Профилактика образования стресс-язв желудочно-кишечного тракта
Это направление лечения играет существенную роль в благоприятном исходе при ведении больных с тяжелым сепсисом и септическим шоком (поддерживается доказательствами II уровня). Как известно, кровотечения из стресс-язв желудочно-кишечного тракта являются фатальным осложнением сепсиса (летальность в этих случаях, по данным различных исследований, колеблется от 64 до 87%). Частота возникновения стресс-язв без применения средств их профилактики у больных в критическом состоянии весьма высока и может достигать 52,8%. Профилактические мероприятия
(блокаторы Н2-рецепторов и антацидные препараты) в 2 раза и более снижают риск осложнений.
К факторам высокого риска образования стресс-язв у больных с сепсисом относятся: проведение длительной ИВЛ, развитие септического шока и нестабильность гемодинамики, коагулопатия. Для больных, относящихся к группе высокого риска, профилактика является категорическим показанием к проведению лечебных мероприятий, эффективность которых подтверждается доказательствами самого высокого I уровня. Следует подчеркнуть, что, кроме назначения антагонистов Нз-рецепто-ров (они более эффективны, чем антацидные препараты), большую роль в предотвращении образования стресс-язв играет энтеральное питание, особенно введение зонда дистальнее желудка.
Что касается повышения риска возникновения нозокомиальной пневмонии при назначении бло-каторов гистаминовых рецепторов и антацидов, то исследованиями последних лет установлено, что колонизация бактерий в желудке редко является ведущим этиологическим фактором инфицирования легких. Более того, при обследовании более 1200 больных, проведенном в Канаде, оказалось, что блокаторы Н2рецепторов, значительно снижая риск желудочно-кишечных кровотечений, не являются фактором риска развития пневмонии.
В этой работе не рассматривались средства и методы лечения сепсиса, эффективность которых не поддерживается определенными доказательными данными. Перечень таких средств, особенно в отечественной лечебной практике, достаточно велик По поводу этих необоснованных направлений лечения позиция клинициста должна быть однозначной: «пока не доказано, не должно быть показано (в широкой лечебной практике)».
Испытания пользы и вреда рациональных (а не ажиотированных на любой основе) инноваций может быть уделом научных центров с одобрения этических комитетов и других, контролирующих защиту больного организаций. Ненужная поли-прагмазия для больного с сепсисом - не просто пустая трата средств, это еще и дополнительная нагрузка и удар по истощенному полиорганной и клеточной дисфункцией организму. Выдающийся отечественный инфекционист Александр Федорович Билибин много лет назад сказал: «Лечение сепсиса - это симфония лечебных воздействий, которую не создать без чувства такта и ритма... Это создает силовое поле, направленное на пользу больного» (1978).
Литература
1. Зильбер А.П. Клиническая физиология в анестезиологии и реа
ниматологии.
2. American Thoracic Society. Hospital-aquired pneumonia in adults.
Amer.J. Respir. Crit. Care Med., 1995.- 153: p. 1711-25.
3. Bernard G.R., Artigas A, Brigham K.L et al. The American - European
consense on ARDS. Definitions, mechasms, relevant outcomes and clin
ical trail coordination. Amer. J. Respir. Crit. Care Med., 1994.- 149: p.
818-24.
4. Bernard G.R, Vincent J.L, Latterse P.F. Promising results with recombi-
nant human activated protein C. N.EngLJ. Med., 2001.- 344: p. 699-709.
5. Boldt J. Muller M. Heesen M. et al Influence of different volume thera
pies on platelet function in the critically ill. Intens. Care Med., 1996.- 22:
p. 1075-81.
хирургическая инфекция и гнойно-септическая хирургия
6. Carlet J. Immunological therapy in sepsis. Intensive Care Med,
2OO1.-27:S.93-S. 103.
7. Cook D., Guyatt G., Marshall J. et all. A comparison of sucralfate and
ranitidine for the prevention of upper gastrointestinal bleeding in
patients requiring mechanical ventilation. N.Engl. J. Med, 1998.- 338: p.
791-7.
