Определение индекса массы тела

В настоящее время в международной и отечественной практике применяется высокоинформативный и простой показатель – индекс массы тела (ИМТ), называемый также индексом Кетле.

Определение индекса массы тела - student2.ru

Характеристика показателей индекса массы тела, принятая в России:

менее 20 - недостаточная масса тела;

20 – 24,9 - нормальная масса тела;

25 – 29,9 - избыточная масса тела;

30 – 34,9 - ожирение I степени (легкое);

35 – 39,9 - ожирение II степени (умеренное);

40 – и более - ожирение III степени (тяжелое).

В соответствии с рекомендациями экспертов ВОЗ нижняя граница нормальной массы тела – 18,5. Выделены три степени недостаточности массы тела в соответствии с ИМТ:

17,0 – 18,49 1-я степень (легкая);

16,0 – 16,99 2-я степень (умеренная);

менее 16,0 3 степень (тяжелая).

Индекс отношения окружности талии к окружности бедер характеризует распределение жира в организме и показывает наличие абдоминального типа ожирения: у женщин – более 0,85 единицы, у мужчин – свыше 1,0.

Рациональное питание предусматривает, что суточный расход энергии человека должен соответствовать энергетической ценности рациона питания. Определив этот расход, тем самым устанавливают необходимую энергетическую ценность питания, т.е. калорийность рациона.

Образующуюся в организме в процессе превращения пищевых веществ энергию и энергетическую ценность пищи измеряют в единицах тепловой энергии - килокалориях (ккал) или килоджоулях (кДж), 1 ккал = 4,184 кДж.

Количество энергии, которое высвобождается в организме при сгорании 1г пищевого вещества, называют энергетическим коэффициентом (эквивалентом). В настоящее время приняты следующие коэффициенты расчета энергетической ценности:

Пищевое вещество Энергетическая ценность, ккал/г

Белки 4,0

Жиры 9,0

Углеводы 4,0

Суточные энерготраты складываются из нерегулируемых волей человека трат энергии (основной обмен (ОО), специфически-динамическое действие пищи (СДДП)) и регулируемых энерготрат (в зависимости от вида деятельности).

Величина основного обмена(ВОО) определяется в состоянии мышечного и нервного покоя, лежа в удобном положении при комфортной температуре (20 С), натощак (последний прием пищи за 14-16 часов до исследования). Она равна 1 ккал на 1 кг веса человека в час.

Специфически-динамическое действие пищевых веществ (СДДП) - энергия, расходуемая на процессы пищеварения и превращения пищевых веществ. Расход энергии на прием пищи при смешанном питании сопровождается повышением основного обмена в среднем на 10-15% в сутки.

Регулируемые траты энергии включают расход энергии в процессе трудовой деятельности, бытового и домашнего поведения, при занятии спортом и других видах деятельности (см. табл.3). Каждый вид деятельности имеет свою величину коэффициента физической активности (КФА), которая определяется отношением общих энерготрат на конкретный вид деятельности к величине основного обмена.

Таблица 3

КФА различных видов деятельности

Вид деятельности муж. жен.
сон 1,0 1,0
лежачее положение, отдых сидя 1,2 1,2
душ 1,8 1,8
прием пищи 1,5 1,5
ходьба: медленная 2,8 3,0
в среднем темпе 3,2 3,4
в быстром темпе 3,5 4,0
поездка в транспорте 1,7 1,7
приготовление пищи 2,2 2,2
хозяйственные работы по дому 3,3 3,3
чтение, учеба дома 1,6 1,6
занятия на семинаре 1,8 1,8
перерыв между занятиями 2,8 2,5
реферирование литературы, запись лекций 2,0 2,0
выполнение лабораторной работы 2,6 2,6
занятие спортом: умеренное 5,7 4,6
интенсивное 7,5 6,6
просмотр телевизора, работа на компьютере 2,0 2,0

Таким образом, суточные энерготраты человека рассчитываются как сумма произведений: Е = ∑ КФА × t (час) × ВОО,где t – время, потраченное на конкретный вид деятельности. Также при расчете суточного расхода энергии необходимо к полученным величинам суточных энерготрат добавить расход энергии на прием пищи (СДДП) (10-15%).

