По преддипломной практике
Учебная программа
«Медицинская сестра стационара»
(в соответствии с предоставлением первого рабочего места)
Специальность: 2-79 0131 «Сестринское дело»
Разработана на основании типовой учебной программы преддипломной практики для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования медицинского профиля, по специальности 2-79 01 31 «Сестринское дело», утверждённой начальником управления кадровой политики, учреждений образования и внешних связей Министерства здравоохранения Республики Беларусь Е.С. Зятиковым 5 июля 2005 г.
Рассмотрена на заседании ЦМК терапии
Протокол №____от____________
Председатель ЦМК ________Багдасарова Н.Ф.
УО «Минский государственный медицинский колледж»
Распределение бюджета времени преддипломной практики
«Медицинская сестра стационара»
по специальности «Сестринское дело»
(для прохождения практики по месту распределения)
№ п/п | Этапы практики | Количество | |
Дней | Часов | ||
I | Стационар | ||
Работа в приёмном покое Отделение терапевтического профиля: 1 – работа на постах 2 – работа в процедурном кабинете Отделение хирургического профиля: 1 – работа на постах 2 – работа в перевязочной 3 – работа в операционной Отделение интенсивной терапии и реанимации Дежурства в выходные или праздничные дни | 9 9 6 6 6 | 54 54 36 36 36 |
Пояснительная записка.
Преддипломная практика «Медицинская сестра стационара» по специальности «Сестринское дело» проводится на IV курсе в VIII семестре в течение 48 дней - 288 часов.
Основные задачи практики: выполнение учебного плана, закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных учащимися в процессе обучения на теоретических и практических занятиях, выработка тактики самостоятельной работы, приобретение практического опыта, развитие организационных способностей, совершенствование навыков профессионального обучения.
Преддипломная практика проводится в лечебно-профилактичкских учреждениях по месту распределения.
Учащиеся в период практики работают в соответствии с графиком работы ЛПУ и подчиняются требованиям внутреннего распорядка ЛПУ.
С целью контроля знаний, умений и навыков учащихся по итогам преддипломной практики проводится собеседование с выставлением оценок по разделам:
1 - организация и оказание лечебно - профилактической помощи больным
терапевтического профиля в условиях стационара,
2 - организация и оказание лечебно–профилактической помощи больным
хирургического профиля в условиях стационара,
3 - работа в отделении интенсивной терапии и реанимации
и выведением итоговой оценки по десятибалльной системе.
По окончании работы непосредственным руководителем практики оформляется
- путевка с итоговой оценкой,
- на каждого учащегося характеристика, отзыв о работе,
заверенные подписью общего руководителя и печатью ЛПУ.
По окончании преддипломной практики учащиеся должны предоставить в средние медицинские учреждения образования
- дневник (- с подробным изложением ежедневной работы, оценкой деятельности
за каждый день работы и подписью непосредственного руководителя ПП;
- итоговой оценкой, заверенной печатью ЛПУ и подписью общего руководителя ПП,
- письменный и цифровой отчеты о проделанной работе, заверенные печатью
ЛПУ и подписью общего руководителя ПП.
Методическим руководителем практики от средних медицинских учреждений
образования представляется отчёт и журнал контроля преддипломной практики.
1. Работа в приёмном покое
№ п/п | Основные этапы практики | Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь | Кол-во дней/часов | Место прове- дения |
1. | Работа медсестры приёмного покоя. | 1. Структуру и организацию работы приёмного покоя. 2. Функциональные обязанности медсестры приёмног покоя. 3. Методы обследования больного. 4. Основные приказы и инструкции Министерства здравоохранения Республики Беларусь, регламентирующие санэпидрежим. | 1. Проводить обследование больного, собрать анамнез. 2. Оформлять медицинскую документацию. 3. Владеть навыками профессионального общения. 4. Осуществлять сестринские манипуляции: -измерение температуры тела, -определение пульса и его свойств, -подсчет числа дыхательных движений, -измерение артериального давления. 5. Оказывать неотложную помощь при: -приступе бронхиальной астмы, астматическом статусе; -приступе стенокардии, инфаркте миокарда; -гипертоническом кризе; -сердечной астме и отеке легких; -пароксизмальной тахикардии; -пароксизмальной мерцательной аритмии. | 4/24 | приёмный покой |
2. Отделение терапевтического профиля.