8. Herbert P.C., Wells G., Blajchman M.A., Marshall J. et. al. A multicenter,
randomized, controlled clinical trial of transfusion requirements in critical care. N. Engl. J. Med, 1999.- 340: p. 409-17.
9. Reinhart K., Sakka SA, Meier-Hellmann A. Haemodinamic manage
ment of a patient with septic shock. European J. Anaesthesiol., 2000.-
17,1: p. 6-17.
10. Vincent J.L. Hemodynamic support in septic shock. Intensive care
Med., 2001- 27, S.I: p. 80-92.
Гнойная хирургия: современное состояние
Проблемы
A.M. Свету хин, Ю.А. Амирасланов
В |
общей структуре хирургических заболеваний хирургическая инфекция наблюдается у 35-45% больных и протекает в виде острых и хронических болезней или нагноения посттравматических и послеоперационных ран.
Причины хирургической инфекции многообразны. Они включают в себя следующие факторы: рост травматизма, увеличение объема и сложности оперативных вмешательств, а также расширение методов инструментального инвазивного обследования и лечения, сопровождающихся инфицированием больного.
Несмотря на бурное внедрение высоких технологий в современной хирургии, проблемы хирургической инфекции остаются одними из приоритетных. Это связано как с высокой частотой заболеваемости, так и с существенными материальными затратами, что переводит эту проблему из разряда медицинских в разряд социально-экономических, т.е. государственных проблем. Особую значимость эта проблема приобрела в связи с ростом числа техногенных и природных катастроф, военных конфликтов и террористических актов.
В числе приоритетных проблем вследствие большой социально-экономической значимости остается внутригоспитальная инфекция. Последняя существенно увеличивает летальность, сроки пребывания пациентов в стационаре и требует значительных дополнительных расходов на лечение. Сегодня внутри-госпитальную инфекцию переносят от 12 до 22% пациентов, летальность среди которых превышает 25%.
Пострадавшие с обширными гнойными ранами и дефектами мягких тканей
В процентах |
Количество пациентов |
Нозологическая форма
Обширные | 40,4 | |
гнойные раны | ||
Остеомиелит | 28,7 | |
Гнойный артрит | 5,7 | |
Диабетическая | 18,9 | |
стопа | ||
Трофическая язва | 8,7 | |
Из них: | ||
анаэробная инфекция | 10,7 | |
сепсис | 28,7 |
Представленная лекция основана на анализе обследования и лечения более 1800 больных и пострадавших с обширными гнойными ранами, дефектами мягких тканей и костей (см. таблицу). Понятие хирургической инфекции объединяет в себе частные вопросы инфекционной патологии по принципу* потребности в хирургическом лечении. Разработка стратегии и тактики комплексного лечения обширных гнойных ран и гнойных хирургических заболеваний является, на наш взгляд, одним из главных научно-практических направлений в решении проблемы хирургической инфекции.
Клиническое многообразие ситуаций в гнойной хирургии определило необходимость систематизации и уточнения алгоритма диагностического поиска. Используя опыт многолетней работы, нами разработаны схемы многоуровневого диагностического поиска с целью уточнения общего состояния пациента, характера и объема поражения мягких тканей, костей и внутренних органов, детализации микробного пейзажа раны и степени интоксикации организма, динамики течения раневого процесса.
Теоретические исследования показывают, что важнейшим фактором в развитии инфекции являются структура и функциональное состояние тканей раны. Присутствие в ране закрытых полостей, инородных тел, омертвевших, лишенных кровоснабжения тканей способствует развитию раневой инфекции. Развитие патогенной микрофлоры в ране и всасывание продуктов распада нежизнеспособных тканей способствуют стимуляции клегок крови и соединительной ткани и приводят к выделению цитокинов и других медиаторов воспаления с широким спектром биологического действия. Они вызывают системные изменения мегаболиз-ма, иммунитета, состояния сосудистой стенки, ге-мопоэза, функции регуляторных систем. При хирургическом лечении острых гнойных заболеваний и при гнойных осложнениях чистых операций нередко образуются обширные гнойные раны. Нами отмечено отсутствие качественных различий в течение раневого процесса в зависимости от этиологических факторов. Исходя из этого, разработана концепция единства патогенеза раневого процесса независимо от происхождения, разме-
хирургическая инфекция и гнойно-септическая хирургия
ров, локализации и характера раны. Это легло в основу признания единства принципов лечения гнойных ран и разработки универсального метода их активного хирургического лечения.
