Коррекция нарушений транспорта кислорода при сепсисе
Оптимизация транспорта кислорода при сепсисе достигается с помощью двух направлений терапии: гемодинамической и респираторной поддержки.
Основной целью гемодинамической поддержки при тяжелом сепсисе и септическом шокеявляется восстановление эффективного кровоснабжения тканей и вследствие этого нормализация клеточного метаболизма. При гиповолеми-ческом или кардиогенном шоке гипотензия, нарушения микроциркуляции и функции клеток обусловлены прежде всего снижением сердечного выброса. Патофизиологическая ситуация при тяжелом сепсисе и септическом шоке намного более сложная. В этих случаях нарушения тканевого кровотока связаны главным образом с микроциркуля-торными расстройствами на фоне перераспределения системного кровообращения при нормальном или даже повышенном сердечном выбросе. Кроме потери нормальной функции микроциркуляции, повреждение клеток при сепсисе связано с
Таблица 1.
Уровень доказательств
I. Данные широких рандомизированных исследований с четкими результатами с низким риском ложнополо-
жительных (альфа) и ложноотрицательных (бета) ошибок
II. Данные небольших рандомизированных исследований с нечеткими результатами; умеренный или высокий
риск ложноположительных или ложноотрицательных ошибок
III. Нерандомизированные исследования с одновременным контролем
IV. Нерандомизированные исследования с историческим (ретроспективным) контролем и мнение эксперта
V. Серия случаев, неконтролируемые исследования и мнение эксперта
Категории доказательств эффективности медицинских вмешательств и лекарственных средств
A. Поддерживается по крайней мере 2 исследованиями I уровня
B. Поддерживается только одним исследованием I уровня
C. Поддерживается исследованиями II уровня
D. Поддерживается исследованиями III уровня
E. Поддерживается доказательствами IV или V уровня
327
хирургическая инфекция и гнойно-септическая хирургия
цитотоксическим воздействием взрывного медиа-тоза, с вовлечением в процесс многочисленных гуморальных факторов (включая цитокины, оксид азота, активаторы эндотелия, кислородные радикалы и т.д.). Поэтому септический шок в отношении конечной эффективности коррекции нарушений гемодинамики на различном уровне представляет намного более сложную проблему по сравнению с другими видами шока, при которых только гипо-перфузия является основным этиопатогенетичес-ким фактором ухудшения транспорта кислорода. Инфузионная терапия при тяжелом сепсисе и септическом шоке Основной целью инфузионнои терапии у больных сепсисом является поддержание адекватного кровоснабжения тканей. Это положение подтверждено многочисленными доказательствами IV и V уровня (по классификации ЕВМ). Именно инфузионная терапия является первоначальным мероприятием поддержания гемодинамики и прежде всего сердечного выброса (доказательства II и III уровней). Более того, во многих ситуациях повышение преднагрузки под влиянием инфузионнои терапии при сохранении резерва сократительной функции миокарда (гетеро- и гомеотропного механизма сократимости) способствует коррекции артериальной гипотензии, существенному повышению сердечного выброса и, следовательно, оптимизации доставки кислорода.
При тяжелом сепсисе и особенно септическом шоке (СШ) возникает абсолютная или относительная гиповолемия как следствие потерь жидкости, перераспределения циркулирующего объема крови с централизацией кровообращения и синдрома «капиллярной утечки». Именно поэтому инфузионная терапия за счет увеличения ОЦК и преднагрузки быстро приводит к повышению сердечного выброса. Объем инфузионнои терапии при сепсисе и СШ не может быть определен без комплексной оценки реакции гемодинамики на инфузию (реакция АД, ЦВД, частоты сердечных сокращений, мочеотделения). Хорошим ориентиром служит проверка реакции ЦВД на дозированные порции вводимой жидкости (проба с объемной нагрузкой), предложенная М.Н. Weil и соавт., 1979, или правило 5-2 см Н2О. Больному в течение 10 мин инфузиру-ют тест-дозу жидкости: 200 мл при исходном ЦВД 8 см Н2О; 100 мл - при ЦВД в пределах 8-10 см Н^О; 50 мл - при ЦВД 14 см Н2О. Реакцию оценивают, исходя из правила «5 и 2 см вод. ст.»: если ЦВД увеличилось более чем на 5 см Н2О, инфузию прекращают и решают вопрос о целесообразности ино-тропной поддержки, поскольку такое повышение свидетельствует о срыве механизма регуляции сократимости Франка-Старлинга. Если повышение ЦВД меньше 2 см Н2О - это служит подтверждением гиповолемии и показанием для дальнейшей инфузионнои терапии без инотропной терапии. Увеличение ЦВД в интервале 2 и 5 см Н2О - дальнейшее проведение инфузионнои терапии под контролем показателей гемодинамики. При наличии катетера в легочной артерии и возможности измерения легочного артериального давления реакцию оценивают по правилу «7-3 мм рт. ст.».