При расчете адекватности рационального питания, полученный итог суточных энерготрат, выраженный в килокалориях необходимо принять за суточную норму, из которых с белком поступает 13% суточной энергии, с жирами 33%, с углеводами 54%. Необходимо учесть, что белков животного происхождения в рационе должно содержаться 55%, а растительного - 45%, жиров животных - 60%, растительных - 40%. Все полученные цифры перевести в граммы с учетом энергетического эквивалента.

Установить соответствие питания потребностям организма по всем компонентам можно на основании лабораторного анализа рациона, когда определяется содержание в нем белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.

Другим методом оценки питания является определение качественного состава и энергетической ценности рациона с использованием таблиц химического состава продуктов. Для подсчета количественного состава рациона необходимо иметь перечень и количество продуктов, входящих в суточный рацион (меню-раскладка). Этот метод несколько уступает по точности первому, но является наиболее доступным.

При оценке питания следует руководствоваться "Нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения", разработанными институтом питания РАМН и утвержденными МЗ в 1991 году. Данный государственный нормативный документ служит критерием для оценки фактического питания различных контингентов населения.

При определении потребности в основных пищевых веществах и энергии ключевую роль играет точность рекомендуемого уровня потребления энергии, исключающая возникновение диспропорций между уровнями поступления энергии с пищей и её расходом. Вероятность возникновения такой диспропорции, в частности, связана с систематическим снижением энергоёмкости трудовой деятельности и расхода энергии в быту, которые опережают изменения в сложившемся типе питания и служат причиной распространенной избыточности массы тела.

Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии трудоспособного населения дифференцированы в зависимости от характера деятельности на 5 групп для мужчин и 4 группы для женщин. Практика показала условность связи энерготрат с определением профессиональной принадлежности. Фиксированный список профессий, относимых к определенной группе энерготрат, не отражает изменений энергоемкости этих профессий в практической жизни. Потребовалось введение объективного физиологического критерия, определяющего адекватное количество энергии для конкретных групп. Таким критерием согласно рекомендациям ВОЗ является соотношение общих энерготрат на все виды жизнедеятельности с величиной основного обмена. Интенсивность основного обмена зависит от пола, возраста и массы тела. Соотношение общих энерготрат с величиной основного обмена дает величину КФА.

КФА различных групп интенсивности труда:

- I группа - работники преимущественно умственного труда (научные работники, студенты, педагоги, и др.) - 1,4

- II группа - работники, занятые легким трудом, легкая физическая активность (работники конвейеров, сферы обслуживания, медицинский персонал и др. - 1,6

- III группа – работники средней тяжести труда, (станочники, водители, врачи-хирурги и др.)- 1,9

- IV группа – работники тяжелого физического труда, (строительные рабочие и сельскохозяйственные рабочие)-2,2

- V группа – работники особо тяжелого физического труда (горнорабочие, бетонщики, каменщики, грузчики, работники тяжелого немеханизированного труда и др.) - 2,4

При расчете величины КФА использовалась масса тела мужчин - 70 кг, и для женщин - 60 кг, поэтому величина КФА одинакова для мужчин и женщин. Каждая из групп дифференцирована на 3 возрастные категории 18-29, 30-39 и 40-59 лет. Потребности лиц старше 59 лет дифференцированы по двум категориям: 60-74 и 75 лет и старше. Детское население и подростки разделены на 11 категорий. Дополнительно предусмотрены нормативы для беременных и кормящих матерей с дифференциацией возраста младенцев (1-6 и 7-12 месяцев). Потребность в пищевых веществах и энергии для отдельных групп населения приведены в таблице 4 и 5.

