Как жить долго и при этом сохранить свой интеллект?

Интеллект в преклонном возрасте

Интеллект (от лат. Intellectus – понимание, познание.

Выделяют несколько форм интеллектуального поведения:

- общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности;

- система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение;

- способность к решению проблем без проб и ошибок ''в уме''.

Психологи отмечают такие существенные изменения памяти в пожилом возрасте:

– ослабление механической памяти;

– относительно долгая сохранность логически-смысловой памяти, запоминание на основе внутренних смысловых связей;

– ослабление оперативной, кратковременной памяти;

– резко выраженная профессиональная избирательность запоминания;

– усиление яркости памяти на очень давние события.

Понятно, что с длительным пребыванием ''не у дел'' профессиональная память становится ненужной, а ослабление запоминания свежей информации (оперативная память) резко снижает адаптацию к действительности.

У пожилых людей снижаются показатели по тесту ''беглость речи'' – способность быстро подбирать слова по заданным критериям, строить рассуждения.

У людей, удовлетворённых своей жизнью, имеющих дружные семьи и широкий круг общения, интеллектуальные способности сохраняются дольше, а то и возрастают с годами.

Однако, утверждения о снижении интеллекта у пожилых людей построены на наблюдении больных, страдающих склеротическими изменениями сосудов мозга, прогрессирующим разрушением клеток коры головного мозга.

Можно предположить, что у здоровых пожилых людей снижение интеллекта обусловлено тем, что в условиях отстранения от дел резко уменьшается приток информации и темп её усвоения. Сознание собственной невостребованности снижает мотивацию достижений.

Вторая половина ХХ века и первое десятилетие ХХI века ознаменовались сказочными открытиями и развитием множества научных направлений в биологии и медицине, развитием Наук о Жизни. Социально-экономические достижения в ряде стран, выдающиеся успехи в развитии множества новых наук: биомедицина, биотехнология, генетика и десятки других – явились основой увеличения средней продолжительности жизни, увеличения числа людей позднего возраста, особенно 80-85-летних и старше – столетних. Об этом свидетельствуют возрастные характеристики иммигрантов во всех русскоязычных ассоциациях Лос-Анджелеса. При этом многие члены ассоциаций являются примером долголетия, творчества и высокого интеллекта.

Как жить долго и при этом сохранить свой интеллект?

Прежде всего, следует отказаться от такой вредной привычки как курение, а алкоголь – как можно реже и в маленьких дозах. Мясо употреблять в пищу нужно, но только 2-3 раза в неделю. Употребление овощей, фруктов, сои, тыквы, винограда, дыни – ограничений нет.

Молоко и молочные продукты не следует переедать. Куриные яйца не принесут вреда, если есть их по одному, пять раз в неделю и желательно в варёном виде. Овсяная каша – чудесная еда. Нормальная работа мозга невозможна без полиненасыщенных жирных кислот Омега-3. Содержатся эти вещества в основном в рыбе, такой как лосось, палтус, скумбрия, сардины, тунец, окунь, другая морская холодноводная рыба, даже обычная сельдь. Есть Омега-3 и в продуктах растительного происхождения: соевых бобах, тыквенных семечках, грецких орехах и тёмнозелёных овощах – например, брокколи. Растительное масло: соевое, льняное, кунжутное – тоже содержит полиненасыщенные жирные кислоты Омега-3. Вот эти продукты и следует употреблять людям, занимающимся интеллектуальным трудом, причём как можно больше и в свежем виде.

Рафинированный сахар исключается из еды. Идеально один день в неделю вообще ничего не есть, только пить воду.

Не переедайте. Помните: сытый чемпион терпит поражение. То же можно сказать о людях интеллектуального труда. Старайтесь уйти из-за стола с чувством лёгкого голода. Следует помнить важную истину: ''Человек ест для того, чтобы жить, а не живёт, чтобы есть''.

Всем известно, движение это жизнь. Ходите ежедневно как можно больше пешком. Это послужит вам пропуском в благополучную старость.

Если следовать этому нехитрому правилу, можно избежать таких заболеваний, как атеросклероз, склеродермия, уменьшить риск возникновения опухолевых заболеваний и др.

Соблюдайте режим сна. Во время сна в мозге происходят разные процессы, коррегируются деятельность и функции органов и систем организма.

Чтобы сохранить интеллект, специалисты-психологи советуют соблюдать следующие рекомендации:

Ежедневно выделять время для мышления. Чтобы научиться творчески мыслить, надо ежедневно тренировать свой мозг;

Никогда, ни при каких обстоятельствах не паниковать и не суетиться. Спокойно обдумать поставленную задачу и попытаться найти выход. Этот путь приведёт к плодотворным идеям.

Идеи, живущие только в уме человека, никогда не принесут плодов. Лишь представляя их на всеобщее рассмотрение, человек в общении и обмене мнениями с другими людьми облекает свои идеи в плоть и кровь, что ведёт к успеху.

Наличие цели и стремление к ней побуждает к активной работе мысли и развивает способности к творческому мышлению. Ставьте перед собой конкретную цель, это позволит наметить контуры будущего успеха.

Постоянно вносите разнообразие в свою жизнь, обогащайте себя новым опытом. Избегайте шаблона. Из рутины будней не родятся оригинальные идеи.

Научитесь сосредотачиваться. Выработав это умение, вы разовьёте интуицию.

