Тема 3. «воздушно-капельные инфекции. сепсис»
Задача № 1.
На 15-й день с момента заболевания дифтерией у ребёнка 6 лет появились боли в сердце, определялись приглушенность тонов и расширение границ сердца. Смерть наступила от острой сердечной недостаточности. На вскрытии сердце увеличено в размерах, дряблой консистенции, серого цвета на разрезе.
Опишите микроскопические варианты острого дифтерийного миокардита.
Расшифруйте понятия «ранний и поздний паралич сердца».
Укажите этиологию заболевания.
Задача № 2.
В клинику с симптомами асфиксии доставлен ребенок. В гортани, трахее и бронхах обнаружены бело-желтые легко отделяемые и обтурирующие просвет пленки. Проведена пролонгированная интубация.
Диагностируйте заболевание.
Назовите его форму.
Уточните вид экссудативного воспаления в гортани, трахее и бронхах.
Перечислите возможные осложнения.
Задача № 3.
Ребенок 5 лет поступил в детскую инфекционную больницу на второй день с момента заболевания. При поступлении отмечались высокая температура, вялость. При осмотре ротовой полости обнаружена яркая гиперемия слизистой оболочки мягкого неба, язычка, небных дужек, корня языка. Миндалины увеличены ярко-красного цвета. Лимфатические узлы шеи увеличены, плотные, болезненные при пальпации. Кожные покровы гиперемированы, с мелкоточечной сыпью. На 5-й день болезни на поверхности миндалин появились налёты грязно-серого, тусклого вида.
Диагностируйте основное заболевание.
Назовите клинико-анатомические формы этой болезни: 1 …, 2 …, 3 …
Укажите характер воспаления миндалин в первые дни болезни.
Задача № 4.
Ребенок 5 лет заболел остро, с подъемом температуры до 38-39 0С и резкой болью при глотании. При осмотре выявлены увеличенные передние шейные лимфатические узлы, болезненные при пальпации. Обнаружено увеличение миндалин с умеренной гиперемией. На поверхности миндалин располагаются желтовато-белые плёнки, с трудом снимающиеся шпателем. При их отторжении обнаруживаются кровоточащие язвенные дефекты. Резко выражены признаки общей интоксикации.
Диагностируйте заболевание.
Уточните форму воспаления миндалин.
3. Перечислите возможные осложнения: 1 …, 2 …, 3 …
Задача № 5.
У 3-летнего ребенка отмечаются умеренное повышение температуры тела до 38 0С, недомогание, снижение аппетита. Появилась осиплость голоса, кашель приобрел грубый, лающий характер, вдох затруднён, нарастают признаки асфиксии. При бронхоскопии обнаружены желтые плёнки, выстилающие гортань и верхнюю треть трахеи. Пленки местами свободно отделяются от слизистой оболочки, закрывая просвет дыхательных путей. Вставлена трахеотомическая канюля. Через несколько дней в легких стали выслушиваться влажные хрипы. Диагностирована пневмония.
Диагностируйте основное заболевание.
Опишите микроскопические изменения в слизистой оболочке гортани, трахее.
Объясните механизм развития асфиксии.
Перечислите осложнения, связанные с интубацией: 1…,2….
Задача № 6.
У ребенка через 4 недели после начала скарлатины в моче обнаружен белок до 3 %, эритроциты, единичные гиалиновые цилиндры.
Дайте название второму периоду болезни.
Проявлением какой реакции организма являются общие изменения во второй период болезни?
Какие микроскопические изменения могли быть обнаружены в биоптате почек?
Назовите возможные исходы почечной патологии.
Задача № 7.
Ребенок заболел остро. На 2-ой день заболевания диагностирована скарлатина. Зев и миндалины ярко-красные. Гиперемия распространяется на слизистую оболочку глотки. Язык «малиновый». Миндалины увеличены, сочные. На теле типичная скарлатинозная сыпь. Через 2,5 недели диагностирован второй период скарлатины.
Расшифруйте понятие «первичный скарлатинозный комплекс».
Укажите характер сыпи при скарлатине, её излюбленную локализацию.
Какой фактор имеет значение для развития 2-го периода скарлатины?
Задача № 8.
Больной 7 лет доставлен в инфекционное отделение на второй день болезни. Заболел остро: температура 39 0С, головная боль, озноб, рвота, боли в горле при глотании, общее недомогание. Зев и миндалины ярко-красные. Язык «малиновый». Миндалины увеличены, сочные. Шейные лимфатические узлы увеличены, плотной консистенции. На кожных покровах туловища, конечностей появилась мелкоточечная сыпь. Диагностирована скарлатина.
