Материалистические взгляды А. Н. Радищева, отношение его к вопросам медицины

МЕДИЦИНА В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА В РОССИИ (конец 18-первая половина 19 вв.).

Общественно-политическая обстановка.

В первой половине XIXвека медицина в России развивалась в условиях разло­жения феодально-крепостнического строя и формирования и нарастания капиталистических отношений. Закреплялись эко­номические и политические привилегии дворянства, усилива­лись и без того неограниченные власть и произвол помещиков над крестьянами. Феодально-помещичье государство допускало частичные уступки нарождающейся буржуазии, способствуя развитию торговли и промышленности. Наряду с мануфакту­рами появились фабрики. Число рабочих на фабриках и за­водах за первую половину XIX века увеличилось в несколько раз. Часть населения отходила от земледелия и переселялась в города. Несмотря на рост промышленности, Россия остава­лась преимущественно аграрной страной.

Разложение феодально-крепостнического строя и рост кре­стьянского движения создавали почву для формирования в России антикрепостнической идеологии, что отвечало инте­ресам капиталистического развития страны. Просветительская идеология и связанные с нею материалистические взгляды рождались в борьбе с господствовавшим феодально-религиоз­ным мировоззрением. Отечественная война 1812 г., знакомство передовых русских людей с революционными и материалисти­ческими течениями отечественной и западноевропейской мыс­ли способствовали развитию прогрессивных философских, социологических и естественнонаучных воззрений в России.

Материалистические взгляды А. Н. Радищева, отношение его к вопросам медицины.

На формирование воззрений передовых представителей отечественной медицины первой поло­вины XIX века оказал влияние А. Н. Радищев (1749—1802).Выдающийся писатель и революционер, один из основополож­ников русской классической материалистической философии А. Н. Радищев в трактате «О человеке, его смертности и бес­смертии» (1792) проводил идеи о причинной обусловленности всех явлений природы, вплоть до мышления человека. А. Н. Радищев представлял развитие природы как непрерывный ряд постепенного усложнения веществ, превращающихся на известной ступени развития в тела одушевленные, приобре­тающих по мере усложнения свойства раздражимости, ощуще­ния, сознания, вплоть до человеческой речи, мышления и способности к общественной жизни. А. Н. Радищев доказывал, что человек, как и животные, является порождением природы, и подчиняется ее законам. Человек, по мнению А. Н. Ради­щева, «единоутробный сродственник, брат всему на земле живущему». Он отстаивал теорию эпигенеза, согласно которой в процессе постепенного развития зародыша возникают новые образования.

А. Н. Радищев признавал действие внешней среды на строение тела людей, их характер, способности, умственную деятельность. Вызванные этими условиями изменения в ряде поколений закрепляются и становятся постоянными, неотъем­лемыми, наследственными.

По Радищеву, способность к психической жизни, отличаю­щая человека от животного, зависит от «соразмерного сложе­ния» мозга. А. Н. Радищев ждал ответа от анатомии, которая, по его мнению, должна была решить, в чем существенное раз­личие между мозгом человека и животного, но анатомия «не была еще руководящей к признанию, отчего в мозгу зависят память, воображение, рассудок и другие умственные силы». А. Н. Радищев признавал влияние психики на тело: подав­ленное состояние психики ведет к болезни, усилием воли человек может преодолеть телесные потребности, страсти, бо­лезни.

В своем знаменитом сочинении «Путешествие из Петер­бурга в Москву» Радищев останавливался на вопросах личной и общественной гигиены, призывал к борьбе с изнеженностью, рекомендовал закаливание, физическое воспитание девушек. А. Н. Радищев указывал на опасность венерических болезней, выступал против проституции, описал антисанитарные условия жизни крепостных крестьян, отсутствие ухода за грудными детьми.

Наши рекомендации