Цель и задачи изучения дисциплины. Приобретение студентами теоретических знаний, необходимых при рассмотрении физико-химической сущности и механизмов процессов

Приобретение студентами теоретических знаний, необходимых при рассмотрении физико-химической сущности и механизмов процессов, происходящих в организме человека на молекулярном и клеточном уровнях. Выработать у студентов умение в необходимых случаях выполнять расчёты параметров этих процессов, для чего нужно глубокое понимание отдельных систем организма, их взаимной связи между собой, а также с окружающей средой.

Содержание разделов учебной программы

Раздел 1. Химия и медицина. Предмет, задачи и методы химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования.

Раздел 1. Строение атома и химическая связь.

Раздел 2. Основные типы реакций, протекающих в организме.

Раздел 3. Элементы химической термодинамики.

Раздел 4. Учение о растворах.

Раздел 5. Элементы химической кинетики.

Раздел 6. Химия биогенных элементов.

Раздел 7. Основные типы химических равновесий и процессов в жизнедеятельности человека.

Раздел 8. Физико-химия поверхностных явлений.

Раздел 9. Физико-химия дисперсных систем и растворов ВМС.

Раздел 10. Химические и физико-химические методы исследования в медицине и биологии.

Требования к уровню освоения дисциплины

Студент должен знать:

· фундаментальные основы общей химии, являющиеся базисом для протекания основных типов реакций, идущих в организме (окислительно-восстановительных, протолитических, лигандообменных и др.);

· элементы химической термодинамики и кинетики для установления направления и скорости протекания реакций и прогнозирования смещения различных видов равновесий в организме;

· коллигативные свойства растворов и поведение живых клеток в растворах с различными значениями осмотического давления и связанные с этим требования, предъявляемые к растворам, используемым в медицине;

· физико-химию поверхностных явлений для понимания основ адсорбционной терапии, гемосорбции, а также адсорбционных свойств костной ткани;

· буферное действие крови для понимания кислотно-основного гомеостаза организма;

· основные типы электродных процессов, электрохимические процессы в организме;

· устойчивость дисперсных систем для объяснения протекания процессов седиментации, пептизации, коагуляции в организме человека;

· биологическую роль важнейших биогенных элементов.

Студент должен уметь использовать полученные знания на всех последующих этапах обучения и в практической деятельности врача:

Уровень компетентности

Для обеспечения теоретического фундамента подготовки врача-стоматолога студент должен обладать знанием медико-биологической сущности процессов клеточного и молекулярного уровня, протекающих в организме.

Коммуникативность

Студент должен уметь для профессионального общения использовать знания фундаментальной теоретической химии при обобщении данных различных анализов стоматологических пациентов с целью постановки диагноза и эффективного лечения.

Практические навыки

Студент должен иметь практические навыки:

· самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой (делать обобщающие выводы);

· определения возможных патологий при нарушении гетерогенных, кислотно-основных, осмотических, адсорбционных равновесий в организме человека;

· работы с химической посудой;

· проведения физико-химических измерений, характеризующих свойства растворов и других объектов, моделирующих внутренние среды организма;

· представления данных экспериментальных исследований в виде графиков и таблиц;

· проведения наблюдений за протеканием химических реакций (и делать обоснованные выводы);

· представления результатов экспериментов и наблюдений в виде законченного протокола исследований;

· подготовки растворов заданной концентрации, экспериментального определения концентрации кислот, оснований, солей, восстановителей и окислителей, буферной ёмкость растворов титриметрическими методами анализа;

· экспериментального определения pH раствора и величины окислительно-восстановительных потенциалов потенциометрическим методом.

Общее представление

Студент должен иметь представление:

· о строении комплексных соединений;

· о коллоидных растворах;

· о строении атома и природе химической связи;

· о каталитических процессах;

· о свойствах гелей и растворов высокомолекулярных соединений;

· о термодинамике открытых систем;

· об окислительно-восстановительных потенциалах;

· о физико-химических методах анализа.

Наши рекомендации