Признаки неисправности | Возможная причина неисправности | Определения неисправности | Метод устранения неисправности |
Система зажигания исправна, но при пуске двигателя нет вспышек в цилиндре или они редкие | Плохая компрессия: повреждена прокладка головки цилиндра | Выброс топлива из глушителя | Замените прокладку |
Сильный износ цилиндра, поршня и поршневых колец | При нажатии на рычаг кик-стартера не ощущается сопротивление сжатия газов в цилиндре | Двигатель требует ремонта с заменой изношенных деталей |
Залегли или сломаны поршневые кольца | Понижена компрессия, двигатель дымит, свеча забрасывается маслом | Очистите канавки поршня от нагара или замените кольца |
Двигатель пускается, но глохнет или не работает под нагрузкой | Засорено отверстие в крышке топливного бака | При снятой крышке топливного бака двигатель работает | Прочистите отверстие в крышке бака |
«Упала» игла в смесительной камере карбюратора К39 | Определите осмотром | Выньте дроссель и установите иглу на место |
Бедная смесь из-за засорения жиклеров | Хлопки в карбюраторе | Продуйте жиклеры сжатым воздухом |
Засорен топливный фильтр крана или топливопровод | Отсоедините топливопровод от карбюратора и проверьте, течет ли топливо при открытом кране | Продуйте топливопровод при открытом кране. Если после этого топливо не течет полной струей, снимите фильтр крана и промойте его |
Двигатель пускается с трудом | Неисправен левый сальник коленчатого вала | Из глушителя идет густой дым (при этом смесь бензина и масла была составлена в надлежащей пропорции) | Замените сальник |
|
Признаки неисправности | Возможная причина неисправности | Определения неисправности | Метод устранения неисправности |
Двигатель работает с перебоями | Нарушена герметичность кривошипной камеры и картера КП | Понижение уровня масла в картере КП. Выделение конденсата топлива в поврежденном месте | Затяните винты крепления частей картера |
Повреждена прокладка между цилиндром и картером Загрязнен карбюратор. Вода в топливе | Выделение смеси в поврежденном месте. Хлопки в карбюраторе Осадок или капли воды в поплавковой камере карбюратора | Снимите цилиндр и замените прокладку Прочистите карбюратор. Смените топливо |
Негерметичность поплавка | Утечка топлива из поплавковой камеры карбюратора | Отремонтируйте или замените поплавок |
Двигатель при работе перегревается | Недостаточное содержание масла в топливе | Шум и стуки в двигателе | Тщательно соблюдайте пропорции содержания масла и бензина в топливе |
Загрязнены ребра охлаждения цилиндра или головки | Определите осмотром | Очистите ребра охлаждения цилиндра и головки от грязи |
Толстый слой нагара в камере сгорания и на днище поршня | Стуки в двигателе при малой частоте вращения. При выключенном зажигании двигатель продолжает работать | Снимите головку цилиндра и очистите ее от нагара |
Сильное потемнение впускной трубы | Позднее зажигание. Бедная смесь | Сильный нагрев выпускной трубы | Установите момент зажигания, отрегулируйте карбюратор |
Двигатель не развивает полной мощности | Богатая смесь | Хлопки в глушителе и густой дым из глушителя | Отрегулируйте карбюратор |
Бедная смесь | Хлопки в карбюраторе | Отрегулируйте карбюратор |
|
Признаки неисправности | Возможная причина неисправности | Определения неисправности | Метод устранения неисправности |
Двигатель не развивает полной мощности | В системе выпуска, в окнах цилиндра, накопилось много нагара | Определите осмотром | Снимите глушитель, цилиндр и очистите систему выпуска от нагара |
Двигатель теряет мощность | Продолжительная езда на низших передачах (при высокой частоте вращения коленчатого вала) и перегрузка на высших передачах | Перегрев двигателя | Дайте двигателю остыть, затем продолжайте движение на передачах, соответствующих скорости и нагрузке |
При нажатии на рычаг кик-стартера он проворачивается, но коленчатый вал не вращается | Поломка зубьев шестерни кик- стартера | Определите осмотром | Замените шестерню (обязательно удалите обломки зубьев шестерни и промойте картер) |