Назовите формы заболевания.
Назовите характерные изменения миндалин на 3 – 5 сутки болезни.
Какой процесс развился в шейных лимфатических узлах?
Назовите типичные изменения селезенки при этой форме заболевания.
Задача № 9.
У ребенка 5 лет появились головная боль, возбуждение, двигательное беспокойство, рвота, повысилась температура тела до 39 0С. Поставлен диагноз: «Менингит». Через 3 дня ребенок умер. На вскрытии мягкая мозговая оболочки значительно утолщена, с полнокровными сосудами, на всём протяжении пропитана густым экссудатом зеленовато-желтого цвета. Рисунок борозд и извилин головного мозга сглажен.
Уточните этиологию заболевания.
Опишите микроскопические изменения мягкой мозговой оболочки и головного мозга.
Назовите форму экссудативного воспаления.
Определите клинико-морфологическую форму заболевания.
Задача № 10.
У ребенка школьного возраста появились озноб, повышение температуры тела до 39 0С, резкая головная боль, возбуждение, двигательное беспокойство, рвота. Появилась обильная геморрагическая сыпь, которая на коже нижних конечностей и ягодичной области очень быстро приобрела вид обширных геморрагий багрово-синюшного вида. Отмечено снижение артериального давления, тахикардия, нитевидный пульс, олигурия. Смерть больного наступила от острой надпочечниковой недостаточности.
Диагностируйте заболевание.
Уточните клинико-анатомическую форму.
Какие изменения обнаружены при аутопсии в надпочечниках и почках?
Как называется синдром острой надпочечниковой недостаточности?
Задача № 11.
У женщины на второй день после родов внезапно повысилась температура до 41 0С, развился озноб, появились точечные кровоизлияния на коже и слизистых оболочках, желтуха. Через два дня больная скончалась. На вскрытии, помимо описанных изменений, обнаружили выраженные изменения внутренних органов. Селезёнка увеличена, дряблая, с обильным соскобом пульпы. Матка увеличена в размерах, дряблая, слизистая оболочка грязно-серого цвета с гнойным налётом.
Опишите возможные микроскопические изменения слизистой оболочки матки.
О какой клинико-морфологической форме сепсиса можно думать?
Назовите вид сепсиса в зависимости от характера входных ворот?
Какие морфологические изменения можно обнаружить в паренхиме и строме внутренних органов?
Задача № 12.
У недоношенного ребенка после обработки пуповины развился гнойно-некротический омфалит. Состояние ребенка стало прогрессивно ухудшаться, и на 4 сутки наступила смерть. На аутопсии в просвете пупочных сосудов обнаружены тромбы. Кожа и склеры слегка желтушны, выражены признаки геморрагического синдрома. Селезенка увеличена даёт обильный соскоб пульпы.
Диагностируйте заболевание.
Уточните клинико-анатомическую форму заболевания.
Какие микроскопические изменения можно обнаружить в паренхиматозных органах?
С чем связаны проявления геморрагического синдрома?
О каком виде желтухи идет речь в данном заболевании?
Задача № 13.
У женщины 25 лет после родов развился септический эндометрит, осложнившийся тромбофлебитом тазовых сплетений.
Определите характер воспаления в матке: 1 …, 2 …
Укажите возможную локализацию первых гнойных метастатических очагов.
Назовите механизм их развития.
Назовите клинико-морфологический вариант сепсиса.
Задача № 14.
После длительной катетеризации правой подключичной вены у больного, оперированного по поводу язвенной болезни желудка, стали нарастать слабость, недомогание, появились гектическая лихорадка, желтушность кожи, геморрагические высыпания, картина недостаточности трехстворчатого клапана. Диагностирована очаговая бронхопневмония.
Диагностируйте заболевание.
Что может развиться в подключичной вене при длительном стоянии катетера?
Назовите морфологические проявления недостаточности трехстворчатого клапана.
Объясните возникновение очаговой бронхопневмонии.
Объясните развитие геморрагических высыпаний.
Задача №15.
У больного 30 лет, страдавшего ревматическим пороком сердца, диагностирован инфекционный эндокардит. В клинической картине резко выражены геморрагический и тромбоэмболический синдромы, пальпируется увеличенная селезёнка.
Дайте название процесса, возникающего в клапанах сердца.
Опишите микроскопические изменения створок клапана.
Объясните патогенез геморрагического синдрома?
Какой процесс лежит в основе увеличения селезенки?