Расширяйте общение с людьми других профессий. Всегда ощущайте душевный голод, жажду деятельности. Всё в ваших руках. Память и интеллект сохраняются до самой старости. Здоровье – это самое главное, что есть у человека.


Профилактика психического старения:

· Избегать сильных стрессов

· Максимально длительная профессоинальная деятельность

· Тренировка интеллекта

· Общение

· Чувство юмора, оптимизм, благожелательное отношение к людям

Рассеянность

Рассеянность

Нарушение памяти в преклонные годы вызывается общим снижением активности в деятельности головного мозга, ослаблением возбудимости нервных клеток, а также снижением активности основных нервных процессов – возбуждения и торможения, что в свою очередь замедляет переключение внимания с одного объекта на другой.

Ослаблению памяти в преклонные годы способствует также наблюдаемое иногда усиление концентрации раздражительного процесса (возбуждения) в коре мозга, что повышает в свою очередь т. н. старческую рассеянность.

Начинать укрепление памяти следует именно с общегигиенических мероприятий – утренней гимнастики, систематических прогулок на воздухе, здоровых условий работы, регулярного разумного отдыха и т. п. Для сохранения памяти очень важен постоянный ритм труда и отдыха, хорошая организация трудового процесса, система умственных занятий, методика работы. Важнейшим вопросом гигиены памяти является умение правильно читать.

Замечено, что небрежное чтение не укрепляет память, а наоборот, ее ослабляет.

Нельзя читать лежа, т. к. в таком положении мозг недостаточно снабжается кровью, а это отрицательно сказывается на усвоении, запоминании прочитанного.

Нельзя читать при слабом освещении – это заставляет напрягать глаза и вызывает быструю усталость и переутомление.

При чтении всегда следует пытаться сопоставлять только что прочитанное с уже известным. Тогда между старым и новым материалом устанавливаются смысловые связи, что помогает лучше все запомнить. Такой прием хорошо тренирует память.

В укреплении памяти большую роль играет режим умственной работы. Не нужно работать продолжительное время без перерыва. При любом виде умственного труда целесообразно делать каждые 45–50 мин короткие «разминки»: встать, походить по комнате, сделать несколько физических упражнений. Пожилым людям, чтобы освободиться от перегрузки второстепенным материалом, следует завести записную книжку. В нее надо записать план работы на следующий день и по ней проверять выполнение заданий текущего дня. Это будет способствовать лучшему упорядочению работы и укреплению памяти.

Некоторые люди в пожилом возрасте нередко жалуются на ослабление памяти, забывчивость. В подобных случаях аккуратно ведущаяся книжка во многом поможет каждому человеку.

Если расстройство памяти прогрессирует, то следует обратиться за медицинской консультацией в лечебно-профилактическое учреждение. Врач установит в каждом отдельном случае причину наблюдаемых нарушений в работе памяти и поможет своему пациенту соответствующими лечебно-профилактическими рекомендациями.

Нарушение памяти в преклонные годы вызывается общим снижением активности в деятельности головного мозга, ослаблением возбудимости нервных клеток, а также снижением активности основных нервных процессов – возбуждения и торможения, что в свою очередь замедляет переключение внимания с одного объекта на другой.

Ослаблению памяти в преклонные годы способствует также наблюдаемое иногда усиление концентрации раздражительного процесса (возбуждения) в коре мозга, что повышает в свою очередь т. н. старческую рассеянность.

Начинать укрепление памяти следует именно с общегигиенических мероприятий – утренней гимнастики, систематических прогулок на воздухе, здоровых условий работы, регулярного разумного отдыха и т. п. Для сохранения памяти очень важен постоянный ритм труда и отдыха, хорошая организация трудового процесса, система умственных занятий, методика работы. Важнейшим вопросом гигиены памяти является умение правильно читать.

Замечено, что небрежное чтение не укрепляет память, а наоборот, ее ослабляет.

Нельзя читать лежа, т. к. в таком положении мозг недостаточно снабжается кровью, а это отрицательно сказывается на усвоении, запоминании прочитанного.

Нельзя читать при слабом освещении – это заставляет напрягать глаза и вызывает быструю усталость и переутомление.

При чтении всегда следует пытаться сопоставлять только что прочитанное с уже известным. Тогда между старым и новым материалом устанавливаются смысловые связи, что помогает лучше все запомнить. Такой прием хорошо тренирует память.

В укреплении памяти большую роль играет режим умственной работы. Не нужно работать продолжительное время без перерыва. При любом виде умственного труда целесообразно делать каждые 45–50 мин короткие «разминки»: встать, походить по комнате, сделать несколько физических упражнений. Пожилым людям, чтобы освободиться от перегрузки второстепенным материалом, следует завести записную книжку. В нее надо записать план работы на следующий день и по ней проверять выполнение заданий текущего дня. Это будет способствовать лучшему упорядочению работы и укреплению памяти.

Некоторые люди в пожилом возрасте нередко жалуются на ослабление памяти, забывчивость. В подобных случаях аккуратно ведущаяся книжка во многом поможет каждому человеку.

Если расстройство памяти прогрессирует, то следует обратиться за медицинской консультацией в лечебно-профилактическое учреждение. Врач установит в каждом отдельном случае причину наблюдаемых нарушений в работе памяти и поможет своему пациенту соответствующими лечебно-профилактическими рекомендациями.

«Каждый период жизни имеет свой собственный смысл, свою собственную задачу. Найти их и себя в них является одной из важ­нейших задач приспособления к жизни», – писал Э. Штерн.

Наши рекомендации