Органы управления и приборы 17 2 страница
т
СНЯТИЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА Перед дальнейшей разборкой двигателя помечаем расположение рычага переключения передач на валу, чтобы при сборке устано- вить его в исходное положение._____
Силовой агрегат
Закрепляем на левой части картера в технологических резьбовых отверстиях специальный съемник (см. «Инструменты и приспособления, применяемые при ремонте», с. 17В) |
Спиваем масло из картера КП (см. «Доливка и замена масла», с. 52). Снимаем генератор («Снятие генератора», с. 143) снимаем ведущую звездочку («Снятие и установка ведущей звездочки главной передачи», с. 53)и разбираем сцепление (см. «Замена дисков сцепления», с. 40; «Полная разборка сцепления», с. 43). Вынимаем из картера валик переключения передач (см. «Разборка и сборка коробки передач и механизма переключения», с. 57). Снимаем патрубок карбюратора и впускной клапан (см. «Снятие впускного патрубка», с. 31).
Со стороны генератора отверткой с широким лезвием отворачиваем одиннадцать винтов, соединяющих части картера.
А При снятии коленчатого вала недопустимо наносить удары по его цапфам. |
СНЯТИЕ ПОДШИПНИКОВ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА Снятие подшипников коленчатого вала показано при разобранной коробке передач. Сняв коленчатый вал,... |
Вращая винт съемника и следя за тем, чтобы не было взаимных перекосов частей картера,... |
...выпрессовываем коленчатый вал. |
С помощью того же приспособления, установленного на правую часть картера,... |
21. ...разъединяем части картера. |
em |
• ...отверткой извлекаем манжету. |
23. ...выпрессов |
Двигат
.снимаем стопорное кольцо. |
• ... и вынимаем его. |
_____ ...легкими ударами молотка выбиваем подшипник...
Аналогично вынимаем подшипник коленчатого вала из другой части картера. Осматриваем подшипники и посадочные отверстия в картере.
Через отрезок трубы или инструментальную головку подходящего размера с внешней стороны части картера... |
Специальными щипцами... |
Силовой агрегат 28 |
Радиальный люфт подшипников должен быть не более 0,06 мм, на поверхности качения колец и шариках недопустимы раковины и выкрашивания. Сепараторы не должны иметь разрывов и трещин, а также касаться колец. На кольцах не должно быть следов побежалости. В противном случае заменяем подшипники. На поверхности посадочных отверстий картера не должно быть задиров.
СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ
Сборку выполняем в обратной последовательности.
„Манжеты коленчатого вала заменяем новыми.
При установке коленчатого вала используем то же приспособление, что и при снятии. Перед установкой подшипников коленчатого вала объем между кольцами заполняем смазкой Литол-24. Перед запрессовкой коленчатого вала следует нанести смазку и на рабочие кромки манжет. Подшипник нижней головки шатуна смазываем несколькими каплями моторного масла.
А
При запрессовке подшипников коленчатого
вала в правую часть картера предварительно на цапфу надеваем технологическую
конусную втулку, чтобы предохранить от повреждения внутреннюю кромю, манжеты.
При сборке желательно установить новую прокладку между половинами картера, даже если прежняя не была повреждена при разборке. В собранном двигателе коленчатый вал должен вращаться свободно, без заеданий и щелчков.
Если поршень, палец или коленчатый вал были заменены,...
Двигатель
...проверяем соответствие цветов их маркировочных меток (см. табл., с. 25). Перед установкой поршня вставляем пассатижами с узкими губками в его бобышку одно стопорное кольцо. |
Ориентируем поршень так, чтобы стрелка на его днище была направлена вперед. |
Вставляем в верхнюю головку шатуна, смазанный маслом игольчатый подшипник. Совмещаем отверстия поршня и шатуна, запрессовываем до упора поршневой палец, после чего вставляем пассатижами второе стопорное кольцо.
Удерживая одной рукой поршень, другой осаживаем цилиндр, слегка покачивая его из стороны в сторону, вниз по шпилькам. При этом конусная фаска в нижней части гильзы цилиндра должна сжать кольца. Поршень легко войдет в цилиндр только если замки колец установлены точно напротив стопорных штифтов. В случае сопротивления движению поршня ни в коем случае нельзя прикладывать усилие.
С помощью пластинок надеваем поршневые кольца, причем сначала в нижнюю канавку, а затем — в верхнюю. Смазываем зеркало моторным маслом. Перед установкой цилиндра... |
.поворачиваем поршневые кольца в канавках поршня до тех пор, пока разрез (замок) каждого кольца не совпадет со стопорным штифтом в канавке. |
Силовой агрегат |
При установке впускного патрубка на резьбу болтов его крепления необходимо нанести немного бензостойкого герметика. Устанавливаем головку цилиндра, как описано выше (см. «Снятие и установка головки цилиндра», с. 26).
