Методика проведения массажа и гимнастики.
Лечебный массаж и гимнастика проводятся на фоне общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребенка. При этом следует не забывать, что выкладывание нужно производить на здоровом боку и повороты со спины на живот – через здоровый бок. Выкладывание на бок и повороты можно делать и при положении ребенка со стороны кривошеи, но в соотношении 1:2, 1:3, т.е. больше на здоровом боку.
Ассиметрия лица. Следует массировать щеку, применяя со здоровой стороны поглаживание и растирание, о больной стороны – поглаживание и вибрацию в направлении вниз.
Массирование грудной клетки. Следует применять расслабляющие приемы (поглаживание и растирание) на больной стороне в верхней части груди.
Массирование грудино-ключично-сосцевидной мышцы. Вначале массируют пораженную мышцу, здесь применяют только расслабляющие приемы (поглаживание, СПР задним ходом и растяжение – вытяжение мышечных волокон). Затем массируют здоровую сторону (все приемы).
Массирование спины. Проводят поглаживание и растирание на здоровой стороне. На больной стороне производить:
по надплечьям – поглаживание, вибрацию и нежное растяжение
в области лопатки – растирание, пощипывание, пунктирование и поколачивание.
Осуществляют воздействие по паравертебральным линиям для рефлекторного разгибания позвоночника. Завершают массаж поглаживанием рук, ног, живота.
Продолжительность процедуры для грудных детей – 5-10 минут, для детей постарше 10-15 минут. Ежедневно 12-15 процедур повтор через 3-4 недели.
Примерный комплекс массажа и гимнастики детям в возрасте от 2 недель до 3 месяцев.
В течение дня следует 3-4 раза по 5-10 минут выполнять данные приемы массажа и гимнастические упражнения.
1.Из исходного положения – ребенок на спине.
а) Общее поглаживание рук и ног.
б) Массаж груди.
в) Массаж шеи на стороне кривошеи.
г) Массаж шеи на здоровой стороне.
д) Массаж мышц щек.
е) Коррегирующие гимнастические упражнения в поворотах через больной и здоровый бок.
ж) Поглаживающий массаж грудино-ключично-сосцевидной мышцы с обеих сторон.
з) Выкладывание на живот.
2. Из исходного положения – ребенок на животе.
а) Общий поглаживающий массаж спины.
б) Рефлекторное ползание.
в) Поглаживающий массаж спины и шеи.
г) Рефлекторное разгибание позвоночника в положении на правом и левом боку.
3.Из исходного положения – ребенок на спине.
а) Поглаживающий массаж живота.
б) Повторить приемы специального массажа.
в) Поглаживающий массаж и рефлекторные упражнения для стоп.
В заключение комплекса – поглаживающий массаж рук и ног.
ПЛОСКОСТОПИЕ.
Деформация стопы (ее свода), выражающаяся в выпрямлении продольного свода и фиксировании ее в отведенном положении, называется плоскостопием.
Стопа состоит из большого количества костей, которые образуют два свода: передне-задний и боковой.
Передне-задний (продольный) свод стопы, стягиваемый сухожилиями и мышцами, приподнимающими внутреннюю сторону стопы, выполняет преимущественно рессорную функцию, уменьшая сотрясение тела во время передвижения (ходьба, прыжки, бег) и придает походке уверенность и мягкость.
Боковой свод поднимается вверх и внутрь. Он выполняет преимущественно опорную функцию, что в сочетании с функцией передне-заднего свода обусловливает полноценность работы всей стопы.
Стопа удерживается в определенном положении благодаря мышцам, которые располагаются на тыльной и подошвенной поверхности, и связками. Мышцы тыла стопы значительно слабее, чем мышцы подошвы, которые принимают участие в удержании сводов стопы и в значительной степени обеспечивают ее рессорные свойства. Нормальная высота свода стопы поддерживается как активно, так и пассивно. Кости и связки оказывают сопротивление движению того или иного сустава стопы за пределы возможностей амплитуды и тем самым являются пассивной силой, поддерживающей физиологическое положение стопы. Главная роль в сохранении положения стопы принадлежит мышцам. Сокращаясь и удлиняясь, они изменяют форму стопы.
