Самоспасание из тонущих транспортных средств
То, что транспортное средство съезжает с дороги и падает в глубокий водоем, происходит гораздо чаще, чем мы можем это себе представить. В данном случае спастись помогут только быстрые и оперативные действия.
На глубине в 10 м спастись практически уже невозможно.
Если транспортное средство падает в воду, может произойти следующее (см.табл.2.6-12):
Таблица 2.6-12: Процессы, происходящие при погружении транспортного средства под воду:
в зависимости от скорости движения транспортного средства, высоты и угла падения и сила удара о поверхность воды, происходит погружение полное или частичное; |
в следующей фазе транспортное средство удерживается на поверхности воды, некоторое время колесами вниз; |
через щели и отверстия вода проникает в кузов. Транспортное средство начинает опускаться на дно. Автомобили с мотором впереди получают крен вперед, с мотором сзади – назад; |
во время погружения могут происходить абсолютно непредсказуемые повороты и вхождение в штопор. Многое зависит от таких факторов как распределение тяжести в транспортном средстве, подводных течений, глубины воды и т.д. |
в большинстве случаев, машина из-за веса мотора падает на дно вертикально и опрокидывается, если есть течение, её несёт дальше по течению. |
пассажиры в этом случае могут легко потерять ориентацию и действуют чаще всего не рационально. |
внутри транспортного средства не образуется воздуха, пригодного для дыхания. Остатки воздуха собирается в багажном отделении и не могут помочь пассажирам. В зависимости от конструкции транспортного средства может случиться, что напор воды выдавливает крышу. |
Как должны вести себя водители, если транспортное средство упало в воду? Существует несколько основных правил поведения:
Удар "смягчается" благодаря ремню безопасности: если машина падает в воду, она сначала погружается на дно, затем снова всплывает на поверхность. Если это случилось, и пассажиры выстояли под жестким ударом благодаря ремням безопасности и остались невредимы, пришло время немедленно покинуть транспортное средство через двери. Если они не открываются из-за давления снаружи, возможным остаётся только путь через окно, головой вперёд. Если на переднем сидении находятся два человека, они одновременно начинают выбираться через передние окна. Ни в коем случае нельзя выбираться через двери - даже если их еще легко можно открывать и использовать для выхода, если на задних сидениях находятся пассажиры. Через открытые двери вода настолько быстро проникает внутрь, что пассажирам заднего сидения едва ли останется шанс выбраться.
Не попадаться в ловушку: самыми опасными в таких ситуациях являются двухдверные машины с мотором впереди, у которых не открываются задние боковые окна. Такие машины заваливаются, как правило, вперед. Пассажиры не должны убегать назад, где образуется воздушный запас - иначе они могут попасть в ловушку. Они должны оставаться на передних сидениях, до тех пор, пока не удастся открыть дверь или выбраться через окно.
Взаимопомощь: аналогично, как и на водителе судна, на водителе транспортного средства лежит моральная ответственность за пассажиров, сидящих сзади. Он должен помочь им выбраться как можно скорее через окна. Откидывание спинки кресла тоже может сыграть положительную роль Идеальный случай, если у машины открывается верх.
В любом случае нужно пытаться покинуть машину как можно скорее, до того как она погрузится под воду! Если не удается покинуть машину, пока она находится на поверхности, остается лишь маленькая надежда, что она очень быстро достигнет твердого грунта. Если пассажиры находятся к тому времени еще в сознании, они могут, по крайней мере, выбраться через двери на поверхность воды.
Быть подготовленным: Страх легко переходит в панику. Водители должны быть теоретически подготовлены к возможности падения в воду и проиграть подобную ситуацию многократно в теории. Лишь в этом случае, оказавшись в критической ситуации, они могут действовать быстро и точно.