Отдельные аспекты современных медицинских проблем
Некоторое несовпадение классических показаний к применению упомянутых лекарственных средств с выявленными по пульсу точками применения, системами влияния, объясняются следующим образом. Во-первых, не все показания известны. Во-вторых, в народной или национальной медицине спектр показаний всегда шире, чем в медицине официальной. Поскольку наука – система официальная и может рекомендовать лишь то, что строго проверено, доказано экспериментально и статически выверено. В-третьих, и это главное, механизм воздействия может быть опосредованным, терапевтические эффекты возникают от нормализации управляющих систем. Или других функциональных групп, влияющих на поражённую систему.
Как вы, вероятно, заметили, каждый лекарственный препарат воздействует на свой спектр функциональных систем. Одни средства с широким диапазоном влияния, другие с более узким. Это естественно. Важнее не широта влияния препаратов, а уровень или глубина приложения лечебных свойств. Средства, обладающие лечебным воздействие на плотные органы, на системы стратегического назначения, можно признать в смысле терапевтическом более важными. Поскольку именно они в основном определяют деятельность других органов и систем. Другое дело, что системы плотных органов зачастую не демонстрируют ни пациенту, ни врачу достаточной для диагностики их поражения симптоматики. Для того чтобы нарушения сформировались в системах плотных органов, требуются годы, а то и десятилетия. Так обычно и бывает. Если не принимать во внимания форс-мажорных обстоятельств, например, употребление в пищу ядовитых грибов, массивное радиационное облучение, чума или трагическая смерть близкого человека. Патологический процесс аккумулируется в системах плотных органов длительно, скрытно и потому – коварно. Даже при серьёзных поражениях плотных органов человек продолжает жить и работать адекватно социальной среде. Жалобы если и бывают, то не значительные, неяркие, непостоянные, с которыми к докторам обращаться, как-то не принято.
Да и не все могут себе это позволить в силу различных причин и обстоятельств. Поэтому зачастую граждане самостоятельно решают мелкие и другие проблемы собственного здоровья и самочувствия. И лекарственные растения являются не последней альтернативой в вопросе самолечения для всех желающих. Но для того, чтобы пользоваться медициной правильно, разумно, следует иметь о предмете некоторые представления, а поскольку не всем повезло окончить медицинский институт, можно взглянуть на предмет иначе. Можно попытаться осознать себя и свой организм с позиции другой медицинской системы, а именно китайской. Последняя не требует положить в себя, в ячейки своей памяти такое количество информации, как западная классическая медицина. Поэтому является доступней и при некоторых пояснениях – понятней. А, по мнению автора – эффективней.
Лекарственные растения аптек наших издревле применялись эскулапами народными для лечения и профилактики всевозможных недугов. Самодеятельные лекари и знахари университетов не заканчивали, потому научная методология им не была знакома, и назначения они делали, пользуясь лишь провидением Божественным или особенным чутьем, что, в сущности, одно и то же. Но нам, врачам современным, умеренно образованным, несолидно полагаться исключительно на чутьё в выборе лечебных препаратов для наших пациентов. Потому мы и разбираем, как и на какую систему влияет тот или иной продукт природы. Правда, тоже в известной степени не по научному, но это, во-первых, не означает, что так проводить исследования невозможно. Возможно, если знаешь методику анализа по пульсу. Во-вторых, нельзя, в силу тех или иных морально-этических соображений. В наш свободный, демократичный век, все имеют право знать всё. И без всяческой осторожности этим правом пользуются.
Автор убежден: только профессиональные блюстители здоровья должны заниматься и своими и чужими «душе-телами». Но сознаёт: современное общество неизбежно придёт, отчасти уже пришло, к ситуации, когда здоровье личное является предметом заботы не докторов и здравоохранения и тем более не государства, но именно самого гражданина. Не абсолютно, конечно, до некоторого предела и обстоятельств, но непременно и обязательно.
Человеческое сообщество имеет все предпосылки к такому решению проблемы здоровья и нездоровья. Во-первых, это у нас в крови. Все, всегда, стремились и стремятся к самопознанию. Человек и человечество желает знать и понимать самоустройство и принцип работы. Собственно, мы всегда и почти все для этого делали и делаем, и делать, разумеется, будем. Это важнейший вопрос, занимающий умы. Всё цивилизационное нагромождение есть побочный продукт в процессе самопознания. Да и делать-то нам иначе особенно нечего, если не считать рекомендации плодиться и размножаться. В общем, неплохо, даже очень хорошо, но… для человека оказывается мало.
Во-вторых, медицина, система здравоохранения не справилась с возложенной не нее обязанностью. Нет, она пытается и тужится, и пыжится, а результат – не нулевой, но бледный. Да и спрос изменился; если ранее, совсем недавно, главной задачей здравоохраняющей части населения являлось спасение жизни другой части, погибающей от чумы, пневмоний, скарлатины, проникающего ранения в брюшную полость или остеомиелита, то теперь, человечество дуэлирует с атеросклерозом, инфарктом, раком, СПИДом, хламидиозом и другими, нескучными достижениями. Именно достижениями, не получилось расслабиться, провакцинировав людей от обнаруженных сто лет назад вирусов и бактерий. Теплое место не бывает не занято. И так будет всегда, если не познаем себя, и не научимся управлять собой. Да и не сделаешь от атеросклероза прививки. От рака, вероятно, тоже. И бактерии с вирусами ведут себя не по-товарищески, недружественно, меняются, мимикрируют, приспосабливаются, антибиотики им каждые десять лет новые подавай, – привыкают. Иммунологические препоны обходят, не стыдятся, паразиты, одним словом. Если от чумы, холеры и прочих особо, совсем или почти опасных прелестей можно было оградить население без участия населения или даже вопреки участию, то от инфаркта, инсульта, тромбофлебита, рака и т. д. без граждан, без их сознательного участия в процессе сделать ничего нельзя. А граждане не очень желают; а желающие участвовать в самосохранении не очень знают, как это следует делать. Мы и пытаемся с этим вопросом разобраться.
Все серьёзные дела в своей жизни человек должен делать сам, кроме рождения на свет, разумеется. Значит, и о здравии своём придётся позаботиться самостоятельно. А доктора, ученые расскажут, пусть по-разному, на языке человеческом, но не медицинском, что сами понимают о жизни и болезнях. А мы люди, «человеки», разберемся. И другого пути нет. Как бы того, нам докторам не хотелось. Нельзя заставить граждан, и тем более неграждан, беречь и сохранять себя. Можно научить, убедить, разъяснить, но не заставить. Государство не может и не должно заниматься личным здоровьем каждого своего члена, но лишь социально значимыми проблемами. Иначе, государству придется заниматься и длинной юбок и цветом волос, но слава, кому положено, это уже в прошлом.
Глава 7.