№ п/п | Основные этапы практики | Уч-ся должны знать | Уч-ся должны уметь | Кол-во дней/ часов | Место прове- дения |
2.1. 2.2 | Работа медсестры на постах. Работа в процедурном кабинете. | 1. Структуру и организацию работы отделений терапевтического профиля стационара. 2. Функциональные обязанности постовой медсестры . 3. Методы обследования больного. 4. Основные приказы и инструкции Министерства здравоохранения Республики Беларусь, регламентирующие санэпидрежим в отделениях терапевтического профиля и профилактику внутрибольничной инфекции в этих отделениях. 1. Структуру и организацию работы процедурного кабинета. 2. Функциональные обязанности медсестры процедурного кабинета. 3. Основные приказы и инструкции, МЗ РБ, регламентирующие санэпидрежим в отделениях терапевтического профиля и профилактику внутрибольничной инфекции в этих отделениях. | 1. Проводить обследование больного, собрать анамнез. 2. Оформлять медицинскую документацию. 3. Владеть навыками профессионального общения. 4. Планировать и осуществлять сестринский процесс в стационаре при уходе за больными с заболеваниями внутренних органов. 5. Осуществлять сестринские манипуляции: -измерение температуры тела, регистрация данных в температурном листе; -определение пульса и его свойств, регистрация в температурном листе; -подсчет числа дыхательных движений, регистрация в температурном листе; -измерение артериального давления, регистрация в температурном листе; -сбор мокроты на общий, бактериологический анализ, чувствительность микрофлоры к антибиотикам, атипичные клетки, микобактерии туберкулеза; -постановка банок, горчичников, согревающего компресса; -применение грелки и пузыря со льдом; -пользование карманным ингалятором; -проведение пикфлоуметрии; -подача увлажненного кислорода больному; -подготовка больного к проведению желудочного зондирования тонким зондом, забор желудочного содержимого на исследование; -подготовка больного к проведению дуоденального зондирования, забор желчи на исследование; -промывание желудка толстым зондом; -забор мочи резиновым катетером; -проведение катетеризации мочевого пузыря резиновым катетером; -сбор мочи на исследование (общий анализ, по Зимницкому, Нечипоренко, Аддис-Каковскому, на чувствительность микрофлоры к антибиотикам, бактериологическое исследование, на сахар); -постановка очистительной, послабляющей, сифонной и лекарственной клизм; -постановка газоотводной трубки; 1. Оформлять медицинскуюдокументацию процедурного кабинета. 2. Осущестлять сестринские манипуляции: -расчет дозы инсулина и его подкожное введение; -разведение антибиотиков; -проведение пробы на чувствительность к аллергену; -выполнение внутрикожных, внутримышечных и внутривенных инъекций; -внутривенное капельное введение лекарственных веществ; -взятие крови из вены на биохимическое исследование, ВИЧ-инфекцию. 6. Оказывать неотлож- ную помощь при: -гипертермическом син- дроме; -приступе бронхиальной астмы, астматическом статусе; -приступе стенокардии, инфаркте миокарда; -гипертоническом кризе; -сердечной астме и отеке легких; -пароксизмальной тахи- кардии; -пароксизмальной мерца- тельной аритмии; -прободной язве желудка и двенадцатиперстной кишки; -печеночной колике; -почечной колике; -гипогликемической, ги- пергликемической коме и кетоацидозе; -обмороке, коллапсе, ана- филактическом шоке. | 9/54 9/54 | медицинский пост процедурный кабинет |
3. Отделение хирургического профиля стационара.
№ п/п | Основные этапы практики | Уч-ся должны знать | Уч-ся должны уметь | Кол-во дней/ часов | Место прове- дения |
1. | Работа медсестры на посту хирургического отделения | 1.Структуру отделений хирургического профиля стационара. 2.Функциональные обязанности постовой медсестры 3.Основные виды хирургической патологии, клинические проявления, осложнения. 4.Основные приказы и инструкции МЗРБ, регламентирующие санэпидрежим в отделениях хирургического профиля и профилактику внутрибольничной инфекции в этих отделениях. 5.Принципы подготовки больных к специальным методам исслевания. | 1.Владеть навыками профессионального общения. 2.Заполнять медицинскую документацию. 3.Планировать и осуществлять сестринский процесс в предоперационном и послеоперационном периоде. 4.Применять современные сестринские технологии для профилактики внутрибольничной инфекции. 5.Осуществлять сестринские манипуляции: -определение группы крови по стандартным сывороткам -проведение проб крови на совместимость (по группе, по резус-фактору, биологической) -заполнение системы одноразового использования -ПСО, стерилизация шприцев. 6. Оказывать неотложную помощь при: -хирургическом шоке -посттрансфузионных осложнениях -кровотечении из носа -ущемленных грыжах -закрытой и открытой травме живота -острых хирургических заболеваниях органов брюшной полости -явных кровотечениях из пищевода, желудка, 12перстной кишки -скрытых кровотечениях в просвет пищеварительного тракта -почечной колике -острой задержке мочи | 6/36 | Пост |