НАДЕЖНАЯ КОНТРОВКА
N- |
(f > : |
/ |
~ ПК y rn |
Чтобы законтрить болт или гайку, изготовьте из жести, листовой стали или латуни отгибные шайбы. Такая контровка проста и надежна, особенно для тех агрегатов, которые подвергаются воздействию вибрации.
Моторная передача, сцепление и пусковой механизм
Описание конструкции
Моторная передача — служит для передачи крутящего момента с коленчатого вала на барабан сцепления. Она состоит из двух прямозубых шестерен. Ведущая шестерня зафиксирована на правой цапфе коленчатого вала шпонкой. Ведомая шестерня соединена через резиновые втулки с наружным барабаном сцепления.
Моторная передача не требует обслуживания и регулировок в процессе эксплуатации. При износе или поломке одной из шестерен передачи заменяем обе.
Сцепление многодисковое, работает в масляной ванне. Оно состоит из наружного и внутреннего барабанов, трех ведущих дисков, из фрикционной пластмассы, двух стальных ведомых дисков и нажимного диска из алюминиевого сплава. Диски прижимаются друг к другу пятью пружинами. Направляющими пружин служат
винты, ввернутые во внутренний барабан сцепления.
Выключение сцепления осуществляется через трос, рычагом, закрепленным на левой стороне руля. Регулировочный винт кронштейна рычага является упором верхнего конца оболочки троса. Он позволяет регулировать привод механизма выключения сцепления. Нижний конец оболочки троса упирается в прилив, выполненный на крышке сцепления. Бобышка нижнего конца троса закреплена в рычаге привода, который, при выключении сцепления, поворачивает вал, действующий на грибок, при этом передача крутящего момента от двигателя к коробке передач прекращается. Трос привода выключения сцепления следует периодически смазывать (см. «Применяемые масла и смазки», с. 184), а в случае заеданий троса из-за повреждения — заменить. Диски сцепления заменяют, если: отрегулированное сцепление пробуксовывает при полностью отпущенном рычаге на руле; пригорели их рабочие поверхности; изношены или повреждены выступы ведущих дисков.
Барабаны сцепления подлежат замене при появлении выработки направляющих пазов (это может быть причиной рывков в трансмиссии при отпускании рычага привода выключения сцепления). Небольшую выработку можно устранить, выровняв пазы плоским надфилем. Двигатель пускается рычагом кик-стартера. При нажатии на рычаг поворачивается вал кик-стартера и храповая муфта, установленная на шлицах вала, выходит из зацеп-
Соединение троса с рычагом привода выключения сцепления: 1 — рычаг: 2 — вал механизма выключения сцепления- 3 — трос. |
Механизм кик-стартера: 1 - пружина храповой муфты; 2 - вал кик-стартера; 3 - пластина кик стартера; 4 - храповая муфта; 5 - храповая шес |
терня; б - втулка пружины 7 -возвратная пружина рычага кик-стартера; 8 - манжета; 9 - рычаг кик-стартера; 10 - стопорное кольцо. |
Моторная передача, сцепление и пусковой механизм
ления с пластиной, закрепленной двумя болтами на картере. Под действием пружины муфта перемещается по шлицам вала и входит в зацепление с храповой шестерней. Храповая шестерня начинает поворачиваться совместно с храповой муфтой и валом кик-стартера, передавая крутящий момент через промежуточную шестерню, барабан сцепления и ведущую шестерню моторной передачи на коленчатый вал. Происходит пуск двигателя. После пуска перескакивание храповых зубьев муфты на храповой шестерне предотвращает передачу крутящего момента в обратном направлении от коленчатого вала на вал кик- стартера. Храповая шестерня поворачиваясь относительно вала кик-стартера, зубьями нажимает на храповую муфту, заставляя ее, преодолевая сопротивление пружины, перемещаться по шлицам в обратном направлении. Возвратная пружина поднимает рычаг кик- стартера в исходное положение. При этом храповая муфта своим выступом соприкасается с наклонной поверхностью пластины кик-стартера и выходит из зацепления с храповой шестерней, перескакивание храповых зубьев прекращается. Когда двигатель работает, храповая шестерня свободно вращается на валу кик-стартера.
-L • Выводим верхний конец троса привода сцепления из прорези... |
Моторная передача, сцепление и пусковой механизм |
извлекаем бобышку троса из рычага — |
Замена троса сцепления
Ослабляем затяжку контргайки регулировочного винта, завернутого в кронштейн рычага сцепления на левой рукоятке руля. Заворачиваем винт в кронштейн до упора. Вращая винт в обратную сторону, совмещаем п.'0;ези в винте, контргайке и кронштейне.