| Износ и выкрашивание торцевых зубьев шестерни кик-стартера и зубьев храповика | При нажатии на рычаг кик-стартера слышны щелчки, но коленчатый вал не вращается | Замените дефектные детали |
| Поломка пружины храповика | Определите осмотром | Замените дефктные детали |
Рычаг кик-стартера не возвращается в исходное положение | Поломка возвратной пружины | Определите осмотром | Замените пружину |
МОТОРНАЯ ПЕРЕДАЧА |
Сильный шум высокого тона на всех режимах | На слух | Изношены зубья шестерен моторной передачи | Замените обе шестерни |
СЦЕПЛЕНИЕ |
Сцепление пробуксовывает | Неправильная регулировка привода | Отсутствие свободного хода рычага сцепления на руле | Отрегулируйте привод сцепления так, чтобы рычаг имел свободный ход |
| Заедание троса в оболочке | Рычаг сцепления не возвращается в исходное положение | Смажьте трос сцепления или замените его |
Признаки неисправности | Возможная причина неисправности | Определения неисправности | Метод устранения неисправности |
Сцепление пробуксовывает | Изношены или сломаны диски сцепления | Большой свободный ход рычага сцепления | Разберите сцепление и замените диски |
Сцепление полностью не выключается («ведет») | Неправильная регулировка свободного хода рычага сцепления | Большой свободный ход рычага сцепления | Отрегулируйте свободный ход рычага сцепления |
Сцепление не выключается | Обрыв троса Отвернулась гайка крепления барабана сцепления | Рычаг сцепления перемещается без усилия Большой свободный ход рычага сцепления, причем регулировке он не поддается | Замените трос Разберите сцепление и затяните гайку |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ |
Не переключаются передачи | Не полностью выключается сцепление | При работающем двигателе передачи не выключаются или выключаются с трудом | Осмотрите пластмассовые диски. Отрегулируйте сцепление |
Поломка собачки переключения передач | КП осталась включенной на одной передаче, другие передачи не выключаются | Разберите силовой агрегат, замените вал переключения передач в сборе |
Передачи выключаются на ходу | Ослабла или сломалась пружина фиксатора | Отсутствие щелчка при переключении передач | Разберите КП и замените пружину фиксатора |
Сильный износ кулачков шестерен и муфт | Определите осмотром | Разберите КП и замените изношенные шестерни |
Неисправен механизм переключения | Определите осмотром | Разберите КП и замените неисправные детали |
|
Признаки неисправности | Возможная причина неисправности | Определения неисправности | Метод устранения неисправности |
Рычаг переключения передач не возвращается в исходное положение | Сломана или ослабла возвратная пружина | Передачи переключаются, но после нажатия на рычаг, он не возвращается в исходное положение | Замените пружину |
Шум в коробке передач | Нет масла в картере | Нагрев КП | Залейте масло в необходимом количестве |
Сильный износ шестерен и подшипников | При наличии масла в КП слышится шум шестерен | Разберите КП и замените изношенные детали (см. также «Моторная передача») |
Понижается уровень масла в КП | Утечка масла через манжету вторичного вала или вала переключения передач | Наличие масла под крышкой генератора | Замените манжеты |
Утечка масла в соединениях картера или через масляные пробки | Появление масла под мокиком во время стоянки | Проверьте затяжку винтов крепления картера и крышки сцепления. Если винты не ослабли, смените прокладку, проверьте герметичность Пробок |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ, РУЛЬ, ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ |
Стук в передней вилке | Большой люфт рулевой колонки в упорных подшипниках | Установите мокик на подставку и определите наличие люфта | Устраните люфт правильной регулировкой подшипника |
Люфт конусных концов неподвижных труб в верхней траверсе | Слабо затяните болты неподвижных труб | Затяните гайки, предварительно ослабив стяжные болты нижней траверсы |