Несмотря на определенные разногласия о целесообразности катетеризации легочной артерии при ведении больных с септическим шоком, следует при-
знать, что определение параметров легочного артериального давления и легочного капиллярного давления заклинивания, а также сердечного выброса с помощью катетера Swan-Ganz значительно расширяют возможности мониторного контроля и оценки эффективности гемодинамической терапии. Более того, этот контроль является одним из дополнительных факторов, способствующих повышению эффективности лечения и, следовательно, благоприятного исхода у больных с септическим шоком (доказательства III уровня). Показания для катетеризации легочной артерии в этих случаях - повышение ЦВД при проведении инфузионнои терапии, что требует оценки давления наполнения для левого желудочка (коррелирует с легочным конечным диастолическим давлением и давлением заклинивания в легочной артерии).
Выбор инфузионных растворов.В лечении тяжелого сепсиса и СШ практически с одинаковыми результатами (влияние на летальность и другие показатели эффективности терапии) применяют кристаллоидные и коллоидные инфузионные растворы. Об этом свидетельствует ряд опубликованных в последние время систематических обзоров с применением метанализа. Тем не менее выбор соотношения кристаллоидных и коллоидных растворов при проведении инфузионнои терапии у больного с сепсисом зависит от оценки конкретной клинической ситуации и четком понимании цели и задач лечения.
Конкретные задачи инфузионнои терапии при сепсисе включают:
• Коррекция гиповолемии и поддержание ста
бильности гемодинамики.
• Восстановление нормального распределения
жидкости между различными секторами - внутри-
сосудистый, интерстициальный, внутриклеточ
ный.
• Поддержание адекватного уровня коллоидно-
осмотического давления плазмы.
• Улучшение микроциркуляции.
• Оптимизация доставки кислорода к клеткам.
• Предотвращение активации каскадных систем
и повышения гемокоагуляции.
• Профилактика реперфузионного повреждения.
• Адекватное питание.
При реализации этих задач и выборе инфузионных сред при сепсисе необходимо учитывать многофакторный характер нарушений, вызванных септической системной воспалительной реакцией.
Кроме снижения венозного возврата и преднагрузки, вызываемых вазодилатацией и секвестрацией циркулирующей крови, повышенная капиллярная проницаемость («синдром капиллярной утечки») приводит к экстравазации не только жидкости, но также и коллоидных компонентов плазмы, в частности альбумина. Транскапиллярные потери макромолекул в сочетании с характерным для сепсиса угнетением синтеза альбумина в печени обусловливают гипо-альбуминемию и снижение онкотического давления плазмы. Поэтому гемодинамическая стабильность, достигаемая с помощью большого объема инфузии, в «условиях капиллярной утечки» всегда будет сопровождаться повышением экстравазации жидкости и формированием в той или иной степени выраженного отека тканей. При этом следует учитывать, что для получения одинакового эффекта в отношении опти-
хирургическая инфекция и гнойно-септическая хирургия
мизации преднагрузки и сердечного выброса необходимо введение кристаллоидных растворов по объему в 2-4 раза больше, чем коллоидных (это связано с особенностями распределения растворов между различными секторами). Инфузия кристаллоидов сопряжена с более высоким риском развития отека тканей, чем применение коллоидов. Генерализованный отек ухудшает транспорт кислорода и, следовательно, поддерживает органную дисфункцию. В этом отношении при введении больному объема изотонической кристаллоидной инфузии более всего страдают кишечник и миокард, внесосудистая гидратация в которых увеличивается в большей степени по сравнению с другими органами. Особое значение это имеет для больных пожилого возраста, для которых характерна пролонгированная экстравазация жидкости вследствие структурных и функциональных изменений интерстициальной матрицы и клеточной мембраны. Применение коллоидов сопряжено с меньшим риском экстравазации, в том числе за счет эффективного поддержания коллоидно-осмотического давления плазмы.
Значительные дискуссии в настоящее время вызывает вопрос о целесообразности применения препаратов альбуминав лечении больных в критических состояниях, в частности с сепсисом. Мета-нализ рандомизированных исследований показал, что применение альбумина при критических состояниях способствует повышению летальности больных. Установлено, что увеличение КОД после введения альбумина за счет повышения его концентрации в плазме носит транзиторный характер, а затем в условиях повышенной порозности капилляров происходит его экстравазация в интерстициальное пространство. Поэтому назначение альбумина с целью коррекции гипоальбуминемии называют «большим метаболическим недоразумением». Эти данные не могут не быть приняты во внимание при определении места альбумина в лечении больных с сепсисом. Чрезмерное увлечение препаратами альбумина в отечественной практике следует в значительной степени умерить, исходя из обоснованной позиции экспертов:
• Рутинное применение альбумина при критических состояниях для коррекции гипоальбуминемии не может быть рекомендовано.
Таблица 2. Распределение различных инфузион-ных растворов во внутри- и внесосудистых секторах через 30-60 мин после введения в нормальных условиях и при повышенной капиллярной проницаемости и клеточной дисфункции
Раствор Объем распределения, %
внутрисосудистое внесосудистое
пространство пространство
Нормальная проницаемость капилляров
Кристаллоиды 20 80
Коллоиды 70 30