Цель и задачи изучения дисциплины. Приобретение студентами теоретических знаний, необходимых при рассмотрении физико-химической сущности и механизмов процессов
Приобретение студентами теоретических знаний, необходимых при рассмотрении физико-химической сущности и механизмов процессов, происходящих в организме человека на молекулярном и клеточном уровнях. Выработать у студентов умение в необходимых случаях выполнять расчёты параметров этих процессов, для чего нужно глубокое понимание отдельных систем организма, их взаимной связи между собой, а также с окружающей средой.
Содержание разделов учебной программы
Раздел 1. Химия и медицина. Предмет, задачи и методы химии. Химические дисциплины в системе медицинского образования.
Раздел 1. Строение атома и химическая связь.
Раздел 2. Основные типы реакций, протекающих в организме.
Раздел 3. Элементы химической термодинамики.
Раздел 4. Учение о растворах.
Раздел 5. Элементы химической кинетики.
Раздел 6. Химия биогенных элементов.
Раздел 7. Основные типы химических равновесий и процессов в жизнедеятельности человека.
Раздел 8. Физико-химия поверхностных явлений.
Раздел 9. Физико-химия дисперсных систем и растворов ВМС.
Раздел 10. Химические и физико-химические методы исследования в медицине и биологии.
Требования к уровню освоения дисциплины
Студент должен знать:
· фундаментальные основы общей химии, являющиеся базисом для протекания основных типов реакций, идущих в организме (окислительно-восстановительных, протолитических, лигандообменных и др.);
· элементы химической термодинамики и кинетики для установления направления и скорости протекания реакций и прогнозирования смещения различных видов равновесий в организме;
· коллигативные свойства растворов и поведение живых клеток в растворах с различными значениями осмотического давления и связанные с этим требования, предъявляемые к растворам, используемым в медицине;
· физико-химию поверхностных явлений для понимания основ адсорбционной терапии, гемосорбции, а также адсорбционных свойств костной ткани;
· буферное действие крови для понимания кислотно-основного гомеостаза организма;
· основные типы электродных процессов, электрохимические процессы в организме;
· устойчивость дисперсных систем для объяснения протекания процессов седиментации, пептизации, коагуляции в организме человека;
· биологическую роль важнейших биогенных элементов.
Студент должен уметь использовать полученные знания на всех последующих этапах обучения и в практической деятельности врача:
Уровень компетентности
Для обеспечения теоретического фундамента подготовки врача-стоматолога студент должен обладать знанием медико-биологической сущности процессов клеточного и молекулярного уровня, протекающих в организме.
Коммуникативность
Студент должен уметь для профессионального общения использовать знания фундаментальной теоретической химии при обобщении данных различных анализов стоматологических пациентов с целью постановки диагноза и эффективного лечения.
Практические навыки
Студент должен иметь практические навыки:
· самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой (делать обобщающие выводы);
· определения возможных патологий при нарушении гетерогенных, кислотно-основных, осмотических, адсорбционных равновесий в организме человека;
· работы с химической посудой;
· проведения физико-химических измерений, характеризующих свойства растворов и других объектов, моделирующих внутренние среды организма;
· представления данных экспериментальных исследований в виде графиков и таблиц;
· проведения наблюдений за протеканием химических реакций (и делать обоснованные выводы);
· представления результатов экспериментов и наблюдений в виде законченного протокола исследований;
· подготовки растворов заданной концентрации, экспериментального определения концентрации кислот, оснований, солей, восстановителей и окислителей, буферной ёмкость растворов титриметрическими методами анализа;
· экспериментального определения pH раствора и величины окислительно-восстановительных потенциалов потенциометрическим методом.
Общее представление
Студент должен иметь представление:
· о строении комплексных соединений;
· о коллоидных растворах;
· о строении атома и природе химической связи;
· о каталитических процессах;
· о свойствах гелей и растворов высокомолекулярных соединений;
· о термодинамике открытых систем;
· об окислительно-восстановительных потенциалах;
· о физико-химических методах анализа.