Недостаточное количество масла в амортизаторах | Утечка масла через манжеты или резьбу корпуса манжет | Замените манжеты. Резьбу корпуса манжет покройте герметиком |
|
|
Признаки неисправности | Возможная причина неисправности | Определения неисправности | Метод устранения неисправности |
Стук в амортизаторе задней подвески | Утечка масла | Корпус амортизатора замаслен | Разберите амортизатор, замените сальник и долейте масло |
Люфт колеса на оси и биение его обода | Не затянуты болты оси колеса | Проверьте, установив мокик на подставку | Устраните люфт, завернув гайку колеса |
Износ подшипников колеса | Проверьте, установив мокик на подставку | Замените подшипники |
Ослабление натяжения спиц | Проверьте натяжение спиц | Подтяните спицы |
Туго вращается ручка «газа» | Смята оболочка или оборваны проволоки троса | Определите осмотром | Смажьте или замените поврежденный трос |
Малая эффективность тормоза | Большой свободный ход рычага тормоза | Определите осмотром | Отрегулируйте свободный ход рычага |
Замаслены или изношены тормозные колодки | После регулировки тормоз «не держит» | Зачистите, а при сильном износе замените тормозные колодки |
Тормозной барабан нагревается при движении | Неправильная регулировка, отсутствует свободный ход рычага (педали) | Поставьте мокик на подставку и проверьте легкость вращения колес | Отрегулируйте свободный ход рычага переднего тормоза и педали заднего тормоза |
Заедает ось тормозных кулачков в основании тормозных колодок | Рычаг заклинивается в заторможенном положении | Разберите тормоз и смажьте тормозные кулачки |
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ГЕНЕРАТОР |
Генератор обеспечивает зажигание только на малых и средних оборотах двигателя и не работает на больших
Сильный износ подшипников коленчатого вала
Радиальный люфт коленчатого вала в подшипниках
|
Признаки неисправности | Возможная причина неисправности | Определения неисправности | Метод устранения неисправности |
Генератор обеспечивает зажигание только на малых и средних оборотах двигателя и не работает на больших | Ослаблено крепление ротора на цапфе | Не затянута гайка ротора | Затяните гайку требуемым моментом |
Биение ротора из-за неправильной сборки | Задевание ротора за полюсы статора | Устраните биение, установив ротор правильно, и затяните гайку требуемым моментом |
Двигатель не пускается (нет искры на свече зажигания) | Межвитковое замыкание или обрыв входов «Д» и «3» обмоток датчика и генератора | Определите с помощью тестера: Ro6m. д-23-27 Ом; Ro6m. 3=570-590 Ом | Устрание обрыв или замените генератор (статор) |
БЛОК КОММУТАТОР-СТАБИЛИЗАТОР (БКС) |
При выключенном зажигании (ключом или рычажком аварийной остановки двигателя) двигатель продолжает работать | Неисправен БКС | По признаку неисправности | Замените БКС |
В соединительной колодке нет контакта с клеммой «01» | Определите осмотром | Обеспечьте надежный контакт в гнездовой колодке |
Двигатель не пускается (нет искры на свече зажигания) | Неисправен БКС | Определите с помощью заведомо исправного БКС | Замените БКС |
После замены БКС двигатель пускается, но работает только на малых и средних оборотах | Установлен неисправный или нестандартный БКС | Определите с помощью заведомо исправного БКС | Замените БКС |
Перегорают нити ламп | Неисправен стабилизатор в составе БКС | Определите с помощью заведомо исправного БКС | Замените БКС |
КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ |
Двигатель не пускается (нет искры) | Обрыв выводов, межвитковое замыкание | Определите с помощью заведомо исправной катушки зажигания | Замените катушку зажигания |
Признаки неисправности | Возможная причина неисправности | Определения неисправности | Метод устранения неисправности |
| | или с помощью тестера: Rl-0,365-0,4 Ом; R2=6,l-6,7 Ом | |
Двигатель пускается, но работает только на малых оборотах | Плохой контакт в местах пайки внутри катушки | Определите с помощью заведомо исправной катушки зажигания | Замените катушку зажигания |
Звуковой сигнал |
