Взаимосвязь с другими дисциплинами
Рекомендуется чтение координированного лекционного курса по хирургии и терапии.
Последовательное согласованное чтение курса лекций хирургом и терапевтом дает возможность студентам получить более полное представление о терапевтических и хирургических аспектах заболевания, поражаемых контингентах населения, дает возможность полнее изложить вопросы клиники, диагностики и лечения.
Объем дисциплины, виды УР, формы контроля.
Специальность – 060101 «Лечебное дело».
Форма обучения – дневная.
Виды учебной работы | Всего | Часов по семестрам |
IХ | ||
Аудиторные часы: | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Самостоятельная работа студентов | ||
Всего | ||
Форма итогового контроля | Зачет | Зачет |
Содержание дисциплины.
3.1. Темы и содержание теоретических занятий.
№ п/п | Темы лекций | часы | |
Ауд. | СРС | ||
IX семестр | |||
1. | Спонтанный пневмоторакс. | ||
2. | Кисты и опухоли средостения. | ||
3. | Острые и хронические нагноительные заболевания легких. | ||
4. | Острые и хронические нагноительные заболевания плевры. | ||
5. | Диафрагмальные грыжи. Синдром дисфагии | ||
ИТОГО |
Торакальная хирургия являются клинической дисциплиной, и поэтому обучение студентов ведется как лекционным курсом, так и курсом практических занятий на клинической базе кафедры госпитальной хирургии (отделение торакальной хирургии НОКБ).
В связи с увеличением лекционного времени предусмотренного учебным планом, целесообразно, наряду с лекциями, читаемыми по классическому плану, чтение в период обучения на VI курсе ряда обзорных лекций, а также лекций, посвященных определенным клиническим синдромам, ошибкам, опасностям и осложнениям при выполнении инвазивных вмешательств. Больше времени также можно уделять проблемам, разрабатываемым клиническими коллективами, где происходит обучение студентов.
В лекционном курсе должны быть последовательно изложены заболевания органов груди. Вводную лекцию следует посвятить вопросам развития Российской торакальной хирургии, достижений современной науки, организации службы торакальной хирургии в стране и регионе. О личности хирурга. А также основам законодательства в здравоохранении. В вводной лекции целесообразно остановиться на истории развития кафедры и основных направлениях научных исследований.
Изложение нозологических форм строится по следующему плану:
Анатомо-физиологические данные, определение сущности заболевания, частота, связь с полом, возрастом, этиология, патогенез заболевания, патологическая анатомия, клиника, диагностика, дифференциальный диагноз, лечение, прогноз, трудоспособность и трудоустройство, профилактика.
3.2. Темы и содержание практических занятий.
№ п/п | Темы практических занятий | часов | |
Ауд. | СРС | ||
IX семестр | |||
1. | Спонтанный пневмоторакс. Кисты и опухоли средостения. | 3,3 | |
2. | Острые и хронические нагноительные заболевания легких. | 3,3 | |
3. | Острые и хронические нагноительные заболевания плевры. | 3,3 | |
4. | Диафрагмальные грыжи. Синдром дисфагии | 3,3 | |
ИТОГО |
Практические занятия проводятся по цикловому или блочному методу.
Цель практических занятий: научить студентов навыкам всестороннего клинического исследования больных с торакальной патологией и умению обобщить полученные данные для построения диагноза, проведения дифференциальной диагностики.
Во время практических занятий студенты курируют больных и пишут в каждом семестре в качестве зачетных работ 1 историю болезни, кроме того, заполняют карты микрокурации на каждого обследованного в процессе самостоятельных занятий больного, на VI курсе под контролем лечащих врачей ведут записи в больничных историях болезни.
Для овладения методами диагностики острых хирургических заболеваний органов груди и неотложной помощи, совершенствования умений в выполнении лечебных манипуляций в каждом цикле организуется 1-2 обязательных дежурства студентов с преподавателем в вечерние часы.
В период прохождения циклов занятий целесообразно выделение дней для работы студентов в операционной и в перевязочных чистого и гнойного отделений. В эти дни рекомендуется выполнить наиболее типичные и распространенные в практике операции (пункция плевральной полости, троакарное дренирование плевральной полости, торакоскопия, торакотомия и устранение гемоторокса и др.). Проводятся клинические разборы с профессорами и доцентами, студенты активно участвуют в диагностических процедурах. Студент в эти дни может по своему желанию (с учетом рекомендаций преподавателя) принять участие в специальных обследованиях больных (рентгеноскопия, эндоскопические исследования, УЗИ, компьютерная томография и другие методы).
При изучении хирургических болезней органов груди необходимо обратить внимание на особенности хирургических вмешательств у лиц пожилого возраста.
К таким особенностям относятся:
- повышенный операционный риск;
- сопутствующие заболевания, отягощающие общее состояние организма;
- психический статус;
- реакция организма на кровотечение;
- предоперационный и послеоперационный периоды;
- реакция организма на инфекционный патологический процесс;
- особенности течения и диагностики острых хирургических заболеваний;
- тактика при определении показаний к операции, выборе оперативного доступа и характера вмешательства.
В процессе обучения на лекциях и практических занятиях особое внимание и время уделяется работе с больными, историей болезни и анализу данных обследования. В качестве наглядных пособий используются слайды, таблицы, видеофильмы, подборки рентгенограмм, УЗИ, КТ, ЯМТ и т.д.