунитета
- Чем обусловлена специфичность иммунного ответа
- Клетки, участвующие в иммунном ответе
- Чем отличаются Т зависимые и Т независимые антигены
Задания для оценки заключительного уровня знаний:
Задание № 1
Заполнить таблицу: уровни иммунной системы
Органный уровень | Центральные органы | Периферические органы |
Клеточный уровень | Основные типы иммуннокомпетентных клеток | |
Молекулярный уровень | Основные виды макромолекул, участвующих на всех стадиях иммунного ответа 1. 5. 2. 6. 3. 7. 4. 8. | |
Уровень целостного организма | Системы организма, участвующие в регуляции иммунной системы |
Задание № 2
Заполнить таблицу: центральные и периферические органы иммунной системы и их функции
Центральные органы | Их функции |
Периферические органы | Их функции |
Задание № 3
Решение задачи по определению относительного и абсолютного числа лимфоцитов периферической крови:
Число лейкоцитов в общем анализе крови составляет 6х109, в лейкоцитарной формуле процентное содержание лимфоцитов -30; определить абсолютное содержание лимфоцитов
Приложение:
I. Тесты для оценки индивидуального и группового уровня знаний-1 вариант
1. В лимфо-миелоидный комплекс не входит:
1. костный мозг 3. Селезенка 5. кишечник
2. тимус 4. лимфоузлы и лимфоидная ткань
2. Дифференциация Т-лимфоцитов происходит в:
- костном мозге 3. селезенке и тимусе 5. лимфоузле
- селезенке 4. тимусе
3. Дифференциация В-лимфоцитов происходит в:
- костном мозге 3. селезенке и тимусе 5. лимфоузле
- селезенке 4. тимусе
4. Т-клеточный росток дифференцировки –это:
- пре- Т-клетка 3. тимоцит 5. наивный Т-лимфоцит
- гранулоциты 4. пре- В-клетка
Тимус
- состоит из 2-х доль 3. имеет тельца Расселя 5. из тимуса выходит до 30% клеток
- состоит из 3-х доль 4. имеет фолликулы Марка
Функции эпителиальных клеток тимуса