Определение индекса массы тела - student2.ru

Определение индекса массы тела - student2.ru

Определение индекса массы тела - student2.ru

Распределение нормативов питания по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, ужин и др.) проводится в соответствии с режимом питания, который включает в себя кратность приемов пищи, распределение пищи по отдельным приемам, время приема и интервалы между приемами пищи. Оптимальным режимом питания для взрослых и детей школьного возраста является 4-х разовое питание: завтрак – 25%, 2-й завтрак (или полдник) – 15%, обед – 40%, ужин – 20% от суточного рациона питания. Допустимым режимом является 3-х разовое питание: завтрак – 30%, обед – 45%, ужин – 25%.

Практическая работа «Медицинский контроль за адекватностью питания. Расчетный метод оценки»

Задание студентам:

1) Рассчитать энергетическую ценность и качественный состав суточного рациона (белки, жиры, углеводы) по меню-раскладке на стр.14-18 /согласно указанного преподавателем варианта/.

2) Рассчитать распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи.

3) Дать гигиеническую оценку полученным сведениям по энергетической ценности и качественному составу (белки, жиры, углеводы) суточного рациона.

На основании полученных данных студент составляет заключение о полноценности питания с учетом «Норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии различных групп населения» для соответствующей профессиональной и (или) возрастной группы (см. табл. 4,5), и рекомендаций по организации режима питания.

В заключение должны быть отражены следующие вопросы.

1. Энергетическая ценность рациона и её соответствие энерготратам.

2. Качественный состав рациона:

а) общее количество белков, их соответствие нормам, количество белков животного происхождения, выраженное в процентах к общему количеству белка (рекомендуемая норма – 55%, для детей – 60-80%);

б) общее количество жиров, их соответствие нормам, количество жиров растительного происхождения в процентах к общему количеству жиров (рекомендуемое количество для взрослых 25-30%);

в) количество углеводов, их соответствие нормам;

г) соотношение жиров, белков и углеводов;

3. Режим питания: а) кратность приемов пищи; 6) распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи.

Определение индекса массы тела - student2.ru Задания для дополнительного добора баллов

по модульно-рейтинговой системе:

Оценить свой пищевой статус по методикам: М.Н. Егорова и Л.М.Левицкого; по формуле Брока; по индексу Брейтмана; по специальной формуле; индексу Кетле; индексу отношения окружности талии к окружности бедер.

Определение индекса массы тела - student2.ru Рассчитать свои энерготраты за прошедшие сутки:

Вид деятельности КФА t в часах ВОО Энерготраты
1. Сон 1,0 8часов 62 ккал/ ч 496
Итого: 24 часа ∑ =

+ 10-15% на СДДП

Определение индекса массы тела - student2.ru Рассчитать суточную норму (в граммах) употребления белков (общее. количество, из них животного и растительного происхождения), жиров (общее количество, из них животного и растительного происхождения), углеводов, в соответствии с вычисленными энерготратами.

Определение индекса массы тела - student2.ru Для выполнения последующего дополнительного задания необходимо прописать свой пищевой рацион за сутки, по которым велись расчеты, распределив пищу по отдельным приемам (завтрак, обед, полдник, ужин).

Определение индекса массы тела - student2.ru Определение индекса массы тела - student2.ru

Определение индекса массы тела - student2.ru

Определение индекса массы тела - student2.ru

Определение индекса массы тела - student2.ru

Тема занятия: Методы оценки адекватности витаминного питания.

Профилактика витаминной недостаточности.

Значение изучения темы: заключается в реализации знаний и умений по оценке адекватности витаминного питания в профессиональной деятельности врача, а также при подготовке студентов к будущей жизнедеятельности.

Цель занятия:

а) Цель изучения темы: ознакомление студентов с биологической ролью витаминов, проявлениями витаминной недостаточности, физиологическими нормами и продуктами - источниками витаминов.

б) Учебная цель занятия: студенты должны научиться оценивать суточный продуктовый набор по содержанию витаминов, составлять заключение об адекватности питания и давать рекомендации по его коррекции с учетом "Норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии различных групп населения".

Воспитательные задачи изучения темы:

o развитие у студентов мышления профилактической направленности;

oразвитие гигиенической и экологической культуры студентов.

План изучения темы:

Наши рекомендации