У ребенка стопа более короткая и широкая, чем у взрослого, сужена в пяточной области, пальцы расходятся по радиусу. У детей до 3 лет стопа плоская, т.к. свод ее опущен, поэтому ребенок утомляется быстрее взрослого. Впоследствии стопа формируется и приобретает правильную форму. К сожалению, это происходит не всегда. Вследствие ослабления мышц (паралич, парез, травмы, пересенные тяжелые заболевания) или значительного увеличения нагрузки на мышцы и связки нижних конечностей дуги стоп уплощаются. В результате уплощения стоп резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника, что ведет к дефектам осанки, может вызвать деформацию позвоночника и понижать функции всего опорно-двигательного аппарата.
Плоскостопие может быть:
- врожденное
- приобретенное
- паралитическое (возникает в результате паралича или пареза мышц голени и стопы – ДЦП, полиомиелит)
- травматическое (наступает после травмы костей или мышц стопы)
- статическое (наблюдается при ожирении, слабости мышц нижних конечностей, нарушении кровоснабжения нижних конечностей вследствие малокровия или других причин, ношении широкой или узкой обуви, хронических заболеваниях, ослабляющих организм).
У детей плоскостопие протекает по-разному. Одни даже не замечают наличия плоскостопия, другие жалуются на боль в стопе, голени, голеностопных и коленных суставах. Лечебные гимнастические упражнения и массаж дают прекрасные результаты, улучшая функцию стоп.
Цель массажа и гимнастики: укрепление мышечно-связочного аппарата стопы,
снижение тонуса большеберцовых и малоберцовых мышц, ликвидация боли и утомления.
Последовательность массажа:
- массаж передне-латеральной группы мышц голени и стопы (поглаживание и легкое растирание)
- глубокий массаж задней поверхности голени (все приемы)
- подошва (все приемы), тщательно растереть одним пальцем головки плюсневых костей и глубоко массировать возвышение большого пальца (поглаживание, глубокое СПР-1, щипцеобразное разминание).
Перед массажем желательны тепловые процедуры
Длительность процедуры в раннем возрасте до 10 минут, в старшем возрасте 15-20 минут
Курс 20-25 процедур
3-4 курса с интервалом 1 – 1.5 месяца.
Массаж необходимо сочетать с корректирующей гимнастикой, специальными упражнениями на развитие – такими как: сжимание пальцев стопы в кулачок, хлопки подошвами, перекладывание стопой мелких предметов, сжимание стопой резиновой груши, поднимание стопой мяча. Полезны различные виды ходьбы с акцентом на установку стоп. Так же полезна езда на велосипеде, плавание, ходьба по песку и гальке, лазание по канату.
Профилактикой плоскостопия является ношение обуви по размеру.
ВРОЖДЕННАЯ КОСОЛАПОСТЬ,
Врожденная косолапость – это стойкая патологическая форма стопы в положении супинации. Ведущим этиологическим фактором в развитии врожденной косолапости является запаздывание в развитии малоберцовых мышц. Пальцы согнуты, носок вовнутрь, стопа в положении подошвенного сгибания. Косолапость чаще всего бывает двухсторонней.
В тот период жизни малыша, когда он начинает ходить, опираясь на поврежденную стопу, деформация ее усиливается, нарушается форма и функция всей ноги. Поэтому только в раннем возрасте, когда мышцы и связки ребенка податливы и хорошо растяжимы, имеется возможность установки стопы в правильное положение. С этой целью применяется комплекс мероприятий, который включает в себя, помимо ортопедического лечения, массаж и лечебную гимнастику.