Основной смысл, вкладываемый в понятие «активное хирургическое лечение», включает комплекс мероприятий, направленных на максимальное сокращение сроков течения всех фаз раневого процесса с целью предельного приближения его к неосложненному течению.
Разработанная нами тактика активного хирургического лечения включает:
1. Широкое рассечение и раскрытие гной
ного очага.Уже на этом этапе лечения (гнойная
хирургия и травматология) должны содержаться
элементы пластической хирургии. При выполне
нии разрезов тканей и производстве доступа к
гнойному очагу необходимо предвидеть возмож
ность формирования будущих кровоснабжаемых
лоскутов из соседних с раной участков тела.
2. Иссечение всех нежизнеспособных и со
мнительных,пропитанных гноем мягких тка
нейв пределах здоровых тканей (в один или не
сколько этапов). Удаление всех костных секвестров
и некротизированных отломков кости. Выполне
ние краевой, концевой или сегментарной резек
ции пораженного участка кости также в пределах
здоровых тканей.
3. Удаление погружных металлических
фиксаторов,не выполняющих свое предназначе
ние, и сосудистых протезов.
4. Применениедополнительных физических
методовобработки раны.
5. Использованиево время хирургической об
работки элементов пластических или реконст
руктивных операцийс целью восстановления
или закрытия важных анатомических образова
ний.
6. Наружный остеосинтез длинных костей,
предусматривающий возможность проведения ди
намических дистракционно-компрессионных ма
нипуляций.
Хирургическая обработка при любом развившемся гнойном заболевании должна быть радикальной и по возможности выполняться в один этап. В некоторых ситуациях (таких как анаэробная неклостридиальная флегмона, синдром длительного раздавливания, критическая ишемия и др.) из-за тяжести состояния больного, характера и локализации поражения добиться радикальности хирургической обработки в ходе одной операции невозможно. В этих случаях требуется выполнение повторных хирургических обработок При этом операция «хирургическая обработка» приобретает многоэтапный характер. На каждом этапе ее выполнения необходимо стремиться к радикальности обработки до полного очищения раны. Одновременно она должна предусматривать не только радикальное иссечение пораженных тканей, но и возможность первичного или раннего восстановления пораженного сегмента тела.
В последние десятилетия появляется все больше работ, посвященных воздействию на раневой процесс различных физических факторов. По сути в основе любого лечения лежат те или иные физические механизмы, поэтому понятие "физические
методы воздействия"(ФМВ) является в значительной мере условным. Практически этот термин употребляется для определения способов воздействия на рану в дополнение к хирургическим и медикаментозным методам. По физической природе сущности используемых явлений ФМВ можно разделить на следующие группы:
1. Методы, основанные на использовании меха
нических колебаний:
• обработка пульсирующей струей жидкости,
• обработка низкочастотным ультразвуком.
2. Методы, основанные на изменении внешнего
давления воздушной среды:
• вакуумная обработка и вакуумная терапия,
• управляемая абактериальная среда,
• гипербарическая оксигенация.
3. Методы, основанные на изменении температу
ры:
• криовоздействие.
4. Методы, основанные на использовании элект
рического тока:
• постоянные токи низкого напряжения (элект
рофорез, электростимуляция),
• модулированные токи (электростимуляция).
5. Методы, основанные на использовании маг
нитного поля:
• низкочастотная магнитотерапия,
• воздействие постоянного магнитного поля.
6. Использование электромагнитных колебаний
оптического диапа зона:
• лазерное излучение:
а) высокоэнергетическое,
б) низкой интенсивности,
• ультрафиолетовое излучение.
7. Комбинированные методы воздействия.
Применение дополнительных физических методов воздействия призвано повысить эффективность хирургической обработки. Их действие основано как на механическом удалении нежизнеспособных тканей, так и на прямом бактерицидном действии.