Сигнал не работает при нажатии на кнопку | Нарушена цепь питания сигнала | Определите осмотром | Проверьте соединение проводов сигнала и контактов кнопки |
| Нарушена регулировка сигнала | При повороте отверткой регулировочного винта до 0,5 оборота сигнал начинает работать | Отрегулируйте сигнал на сильный звук |
Сигнал звучит после пуска двигателя без нажатия кнопки | В переключателе провод сигнала замкнут на «массу» | При отсоединении провода от переключателя звук прекращается | Изолируйте поврежденное место провода |
ФАРА |
В лампе головного света горит только одна из нитей лампы | Дефект лампы — перегорела одна из нитей | Определите осмотром | Замените лампу |
| Неисправна проводка либо переключатель света | Определите с помощью тестера или контрольной лампы | Отремонтируйте проводку, неисправный переключатель замените |
Не горят обе нити лампы головного света | Дефект лампы — перегорели обе нити накаливания | Определите осмотром | Замените лампу |
| Разъединилась гнездовая колодка переключателя света | Определите осмотром | Соедините гнездовую колодку |
|
Признаки неисправности | Возможная причина неисправности | Определения неисправности | Метод устранения неисправности |
Свет лампы мигающий | Плохой контакт в цепи лампы | Проверьте соединение и крепление проводов | Устраните неисправность |
Лампа фары горит, но свет слабый | Пыль или коррозия на рефлекторе | Проверьте состояние уплотнений | Удалите пыль с рефлектора сжатым воздухом или замените фару |
Не горит лампа стояночного света | Перегорела нить ламы | Определите осмотром | Замените лампу |
| Неисправна проводка или переключатель режимов «день-ночь» | Определите осмотром | Устраните неисправность |
ЗАДНИЙ ФОНАРЬ |
Не горит лампа заднего света | Перегорела лампа | Определите осмотром | Замените лампу |
Неисправна проводка или переключатель режимов «день-ночь» | Определите осмотром | Устраните неисправность |
При нажатии на рычаг или педаль тормоза лампа сигнала торможения не загорается | Перегорела лампа | Определите осмотром | Замените лампу |
Неисправна проводка | Определите осмотром | Устраните неисправность |
Нарушена регулировка выключателей | Определите осмотром | Отрегулируйте выключатели |
Лампа сигнала торможения горит при отпущенных рычаге и педали тормозов | Шток одного из выключателей не возвращается в исходное положение | Определите осмотром | Отрегулируйте выключатели |
УКАЗАТЕЛИ ПОВОРОТОВ |
При включении указателей поворотов лампы не горят | Перегорела лампа | Определите осмотром | Замените лампу |
Признаки неисправности | Возможная причина неисправности | Определения неисправности | Метод устранения неисправности |
При включении указателей поворотов лампы не горят | Неисправен прерыватель | Определите замыканием между собой проводов, идущих к штекерам «п» и «г» реле | Замените прерыватель |
Разъединился разъем провода оранжевого цвета переключателя указателей поворотов под топливным баком | Определите осмотром | Соедините разъем |
Обрыв проводки или неисправен переключатель указателей поворота | Определите осмотром | Отремонтируйте проводку |
Нет контакта в патронах фонаря указателя поворота | Определите осмотром | Зачистите контакты патрона, при необходимости подогните их |
Сигнальные лампы горят не мигая | Нарушена регулировка реле-прерывателя | По признаку неисправности | Замените прерыватель |
Лампы мигают очень редко или, наоборот, часто | В фонарях указателей поворота установлены лампы слишком большой или малой мощности | Определите осмотром | Установите лампы необходимой мощности |
Нарушена регулировка реле-прерывателя | Определите с помощью заведомо исправного прерывателя | Замените прерыватель |
|
