Клиническая картина отравления
В зависимости от величины концентрации окиси углерода в воздухе, длительности воздействия, а также индивидуальной чувствительности организма человека отравление может протекать в различной клинической форме. Н.Н. Савицкий (1942) различает три степени отравления: легкая степень, без
длительной потери сознания с явлениями спутанности мыслей, а иногда с кратковременным обморочным состоянием, средняя степень, когда возможна более или менее длительная потеря сознания; тяжелая степень, отличающаяся длительной потерей сознания или остановкой дыхания. Другие авторы (В.Ф. Мельникова, 1964) выделяют начальную стадию, стадию угнетения центральной нервной системы и третью — коматозную стадию.
Н.Н. Савицкий (1938) считает, что клиническая картина интоксикации окисью углерода по развитию и симптоматике очень близка к картине острого кислородного голодания, которое возникает при вдыхании бедной кислородом газовой смеси, при горной или высотной болезни.
Начальными симптомами острого отравления окисью углерода являются мышечная слабость, особенно в ногах, нарушение координации движений, головокружение, ослабление слуха. Как правило, появляются сильные головные боли, локализующиеся в лобной и височной областях. Возникает ощущение беспокойства, чувство страха, учащается дыхание. Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечаются учащение пульса, заметная пульсация височных артерий. Даже небольшие мышечные усилия могут привести к резкому головокружению, а иногда и к кратковременной потере сознания. Эту особенность токсического действия окиси углерода Н.Н. Савицкий расценива ет как отличие от обычного кислородного голодания, когда физическое напряжение лишь в редких случаях приводит к обмороку.
Большое значение в ранней стадии отравления имеют: расстройства психики, которые весьма напоминают нарушения при кислородном голодании (некоторые авторы видят сходство с картиной алкогольного опьянения). При этом ведущими симптомами являются эйфория, потеря ориентации во времени и пространстве, проявление буйства. Н.Н. Савицкий так описывает это состояние: «Пострадавший перестает сознавать опасность положения, продолжает совершать свою работу, причем это может нередко сопровождаться целым рядом нелепых и нецелесообразных поступков при сохранении полной уверенности в правильности своих действий. При прекращении дальнейшего воздействия окиси углерода у отравленного отмечаются своеобразные провалы в памяти он не помнит характера своих действий во время интоксикации.»
Анализ содержания карбоксигемоглобина в крови, проведенный рядом исследователей, выявил довольно широкий диапазон значений, что вероятно, также является отражением различной индивидуальной чувствительности отравленных. Кроме того, ряд исследователей вообще отрицают наличие параллелизма между содержанием карбоксигемоглобина в крови и клинической симптоматикой (Roberts, 1952). Сопоставление различных литературных источников позволяет, однако, считать, что симптомы легкой степени отравления соответствуют содержанию карбоксигемоглобина порядка 10-30%. Лишь отдельные авторы (например, Н.В. Лазарев, 1963) приводят данные, согласно которым симптомы легкого отравления могут наблюдаться и при более высоком содержании карбоксигемоглобина (40%).
Если пострадавший не будет удален из зараженной атмосферы, то развивается вторая стадия интоксикации, которая характеризуется стойкой потерей сознания, хотя возможны и периоды просветления. Эту стадию некоторые авторы обозначают как стадию моторных нарушений (Л.А. Тиунов, В.В. Кустов, 1969). Вслед за потерей сознания начинают развиваться тетанические судороги, начинающиеся с дистальных отделов конечностей и распространяю щиеся на мышцы спины. Затем появляются тризм и опистотонус. Температу ра тела повышается до 38-40°, хотя описаны случаи и без температурного течения интоксикации. Слизистые оболочки и кожа бледны, но возможно появление своеобразной малиновой окраски. Зрачки расширены, почти не реагируют на свет. Могут иметь место непроизвольное мочеиспускание и дефекация.
После выноса пострадавшего из зараженной атмосферы судороги у него постепенно прекращаются, восстанавливается функция дыхания и кровообра щения. Сознание возвращается значительно позже, иногда даже через много часов после прекращения воздействия окиси углерода, при этом сам газ гораздо раньше выводится из организма. Л.А. Тиунов, Т.И. Соколова и В.П. Парибок (1957), ссылаясь на данные различных авторов, отмечают, что половина поступившей в организм окиси углерода выделяется в сроки от 34 до 240 минут. Собственными исследованиями этих авторов, выполненными с применением меченной по углероду СО, было показано, что 90% окиси углерода полностью выделяется в течение 7 часов, несмотря на то, что общее время затравки в их экспериментах составляло 49 часов. Так как возвращение сознания иногда наблюдалось даже через несколько суток, есть все основания считать, что длительность бессознательного периода определяется в первую очередь объемом и глубиной биохимических и функциональных нарушений в центральной нервной системе, которые возникают уже в начальном периоде воздействия окиси углерода.
Отравления средней степени тяжести, особенно если имелась длительная или многократная потеря сознания, сопровождаются развитием многочисленных функциональных нарушений в отдаленном периоде после перенесен ной интоксикации, которые подробнее будут освещены в соответствующем разделе главы.
В случае дальнейшего поступления окиси углерода в организм развивается последняя коматозная стадия интоксикации. В этом периоде тетаничес кие сокращения мышц сменяются их полным расслаблением, рефлексы полностью утрачиваются, дыхание становится поверхностным, аритмичным, иногда принимает характер Чейн-стоксова. Смерть наступает от паралича дыхательного центра. Сердце еще некоторое время продолжает сокращаться, при чем время переживания может достигать 5 и даже 8 минут.
Ю.В. Другов (1959) обращает внимание на то, что в атмосфере высоких концентраций окиси углерода возможна апоплексическая форма отравления, отличающаяся молниеносным характером течения. Этим же автором описана синкопальная форма, при которой на первый план выступают симптомы поражения сердечно-сосудистой системы с последующим развитием коллапса. Следует отметить, что нарушения функции сердечно-сосудистой системы вообще весьма характерны для отравления окисью углерода, причем в первую очередь в патологический процесс вовлекаются сердечная мышца и капиллярное русло. Даже после сравнительно легких отравлений описаны симптомы коронарной недостаточности и длительной функциональной лабильности сердечнососудистой системы. Поэтому можно ожидать, что у лиц с неполноцен ной системой кровообращения отравление окисью углерода, особенно в тяжелой форме, может протекать по типу сосудистого коллапса. Наконец, нужно учитывать, что более тяжелому течению отравления с быстрым смертельным исходом способствует истощение, нервное перенапряжение, чрезмерная физическая нагрузка. Это нельзя не принимать во внимание, так как в военное время, особенно в условиях возникновения очагов массового поражения ядерным оружием, могут иметь место все перечисленные факторы.