Новый трос устанавливаем в обратной последовательности, после чего регулируем привод сцепления (см. ниже «Регулировка привода сцепления»).
Выводим нижний конец оболочки троса сцепления из прилива крышки сцепления (с правой стороны двигателя). |
А^ф Вынимаем бобышку троса из паза скобы рычага привода выключения сцепления и снимаем трос. |
Регулировка привода механизма выключения сцепления
Если сцепление проскальзывает или «ведет» (не выключается полностью), следует проверить и при необходимости отрегулировать привод механизма выключения сцепления: положение рычага привода на валу; свобод- ный ход оболочки троса привода.
С правой стороны двигателя ослабляем затяжку болта крепления рычага привода выключения сцепления. При включенном сцеплении поворачиваем рычаг привода на валу так, чтобы его конец не упирался в прилив картера (см. рис. с. 37). Затягиваем болт крепления.
J. • Вращая регулировочный винт, устанавливаем свободный ход оболочки троса сцепления. Фиксируем регулировочный винт контргайкой. |
Свободный ход оболочки троса должен быть в пределах 0,2 —2 мм. Для регулировки ослабляем затяжку контргайки регулировочно- го винта в кронштейне руля.__________________________________
Силовой агрегат
Замена дисков сцепления
Заменить диски сцепления можно не снимая силовой агрегат.
Перед разборкой сцепления и механизма кик-стартера сливаем масло из картера коробки передач (см. «Доливка и замена масла», с. 52).
J. • Ключом «на 10» отворачиваем стяжной болт рычага кик-стартера. Помечаем положение рычага на валу, чтобы при сборке установить его на прежнее место.
Сш • Тонкой отверткой или специальными щипцами снимаем стопорное кольцо...
А-» Шлицевой отверткой отворачиваем восемь винтов крепления крышки сцепления. |
5 • Для облегчения снятия крышки сцепле ния можно использовать отвертку, вставив ее между приливами на картере и крышке. |
3 . ...и стягиваем по шлицам вала рычаг кик-стартера. Отсоединяем трос от рычага привода механизма выключения сцепления (см. «Замена троса сцепления», с. 39). |
, • Кроме того, можно нажать на рычаг привода механизма выключения сцепления. |
М ото |
сковой механизм |
• Отверткой с широким лезвием ослабляем затяжку пяти винтов в барабане сцепления. В случае затрудненного отворачивания винтов... |
9 • ...постукиваем молотком через алюми- * л ниевый стержень по головкам винтов в осе- J.U. ... или используем ударную отвертку. у, * вом направлении для ослабления затяжки... Отвернув пять винтов... J. J. • ...вынимаем их вместе с пружинами. Собираем сцепление в обратной последовательности. После чего регулируем привод механизма выключения сцепления (см. «Регулировка привода механизма выключения сцепления», с. 40). Снимаем ведомые и ведущие диски. Силовой агрегат |
Снимаем нажимной диск. |
Полная
X • Шлицевой отверткой отгибаем стопорную шайбу гайки крепления внутреннего барабана. |
разборка
сцепления
Разобрать сцепление можно не снимая силовой агрегат с рамы.
Снимаем диски сцепления (см. «Замена дисков сцепления», с. 40) и вынимаем грибок выключения сцепления из нажимного диска.
L. • Удерживая внутренний барабан от поворота приспособлением (см. «Инструменты и приспособления, применяемые при ремонте». с. 178)...
изм |
5 • Снимаем с первичного вала КП внутренний барабан .. |
• ...торцевым ключом «на 17» отворачиваем гайку с левой резьбой. |
Моторная передача, сцепление и пусковой механ
4-в Снимаем стопорную шайбу.
1 • Снимаем с первичного вала КП наруж- 8 • ...два игольчатых подшипника с коль- ный барабан сцепления,... цом между ними,... |
б. ...и запорную шайбу . |
овой агрегат |
• ...распорную втулку... |
h. |
• регулируем положение рычага привода выключения сцепления и свободный ход оболочки троса (см. «Регулировка привода механизма выключения сцепления»,
с. 40);
• надежно закрепляем на валах рычаг привода выключения сцепления и рычаг кик- стартера.
Заливаем масло (см. «Доливка и замена масла», с. 52).
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ТРОСОВ |
сверливается отверстие диаметром 14...15 мм, в него вставляется резиновая пробка 4 с пропущенным через нее тросом 2. В цилиндр заливаем масло, а через вентиль насосом нагнетаем воздух. Под давлением масло проникает в оболочку троса. |
Проверяем работу механизма выключения сцепления. Если при проверке оказалось, что сцепление не выключается или не включается, определяем неисправность (см. «Ди- агностика неисправностей», с. 164).
