Антагонисты рецепторов эндотелина
Название «эндотелии» носят четыре различных вещества эндотелиального происхождения. Они имеют строение бициклических полипептидов, состоят из 21 аминокислоты с двумя дисульфидными связями, отличаются вариациями аминокислотной последовательности. По химической структуре эндотелины близки сарафотоксину — яду египетской змеи Atractaspis engaddesis. Эндотелин-1 в основном присутствует в сердечно-сосудистой системе, эндотелин-2 — в почках, эндотелин-3 — в ЦНС, эндотелин-4 — в кишечнике.
Эндотелин-1 образуется в результате протеолиза «большого эндотелина», состоящего из 38 аминокислот. Эту реакцию катализирует эндотелинпревращающий фермент из группы мембраносвязанных металлопротеиназ.
Эффекты эндотелинов реализуются в результате воздействия на специфические рецепторы А и В (ЕТАЕТВ), ассоциированные с G-белками. Рецепторы ЕТА, активируя фосфолипазу С, повышают образование вторичных мессенджеров — диацилглицерола и инозитолтрифосфата. Их максимальная экспрессия регистрируется в артериях (гладкие мышцы, атеросклеротические бляшки), сердце и почках, аффинитет к эндотелинам-1 и 2 в 100 раз больше, чем к эндотелину-3, активация вызывает сужение сосудов и усиление пролиферации гладких мышц.
Рецепторы ЕТВлокализованы на эндотелии, макрофагах и гладких мышцах, обладают равным аффинитетом ко всем типам эндотелина, повышают освобождение окиси азота и простациклина из эндотелия, подавляют апоптоз. Окись азота активирует гуанилатциклазу с увеличением продукции цГМФ. В итоге рецепторы ЕТВрасширяют сосуды.
Многообразные эффекты эндотелинов обусловлены спецификой рецепторной организации сосудистых регионов и образованием в сосудах различных вторичных мессенджеров, обладающих противоположными функциями. В физиологических условиях эндотелин-1, взаимодействуя с рецепторами ЕТВ, расширяет сосуды; в условиях патологии, когда его уровень в крови значительно возрастает, преимущественно активирует рецепторы ЕТА, что сопровождается сужением сосудов, включая коронарные артерии. Эндотелины усиливают сердечные сокращения, способствуют гипертрофии миокарда, повышают в сосудах продукцию цитокинов, факторов роста, фибронектина и внеклеточного матрикса, стимулируют адгезию нейтрофилов и агрегацию тромбоцитов. Кроме того, они вызывают спазм бронхов, гипертрофию предстательной железы, регулируют эмбриональное развитие и процессы канцерогенеза. Липопротеины низкой плотности повышают секрецию эндотелина-1, напротив, липопротеины высокой плотности ее тормозят.
Эндотелины участвуют в патогенезе стенокардии, острого инфаркта миокарда, аритмий, легочной и системной артериальной гипертензии, атеросклероза сосудов, рестеноза после операции ангиопластики, гломерулонефрита, субарахноидальной геморрагии, сахарного диабета. Эндотелины рассматривают как маркеры и предикторы тяжести и исхода этих патологических состояний.
В настоящее время на различных стадиях доклинических и клинических испытаний находятся несколько селективных (атрасентан, дарусентан) и неселективных (босентан, тезосентан, энрасентан) антагонистов рецепторов эндотелина. В эксперименте и клинике эти препараты снижают АД и протеинурию, вызывают регресс гипертрофии и ремоделирования левого желудочка. При тяжелой застойной сердечной недостаточности увеличивают сердечный выброс, нормализуют системное и легочное сосудистое сопротивление, хотя не уменьшают летальность. Следует учитывать, что на ранних стадиях сердечной недостаточности эндотелин-1 при участии рецепторов ЕТАподдерживает сократительную функцию миокарда. Для клинической практики рекомендован только неселективный антагонистБОСЕНТАН как средство терапии легочной гипертензии.
Босентан и другие антагонисты рецепторов эндотелина могут вызывать тахикардию, головную боль, гиперемию и отек лица, тошноту, рвоту, диарею. Опасным побочным эффектом является поражение печени — от бессимптомного роста активности аминотрансфераз до острого гепатита. Антагонисты рецепторов эндотелина противопоказаны при беременности, так как могут вызывать у плода краниофациальную мальформацию.
Лекция 47
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕНИН-АНГИОТЕНЗИНОВУЮ СИСТЕМУ
Ренин-ангиотензиновая система (РАС) играет важную роль в регуляции АД, сердечной деятельности, водно-электролитного баланса. Ее активность возрастает при артериальной гипертензии, хронической сердечной недостаточности и диабетической нефропатии. При остром инфаркте миокарда активность РАС повышается уже в первые сутки, при осложненном течении инфаркта чрезмерная активация РАС сохраняется длительно после выписки больного из стационара. Высокая активность ренина и повышенное содержание ангиотензина II в крови являются показателями неблагоприятного прогноза у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Для фармакологической блокады РАС используют ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента и непептидные антагонисты рецепторов ангиотензина II.