IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию

Организационно-методические указания по подготовительной части

Самостоятельной работы

При подготовке к практическому занятию используется рекомендованная литература, конспект лекции «Опорные ткани», образцы рекомендованных рисунков и основные гистологические препараты: «Декальцинированные препараты одно- и многокорневых зубов», «Стадии гистогенеза зуба», «Образование кости из мезенхимы. Челюсть зародыша свиньи».

Методические указания по реализации целевых установок подготовки к занятию

Сначала изучить в теории общие принципы организации, развитие и классификацию костных тканей. Грубоволокнистую ткань: общую морфофункциональную характеристику, детские особенности строения и функции, регенерацию, обратить внимание на гидрофильность ткани и отсутствие кровеносных сосудов. Разобрать классификацию клеток, их строение и функцию, особое внимание уделить изучению остеобластов, как клеток, отвечающих за регенерацию костной ткани, надкостницу, использовать иллюстративный материал учебника и атласа. Усвоить понятие «межклеточное вещество», разобрать строение и функцию его компонентов. Изучить строение дентиноидной ткани на примере декальцинированных одно- и многокорневых зубов: рассмотреть дентин, дентинные трубочки, зону соединения с цементом, в цементе отличить клеточный и безклеточный, особенности организации дентиноидной ткани многокорневых зубов.

Познакомиться со способами развития плоских и трубчатых костей, уровнями регуляции остеогенеза (использовать лекционный материал). Получить представление о клеточном костном диффероне, линиях дифференцировки стволовых и остеогенных клеток в остеобласты, обратить внимание на роль сосудистого фактора, закономерностях превращения мезенхимы и хрящевой ткани в костную, регенерацию, ее возрастные особенности.

Пластинчатая костная ткань: ознакомиться с историей открытия пластинчатой костной ткани (К.Гаверс), разобрать строение структурной единицы ткани – костной пластинки (схема, учебник рис.112, лекционный материал), изучить органический и минеральный состав (учебник, лекция «Опорные ткани»). Познакомиться со строением кости на примере диафиза трубчатой кости, выделить следующие компоненты: надкостница, компактное вещество, система костных пластинок – наружных и внутренних опоясывающих, промежуточных интерстициальных, структурно-функциональная единица – остеон, костные клетки, губчатое вещество, эндост. Использовать иллюстративный материал: учебника (рис. 113, 114, 115), атласа (рис.213, 214), таблицы № 150, 151. Кровоснабжение и иннервация кости, рост и регенерация, возрастные изменения, понятие об остеомаляции и остеопорозе.

Изучить основные гистологические препараты костей в микроскопе при малом и большом увеличении, в них уметь различать: На иллюстрациях в учебнике (рис. 106), атласе (рис. 208) и гистологическом препарате «Образование кости из мезенхимы. Окраска гематоксилином и эозином», на малом и большом увеличениях найти основные костные структуры: костные трабекулы, кровеносные сосуды (малое увеличение), костные клетки: остеоциты, остеобласты и остеокласты (большое увеличение), зарисовать в альбоме. Знать факторы местной и центральной регуляции (основные и вспомогательные) влияющие на пролиферацию и дифференцировку костных клеток.

Использовать иллюстративный материал: учебник (рис.110), атлас (рис. 209, 210, 211), таблицы № 142, 143, образец рисунка к практическому занятию.

Ознакомиться с ходом и особенностями регенерации кости при переломах (резорбция мертвой кости, формирование костной мазоли, замещение тканей, регуляция регенерации), закономерностями последовательного превращения волокнистой и хрящевой тканей в костную (использовать учебник, конспект лекции «Остеогенез»). Иллюстративный материал:учебник (рис.117).

Задачи на предстоящее занятие

На занятии надо быть готовым ответить с места или у доски, используя таблицы, на вопросы по изученному материалу, зарисовать на доске основные рисунки: схему изогенной группы хрящевых клеток, костную пластинку, костные клетки: остеобласты, остеоциты, остеокласты, остеон, костную трабекулу с остеобластами, хрящевую модель трубчатой кости, перихондральную костную манжету, зоны метаэпифизарной пластинки (схематично). В конце 2-го часа написать программированный контроль.

Можно дополнить ответы других студентов, принять участие в дискуссии при устном разборе материала, задать вопросы преподавателю, если требуется разъяснить не до конца понятый материал. На 3-м часе занятия выслушать описание основных гистологических препаратов, осуществить их микроскопирование и выполнить необходимые рисунки в альбоме, для чего иметь набор цветных карандашей.