Обрыв троса чаще всего происходит при недостатке смазки, когда сопротивление перемещению троса в оболочке увеличивается. Для смазывания тросов можно изготовить простое приспособление. К цилиндру диаметром 50...80 мм и высотой 80...100 мм (обрезку трубы) с одной стороны приваривается крышка с вентилем 1 от старой камеры, а с другой нарезается резьба и ввинчивается гайка 5. Между торцом цилиндра и гайкой необходимо установить прокладку 3 из резины или кожи. В центре гайки вы-
•к -к -к
Разборка моторной передачи
Моторную передачу можно разобрать не снимая силового агрегата с рамы.
Мою |
сцепление и пусковой механ |
изм |
• Ключом «на 17» отворачиваем... |
Снимаем диски сцепления (см. «Замена дисков сцепления, с. 40) -L • Чтобы удерживать шестерни от поворота, используем приспособление (см. «Инструменты и приспособления, применяемые при ремонте», с. 178).
Извлекаем шпонку из цапфы коленчатого вала.
• ...снимаем шестерню с вала. |
3 • ... гайку крепления моторной шестерни к цапфе коленчатого вала. Силовой агрегат |
Снимаем с цапфы вала шайбу и втулку. Снимаем внутренний и наружный барабаны сцепления (см. «Полная разборка сцепления», с. ООО). |
5. Отверткой поддеваем и... |
Собираем моторную передачу и сцепление в обратной последовательности.
ГАЙКИ — В ГЕРМЕТИК
При «протяжке» нового мокика не поленитесь и покройте головки болтов и гаек любым герметиком. Это надежно защитит их от коррозии и при последующих ремонтах не будет проблем с «прикипевшими» крепежными деталями. Одновременно герметик дополнительно «контрит» соединение.
J. • Отверткой выводим конец возвратной пружины из паза в картере... |
Моторная передача, сцепление и пусковой механизм |
Снятие и установка пускового механизма
Снимаем крышку сцепления (см. «Замена дисков сцепления», с. 40) или, если предполагается разборка КП, снимаем силовой агрегат (см. «Снятие силового агрегата», с. 23), разбираем сцепление и моторную передачу (см. «Разборка моторной передачи», с. 45).
А-» Снимаем с вала кик-стартера пружину. Поворачивая вал кик-стартера против часовой стрелки, вынимаем его в сборе. |
При необходимости шлицевой отверткой отворачиваем два винта крепления упора и пластины кик-стартера, после чего снимаем упор и пластину.
_ • ...снимаем со вторичного вала стопорное кольцо,... |
Силовой агрегат |
• ...и шестерню. |
Если предполагается разборка КП, с вторичного вала следует снять промежуточную шестерню. Для этого...
А
При установке упора и пластины кик-стартера на резьбовую часть винтов
1• ...специальными щипцами... |
Извлекаем шайбу. |
их крепления следует нанести тонкий слой универсального клея или герметика.
• ...шайбу... |
11 • Снимаем игольчатый подшипник... 12. ...и шайбу.
После разборки снятые детали промываем в керосине и осматриваем. Обращаем особое внимание на состояние зубьев храповой шестерни и муфты, шестерни кик-стартера и шестерни на барабане сцепления. Сборку производим в обратной последовательности, при этом:
• поворачивая вал кик-стартера по часовой стрелке, вводим его в картер;
• закручивая возвратную пружину рычага кик-стартера на 0,25-0,5 оборота, вводим конец пружины в паз картера.
Моторная передача, сцепление и пусковой механизм
А
ВИНТЫ — В ОЛИФУ |
ДЛЯ СОХРАННОСТИ КАНИСТРЫ |
При обнаружении сколов на муфте или шестерне следует разобрать и промыть всю коробку передач.
Чтобы защитить от скалывания краску на боковых поверхностях металлической канистры (при перевозках) и на днище (при хранении на бетонном полу гаража), можно надеть на нее кольца и полосы, вырезанные из шинных камер подходящего размера.
В любом автомобиле и мотоцикле сотни резьбовых крепежных деталей. Все они, особенно те, что на открытом воздухе, имеют обыкновение ржаветь и намертво схватываться или наоборот — отвинчиваться от вибрации. Окуните винты перед сборкой в обыкновенную олифу и все эти беды исчезнут. Олифа надежно предохраняет резьбу от окисяения и отвинчивания. В то же время разборка соединения не представляет труда, олифа не склеивает резьбу «намертво».
Коробка передач
Механизм переключения передач:
Коро пенч блок и сц< Перв рико цах е бара поди чаты дома вая l выпс терн Все l СТОЯ I МИ, с Пере кула1 л а, ю чат01 вом I щая Меха рыча |
1 - барабан переключения; 2 - пружина фиксатора: 3 - фиксатор; 4 - болт фиксатора; 5 - диск барабана переключения; б - винт; 7 - валик переключения передач.