2. | Работа медсестры в перевязочной | 1.Устройство и оснащение перевязочного кабинета 2.Функциональные обязанности перевязочной медсестры 3.Основные приказы и инструкции МЗРБ, регламентирующие санэпидрежим в перевязочных. | 1.Заполнять медицинскую документацию перевязочного кабинета. 2.Осуществлять сестринские манипуляции: -накрытие стерильного стола -составление набора вспомогательных инструментов -подготовка бикса к стерилизации -укладка перевязочного материала -подготовка к стерилизации и стерилизация перчаток -снятие узловых швов | 6/36 | Пере-вязо-чная |
3. | Работа медсестры в операционной | 1.Структуру операцио-нного блока 2.Основные приказы и инструкции МЗРБ, регламентирующие санэпидрежим в операционном блоке 3.Функциональные обязанности операционной медсестры 4.Принципы обезболивания | 1.Заполнять медицинскую документацию оперблока. 2. Осуществлять сестринские манипуляции: -составление набора инструментов для ПХО раны -составление набора инструментов для аппендэктомии -подготовка к стерилизации и стерилизации резиновых перчаток -подготовка рук к операции и подготовка операционного поля -облачение в стерильную одежду -подготовка бикса к стерилизации | 6/36 | Опе-раци-онная |
4. Отделение интенсивной терапии и реанимации стационара
№ п/п | Основные этапы практики | Уч-ся должны знать | Уч-ся должны уметь | Кол-во дней/ часов | Место прове-дения |
1. | Работа медсестры в отделении интенсивной терапии и реанимации | 1.Правовые аспекты работы медсестры в отделении интенсивной терапии и реанимации. 2.Функциональные обязанности медсестры в отделении интенсивной терапии и реанимации. 3.Клиническую картину и диагностику терминальных состояний. | 1.Владеть навыками профессионального общения. 2.Уметь оформлять медицинскую документацию отделения. 3.Осуществлять сестринский процесс: проводить оценку состояния больного, планировать сестринский уход. 4.Определять стадии наркоза по клиническим признакам. 5.Выполнять сестринские манипуляции: -подкожные, внутримышечные, внутривенные инъекции -постановка периферического катетера и ухода за ним -уход за центральным венозным катетером -отсасывание слизи из верхних дыхательных путей -кормление через желудочный зонд -парентеральное питание -подсчет ЧД, ЧСС, измерение АД -подсчет количества выпитой и выделенной жидкости -катетеризация мочевого пузыря -промывание желудка -очистительная клизма -лекарственная клизма -профилактика пролежней -уход за пациентом в состоянии комы 6.Оказать неотложную помощь при: -клинической смерти -острой кровопотере -острых тромбозах и эмболиях -инфарктах мозга и сердца -закрытых и открытых повреждениях головы, грудной клетки, брюшной полости -шоковых состояниях -комах | 5/30 | ОИТР |
6. Дежурства в выходные или праздничные дни – 3/18
Литература:
Основная:
1. И.В.Яромич «сестринское дело», Мн., «Вышэйшая школа», 2005 год
2. Е.М. Русакова и др. «Педиатрия, доклиническая практика», Мн., «Центр учебной
книги и средств обучения», 2004 год
3. «Скорая и неотложная медицинская школа» под редакцией И.В.Яромича,
Мн., «Вышэйшая школа», 2005 год
4. Н.И. Федюкович «Внутренние болезни», Мн., «Ураджай», 1999год
5. Л. И. Колб, С.И.Леонович, И.В.Яромич «Общая хирургия», Мн., «Вышэйшая школа»,
2005 год
6. Н.В.Ежова. Е.М.Русакова и др. «Педиатрия», Мн., «Вышэйшая школа», 2002 год
Дополнительная:
1. Н.И.Ежова и др. «Практикум по педиатрии» Мн., 2004 год
2. Е.М.Русакова «Педиатрия. Основы рационального вскармливания,
иммунопрофилактика», Мн., «ТетраСистемс», 2001 год
3. О.А.Борисова, О.А.Жиглявская, Т.В.Парийская, А.Е.Половинко «Неотложные
состояния у детей. Новейший справочник», Москва, «Эксмо», 2002 год
4. Н.И.Артишевская и др. «Терапия с основами реабилитации», Мн., «Вышэйшая
школа», 1988 год
5. Э.В.Смолева «Сестринское дело в терапии», Росто-на-Дону, «Феникс», 2003 год
6. В.И.Маколкин, С.И.Овчаренко, Н.Н.Семенков «Внутренние болезни», часть 1,2,
Москва «Медицина», 1992 год
7. Г.П.Матвейков «Справочник терапевта», Мн., «Беларусь», 2002 год
8. А.Н.Окороков «Диагностика болезней внутренних органов», том 1,2,3, Москва,
«Медицинская литература», 2001, 2002, 2003 г.г.
9. «Справочник медицинской сестры по уходу» под редакцией академии РП МА
Н.Р.Палева, Москва, 1999год
10. Методическое пособие по технике выполнения медицинских манипуляций
11. Инструкция по выполнению инъекций и внутривенных инфузий в условиях лечебно-
профилактических учреждений и на дому, Мн., «ТетраСистемс», 1999год.