Этапы проведения практического занятия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям
Модуль _общие вопросы пропедевтики внутренних болезней___
(наименование модуля)
учебной дисциплины (модуля)_пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика
(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)
для специальности_____060101 лечебное дело______________
(шифр-наименование специальности)
курс _____3_______ семестр ____5______
Владивосток - 2013г.
1. Тема занятияСиндромы при заболеваниях органов дыхания. Синдром уплотнения легочной ткани, синдром скопления воздуха и жидкости в плевральной полости, синдром полости в легком, обтурационного и компрессионного ателектаза. Симптомы, выявляемые при физикальном обследовании, их патогенез и диагностическое значение. Дополнительные методы в диагностике легочных синдромов, значение лучевой диагностики.
2. Мотивация изучения темы.Методичное и последовательное исследование системы дыхания общеклиническими методами позволяет выявить основные симптомы заболевания, установить связь и зависимость между ними, выделить группы патогенетически связанные между собой, т.е. легочные синдромы. Выделение основных легочных синдромов, к которым относятся синдром уплотнения легочной ткани, полости в легком, скопления жидкости и воздуха в плевральной полости и т.д. является важным этапом в постановке диагноза. Владение общеклиническими методами исследования системы дыхания, знание основных симптомов и синдромов, овладение методикой постановки синдромного диагноза необходимо врачу любой специальности.
Цели занятия.
3.1. Общая цель:Научиться выявлять легочные синдромы при обследовании органов дыхания
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - легочные синдромы, их патогенез, симптомы, выявляемые при общеклиническом обследовании больного, диагностическую оценку симптомов, дополнительные методы диагностики легочных синдромов.
«Уметь» - провести обследование пациента с заболеваниями органов дыхания, выявить симптомы, дать им диагностическую оценку, объединить в синдромы и установить предварительный или синдромный диагноз.
«Владеть» - методами общеклинического обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания, выявлением симптомов, их диагностической оценкой, методикой установки предварительного диагноза.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
1. Вопросы этики и деонтологии при осуществлении ухода за больными и сестринских манипуляций (кафедра пропедевтики внутренних болезней)
2. Строение органов и систем организма (кафедра нормальной анатомии)
3. Функции органов и систем (кафедра нормальной физиологии)
5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
1. План и объем исследования больных с заболеваниями системы органов дыхания.
2. Особенности расспроса, общего осмотра, осмотра грудной клетки. Методика сравнительной и топографической перкуссии легких.
3. Синдром уплотнения легочной ткани. Данные результатов физических методов исследования. Патогенез изменений. Диагностическое значение (назвать заболевания, при которых наблюдается этот синдром).
4. Синдром наличия полости в легком (до и после вскрытия абсцесса в бронх). Данные результатов физических методов исследования. Патогенез изменений. Диагностическое значение (назвать заболевания, при которых встречается этот синдром).
5. Синдром скопления жидкости в плевральной полости. Данные результатов физических методов исследования. Патогенез изменений. Диагностическое значение (назвать заболевания, при которых встречается этот синдром).
6. Синдром скопления воздуха в полости плевры. Данные результатов физических методов исследования. Патогенез изменений. Диагностическое значение (назвать заболевания, при которых наблюдается этот синдром).
7. Синдром уменьшения воздушности легочной ткани (обтурационный и компрессионный ателектаз). Данные результатов физических методов исследования. Патогенез изменений. Диагностическое значение (назвать заболевания, при которых наблюдается этот синдром).
6. Задания для самоконтроля во время подготовки к практическому занятию
1. Дать определение понятия синдром (1).
2. Назвать основные легочные синдромы (1-7).
3. Перечислить методы общеклинического исследования (физикальные), необходимые для выявления легочных синдромов (1-4).
4. Основные причины уплотнения легочной ткани (1-4).
5. Характеристика синдрома уплотнения легкого по данным объективного исследования общеклиническими методами (1-4).
6. Характеристика синдрома скопления жидкости в плевральной полости по данным объективного исследования общеклиническими методами (1-5).
7. Характеристика синдрома скопления воздуха в плевральной полости по данным объективного исследования общеклиническими методами (1-4).
8. Характеристика синдрома обтурационного ателектаза по данным объективного исследования общеклиническими методами (1-4).
9. Характеристика синдрома компрессионного ателектаза по данным объективного исследования общеклиническими методами (1-5).
10. Характеристика синдрома полости в легком, сообщающейся с бронхом (абсцесс после прорыва в бронх) по данным объективного исследования общеклиническими методами (1-4).
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.
1. 1. Синдром - это совокупность симптомов с единым патогенезом.