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ПО СОСТОЯНИЮ СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ Состояние свечи | Вид загрязнений свечи | Возможная причина | Сопутствующий признак | Способ устранения | | | Толстый слой матовой черной копоти | Неправильная регулировка карбюратора или угла опережения зажигания | Повышенный расход топлива, снижение мощности двигателя, неустойчивая работа на холостом ходу, затруднен пуск | Отрегулируйте карбюратор или зажигание | Низкая компрессия из-за износа цилиндро-поршне- вой группы | Отремонтируйте двигатель | Загрязнение воздушного фильтра | Промойте воздушный фильтр | Неправильная установка искрового зазора | Отрегулируйте искровой зазор | Трещина в изоляторе | Замените свечу | Калильное число свечи больше необходимого для данного двигателя (свеча «холодная») | Замените свечу на соответствующую по калильному числу | М | | Мокрый черный маслянистый нагар | Попадание масла в камеру сгорания из полости коробки передач | Чрезмерное дымление при работе, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, затруднен пуск | Замените манжеты коленчатого вала | Избыточное содержание масла в топливе | Замените топливо на новое, смешанное в рекомендуемой пропорции | |
|
Состояние свечи | Вид загрязнений свечи | Возможная причина | Сопутствующий признак | Способ устранения |
| Толстый слой рыхлых отложений | Низкое качество бензина и масла | Перебои в работе двигателя, затруднен пуск | Замените топливо или моторное масло, промойте систему смазки |
л | | Отложения красного цвета | Превышение допустимых норм концентрации метал- лосодержащих присадок в бензине | Перебои в работе двигателя, затруднен пуск | Замените топливо и свечу |
| i | Оплавление, выгорание электродов, трещины на тепловом конусе изолятора или его разрушение | Калильное число свечей меньше необходимого для данного двигателя (свеча «горячая») Загрязнены ребра охлаждения цилиндра | Перебои в работе двигателя, затруднен пуск | Замените свечи на соответствующие по калильному числу |
*са# | Перегрев двигателя, детонация (характерный металлический стук в цилиндре) | Очистите ребра охлаждения цилиндра от грязи, замените свечу |
Большой угол опережения зажигания Применение низкооктанового бензина | Отрегулируйте угол опережения зажигания, замените свечу Замените топливо и свечу |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Инструменты и приспособления, применяемые при ремонте
1.Набор инструмента: ключ гаечный «на 8 х 10»; ключ гаечный «на 12 х 14»; ключ гаечный «на 17 х 19»; ключ трубчатый «на 10 х 12»; ключ трубчатый «на 17»; ключ трубчатый «на 21»(свечной); бородок (вороток); специальный ключ (сегментный); плоский ключ «на 27 х 32»; отвертка шлицевая; две монтажных лопатки; пассатижи.
2.Съемник ротора генератора (прилагается в комплекте к мокику).
3.Приспособление для сжатия пружин задней подвески.
4.Приспособление для фиксации внутреннего барабана сцепления.
5.Приспособление для фиксации ротора генератора.
6.Приспособление для выпрессовывания поршневого пальца.
7.Приспособление для снятия и установки коленчатого вала.
8.Щипцы для снятия стопорных колец.
9.Оправка для запрессовки манжет коленчатого вала.
10.Приспособление для фиксации шестерни моторной передачи.
11.Ключ с набором щупов для измерения
и регулировки искрового зазора свечи зажигания.
12.Ударная отвертка.
13 . Крестообразные отвертки.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ И КОНТРОЛЯ Опережение зажигания по ходу поршня до ВМТ, мм | 1,6-1,8 | Зазор между электродами свечи зажигания, мм | 0,75-0,9 | Давление воздуха в шинах, МПа, (кгс/см2): | | переднего колеса | 0,12-0,13 (1,2-1,3) | заднего колеса | 0,15-0,16 (1,5-1,6) | Свободный ход оболочки троса сцепления, мм | 2-3 | Свободный ход рычага ручного тормоза (на конце рычага), мм | 10-20 | Свободный ход педали ножного тормоза (на конце педали), мм | 15-30 | Свободный ход оболочки троса дросселя, мм | 2-3 | МОМЕНТЫ ЗАТЯЖКИ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ | |
Деталь | Резьба | Моменты затяжки, Н-м (кгс-м) |
Винты крепления частей картера | Мб | 4,9-5,9 (0,5-0,6) |
Гайки крепления головки цилиндра | М7 | 11,7-15,7 (1,2-1,6) |
Гайка крепления ротора генератора | М12х1 | 53-59 (5,4-6,0) |
Свеча зажигания | М14х1,25 | 20-22 (2,0-2,2) |
Остальные резьбовые соединения | Мб | (0,45-1,0) |
| М8 | (1,4-1,8) |
| М10 | (3,0-3,5) |