Материалистические взгляды А. Н. Радищева, отношение его к вопросам медицины
МЕДИЦИНА В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА В РОССИИ (конец 18-первая половина 19 вв.).
Общественно-политическая обстановка.
В первой половине XIXвека медицина в России развивалась в условиях разложения феодально-крепостнического строя и формирования и нарастания капиталистических отношений. Закреплялись экономические и политические привилегии дворянства, усиливались и без того неограниченные власть и произвол помещиков над крестьянами. Феодально-помещичье государство допускало частичные уступки нарождающейся буржуазии, способствуя развитию торговли и промышленности. Наряду с мануфактурами появились фабрики. Число рабочих на фабриках и заводах за первую половину XIX века увеличилось в несколько раз. Часть населения отходила от земледелия и переселялась в города. Несмотря на рост промышленности, Россия оставалась преимущественно аграрной страной.
Разложение феодально-крепостнического строя и рост крестьянского движения создавали почву для формирования в России антикрепостнической идеологии, что отвечало интересам капиталистического развития страны. Просветительская идеология и связанные с нею материалистические взгляды рождались в борьбе с господствовавшим феодально-религиозным мировоззрением. Отечественная война 1812 г., знакомство передовых русских людей с революционными и материалистическими течениями отечественной и западноевропейской мысли способствовали развитию прогрессивных философских, социологических и естественнонаучных воззрений в России.
Материалистические взгляды А. Н. Радищева, отношение его к вопросам медицины.
На формирование воззрений передовых представителей отечественной медицины первой половины XIX века оказал влияние А. Н. Радищев (1749—1802).Выдающийся писатель и революционер, один из основоположников русской классической материалистической философии А. Н. Радищев в трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792) проводил идеи о причинной обусловленности всех явлений природы, вплоть до мышления человека. А. Н. Радищев представлял развитие природы как непрерывный ряд постепенного усложнения веществ, превращающихся на известной ступени развития в тела одушевленные, приобретающих по мере усложнения свойства раздражимости, ощущения, сознания, вплоть до человеческой речи, мышления и способности к общественной жизни. А. Н. Радищев доказывал, что человек, как и животные, является порождением природы, и подчиняется ее законам. Человек, по мнению А. Н. Радищева, «единоутробный сродственник, брат всему на земле живущему». Он отстаивал теорию эпигенеза, согласно которой в процессе постепенного развития зародыша возникают новые образования.
А. Н. Радищев признавал действие внешней среды на строение тела людей, их характер, способности, умственную деятельность. Вызванные этими условиями изменения в ряде поколений закрепляются и становятся постоянными, неотъемлемыми, наследственными.
По Радищеву, способность к психической жизни, отличающая человека от животного, зависит от «соразмерного сложения» мозга. А. Н. Радищев ждал ответа от анатомии, которая, по его мнению, должна была решить, в чем существенное различие между мозгом человека и животного, но анатомия «не была еще руководящей к признанию, отчего в мозгу зависят память, воображение, рассудок и другие умственные силы». А. Н. Радищев признавал влияние психики на тело: подавленное состояние психики ведет к болезни, усилием воли человек может преодолеть телесные потребности, страсти, болезни.
В своем знаменитом сочинении «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев останавливался на вопросах личной и общественной гигиены, призывал к борьбе с изнеженностью, рекомендовал закаливание, физическое воспитание девушек. А. Н. Радищев указывал на опасность венерических болезней, выступал против проституции, описал антисанитарные условия жизни крепостных крестьян, отсутствие ухода за грудными детьми.