2. 1. Синдром уплотнения легкого
2. Синдром повышенной воздушности легких
3. Синдром скопления жидкости в плевральной полости
4. Синдром скопления воздуха в плевральной полости
5. Синдром полости в легком
6. Синдром ателектаза
7. Синдром бронхиальной обструкции
3. 1. Специальный осмотр
2. Пальпация
3. Перкуссия
4. Аускультация
4. 1. Пневмония
2. Пневмосклероз
3. Инфаркт легкого
4. Рак легкого с инфильтративным ростом
5. 1. Осмотр: статический - без особенностей, динамический - отставание пораженной половины грудной клетки в акте дыхания
2. Пальпация - голосовое дрожание усилено
3. Перкуссия - притупление перкуторного звука вплоть до абсолютной тупости в зависимости от площади и глубины поражения
4. Аускультация - дыхание бронхиальное, бронхофония усилена
6. 1. Осмотр: статический - выбухание грудной клетки в нижнебоковом отделе, с соответствующей стороны, сглаженность и расширение межреберных промежутков, динамический - отставание пораженной половины грудной клетки в акте дыхания
2. Пальпация - ригидность соответствующей половины грудной клетки, голосовое дрожание ослаблено в зоне проекции жидкости и усилено выше уровня жидкости
3. Перкуссия - тупой перкуторного звук в зоне скопления жидкости с максимумом подъема по задней аксиллярной линии (линия Демуазо), выше уровня жидкости - притупленно-тимпанический (треугольник Горлянда)
4. Аускультация - в проекции жидкости дыхание на проводится, выше уровня жидкости - дыхание ослабленное бронхиальное, бронхофония усилена (в треугольнике Горлянда)
7. 1. Осмотр: статический - выбухание пораженной половины грудной клетки, динамический - отставание пораженной половины грудной клетки в акте дыхания
2. Пальпация - может быть болезненность при пальпации, голосовое дрожание ослаблено на пораженной стороне.
3. Перкуссия: сравнительная - тимпанический перкуторный звук, топографическая – затруднительна.
4. Аускультация - резкое ослабление везикулярного дыхания, ослабление бронхофонии
8. При неполном обтурационном ателектазе:
1. Осмотр: статический - уплощение грудной клетки, уменьшение объема, сужение межреберных промежутков на стороне поражения, динамический - отставание пораженной половины грудной клетки в акте дыхания.
2. Пальпация - голосовое дрожание ослаблено
3. Перкуссия - притупление перкуторного звука
4. Аускультация - ослабленное везикулярное дыхание, бронхофония ослаблена
При полном обтурационном ателектазе:
1 и 2 как при неполном
3. Перкуссия - тупой перкуторный звук (абсолютная тупость)
4. Аускультация - дыхание не проводится, бронхофония ослаблена, смещение средостения в больную сторону
9. 1. Осмотр: статический - зависит от причины (сдавление легкого жидкостью в плевральной полости (треугольник Горлянда), воздухом), динамический - отставание пораженной половины грудной клетки в акте дыхания
2. Пальпация - голосовое дрожание усилено
3. Перкуссия - притупленно-тимпанический перкуторный звук
4. Аускультация - ослабленное бронхиальное дыхание, бронхофония усилена
10. 1. Осмотр: статический - без особенностей, динамический - отставание пораженной половины грудной клетки в акте дыхания
2. Пальпация - голосовое дрожание усилено
3. Перкуссия - притупленно-тимпанический перкуторный звук
4. Аускультация - амфорическое дыхание, звучные (консонирующие) крупнопузырчатые хрипы, бронхофония усилена
7. Задания для СРС для подготовки во внеучебное время:
Заполнить таблицу дифференциальных признаков при основных легочных синдромах.
Методы исследования | Результаты исследования при синдромах | |||||
Уплотнения легочной ткани | Воздушной полости в легком | Скопления жидкости в плевральной полости | Компрессионного ателектаза | Скопления воздуха в плевральной полости | Обтурационного ателектаза | |
Осмотр грудной клетки | ||||||
Пальпация | ||||||
Перкуссия | ||||||
Аускультация |
Этапы проведения практического занятия.
№п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
I. Вводная часть занятия | 5-10 % | ||
1. | Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 5 мин |
2. | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 10 мин |
II. Основная часть занятия | 80-90% | ||
3. | Контроль исходных знаний, умений и навыков | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков | 20 мин |
4. | Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе | 5 мин |
5. | Демонстрация методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД) | 20 мин |
6. | Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 60 мин |
7. | Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 30 мин |
8. | Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента,выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | 30 мин |
III. Заключительная часть занятия | 5-10 % | ||
9. | Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия | 10 мин |
10. | Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 5 мин |
Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время. Формулировка цели занятия, ответы на вопросы для самоподготовки, тестовый контроль. Курация пациента с заболеваниями органов дыхания, выявление жалоб, сбор анамнеза, осмотр и пальпация грудной клетки, сравнительная и топографическая перкуссия легких, аускультация легких, диагностическая оценка полученных симптомов.