Вопросы и задачи для самоконтроля знаний

1. Классификация, источник развития и общая морфофункциональная характеристика опорных тканей, принципы её организации?

2. Источники развития, функции и строение клеток: остеобластов, остеоцитов, остеокластов?

3. Костная ткань: классификация и морфофункциональная характеристика: клетки и межклеточное вещество, способности к регенерации?

4. Грубоволокнистая костная ткань: локализация, строение, функции, возрастные особенности?

5. Пластинчатая костная ткань, общая морфофункциональная характеристика, строение костной пластинки?

6. Собенности костной ткани челюстно-лицевой области?

7. Кровоснабжение и иннервация кости?

8. Какими способами происходят рост и регенерация кости, ее возрастные особенности?

9. Какие способы развития плоских и трубчатых костей?

10. Источник развития костной ткани: стволовые и полустволовые клетки, костный дифферон?

11. Какие факторы влияют на рост и регенерацию костей?

12. Как происходит образование кости на месте соединительной ткани, стадии?

13. Образование кости на месте хряща, его основные стадии?

14. Каковы факторы регуляции остеогенеза?

15. Перелом кости и ее регенерация?

16. Как происходит перестройка альвеолярного гребня и альвеолярных перегородок при дефекте зубного ряда и при наличии зубных протезов?

17. Резорбция и регенерация зубной альвеолы при прорезывании?

18. Возрастные изменения регенерации в твердых тканях зуба?

V. Учебные материалы

1. Обучающие ситуационные задачи и варианты их решения.

1. В костной ткани обнаружены клетки богатые лизосомами, как называются эти клетки? Ответ: остеокласты.

2. В костных лакунах между пластинками обнаружены отростчатые клетки, как называются эти клетки? Ответ: остеоциты.

3. В диете ребенка недостаточное содержание солей кальция, как это отразится на костной ткани? Ответ: потеря прочности, деформация скелета.

4. Во время операции на большом протяжении нарушена структура надкостницы, какае изменения могут произойти в костной ткани? Ответ: нарушится питание, гибель костных клеток - остеобластов,остеоцитов.

5. В диафизе трубчатой кости, на поперечном срезе видны различно направленные костные пластинки: продольные и концентрические. Какие костные пластинки образуют основную структурно-функциональную систему кости – остеон? Ответ: концентрические.

6. При низкой физической активности уменьшается активность остеобластов, какие изменения произойдут в костной ткани? Ответ: прекратятся рост и регенерация костной ткани.

7. Животному с экспериментальном переломом кости введен гормон кальцитонин, как это повлияет на процесс регенерации кости? Ответ: кальцитонин стимулирует функцию остеобластов, которые ускорят образование костной ткани и регенерацию.

8. При преждевременном половом созревании ускоряется окостенение метаэпифизарной пластинки, как это повлияет на рост больного? Ответ: рост кости прекратиться.

Тестовые вопросы:

Какой вид хрящевой ткани присутствует в височно-нижнечелюстном суставе:

А) эластическая

Б) волокнистая

Г) гиалиновая. Ответ: г.

Какие клетки костной ткани являются многоядерными:

А) остеобласты.

Б) остеокласты,

В) остеоциты? Ответ: б

Где в суставной хрящевой ткани располагаются группы хондроцитов:

А) в поверхностной зоне, плотной пластинке;

Б) в промежуточной зоне зрелого хряща? Ответ:б

Какие костные клетки имеют отростчатую форму и поддерживают стабильность минерального состава кости:

А) остеобласты,

Б) остеокласты,

В) остеоциты. Ответ: в

В какой зоне метаэпифизарного хряща наблюдается деление хондроцитов:

А) покоящегося,

Б) столбчатого,

В) обезвествленного хряща? Ответ: б.

Каким способом образуются плоские кости:

А) непосредственно из мезенхимы,

Б) на месте развившейся из мезенхимы хрящевой ткани?

Ответ: а.

2. Бланк графического отчёта по практическому занятию

(рисунки в альбоме)

Тема: Регенерация и возрастные изменения костной ткани челюстно-лицевой области 1. Поперечный разрез диафиза трубчатой кости. Окраска по Шморлю. 2. Остеон (схема). Окраска по Шморлю. 3. Образование кости из мезенхимы. Челюсть зародыша свиньи. Окраска гематоксилином и эозином. 4. Декальцинированный препарат многокорневого зуба. Дентин корня, цемент и пульпа. Окраска гематоксилином и эозином.
  выполнил  
принял  

Наши рекомендации