Собр. М. Забылина 1880 года (фрагменты)
Отз кашля. Аще кто кашляетъ, давай ему пить воду ячменную съ сахаромъ, и поможетъ.
Отъ водяной. Съ развареннаго или завареннаго сверчка воды выпить.
Отъ лихорадки. Аще кого трясца держитъ, и ты возьми чесноку, да хрену, да истолки обое вместе, да вяжи себе на шею, а какъ станетъ подрогивать, ино по суставамъ чесноковымъ хреномъ мазать и кто станетъ говорить: чеснокомъ де отъ тебя пахнетъ,—и не отпиратися.
Отъ зубной боли. Змею живую добыть, вынуть изъ нее желчь изъ живыя; а (буде) змия живая безъ желчи съ того места сползла, и тою желчью мазати, и въ тотъ часъ жерви (т.-е. черви) пропадутъ; а буде змия съ того места безъ желчи не ползетъ и въ той желчи нетъ пособия.
Заговор против зубной боли.Въ полночь, когда часы начнутъ бить 12, в то время сходи къ церкви, и укуси трижды коренную паперть (у главнаго входа) и три раза скажи: какъ камень сей крепокъ, такъ закаменей зубы мои крепче камня. (При сём три раза плюнь и поди прочь, и не оглядывайся, и прочти три раза «верую».
Отъ глухоты. Сала свинаго, да сала курячья, да соку луковаго укапливай въ ухо и услышитъ
Отъ нарывов. Аще варимъ и толчемъ, и прикладываемъ (чеснокъ) къ чирьямъ на теле или къ инымъ болячкамъ, кои бываютъ безъ верху, тогда гной выходитъ.
Отъ ранъ. 1) Раненому кому - желчь медвежья съ яичное зерно, да приложити къ ране, привить платомъ - ино выдетъ кровь. 2) Возьми дрожжей, да вина горелаго, да ладану, да набити яицъ куречьихъ и мазать раны.
Отъ ушиба. 1) Аще у человека изломъ, еловый пепелъ смеси съ желткомъ яичнымъ, прикладывай къ излому; у кого нога гниеть, собачье ребро сожги, истолки, и приложи вверхъ раны листъ капустный. 2) Прививать можжевеловымъ пепломъ съ яичнымъ бълкомъ смеси вельми добро. 3) Противъ кровяной струп, помазывай дрожжами медовыми, осоли и поможетъ. 4) Масло деревянное, да соль жженая - присыпать къ болячкамъ.
Отъ болезней глазъ. Бълаго голубя кровь суши по холоду, а не на солнце и не на ветре; истерши та кровь пущати въ очи рано. 2) Мазати мозгомъ заячьимъ изъ головы сырымъ. 3) Листъ смородиный, да варити въ трехъ водахъ и имъ мажь очи. 4) Добыти сова, да совиною желчью мазать, и сгонитъ. (Это лекарство отъ белъма).
Лекарство отъ стени. (Изнурительная сухотка детей, детская дряхлость, Atrophia infantum). Для этого больное дитя несутъ въ лесъ, ищутъ раздвоеннаго дерева, кладутъ его въ этотъ промежутокъ на двое или на трое сутокъ, сорочку вешаютъ на дерево, потомъ вынимаютъ его, и ходятъ трижды девять вокругъ дерева. После того приносятъ домой, купаютъ въ воде собранной изъ девяти рекъ, или колодцевъ, обсыпаютъ золою, собранною изъ семи печей, кладутъ на печь. Если дитя после этого засыпаетъ, то это верный признак исцеления, а если кричит, то должно умереть. Часто случается, что дитя умирает в лесу, оставленное обнажённым, или испускает дыхание при обливании холодной водой.
Народная ботаника: крапива. Крапива, по народному преданию, одарена свойствомъ определять, или лучше угадывать, будетъ ли больной жить или умретъ? Для этого, только что въ отлитую больнымъ мочу, положить несколько свежей крапивы, и дать в моче крапиве мокнуть. Ежели, по истечении сутокъ, крапива высохнетъ, сожмется и потеряеть цветъ, то больной умретъ. Когда же крапива останется зеленою, и какъ бы свежею, то больной выздоровеетъ. Крапива также употребляется въ простонародии отъ ломотнаго ревматизма, простуды... Для этой цели крапиву вяжутъ въ веники и нажигаютъ, (секутъ, нахлестываютъ) больное место. Для этого употребляютъ всегда свежую крапиву только что сорванную.
Заговоры от грыжи. (Говорить на теплую воду). Господи Боже, благослови. Стану я, рабъ Божий Иоаннъ благословясь, пойду перекрестясь, изъ избы дверьми, изъ двора; воротами, пойду въ чистое поле; есть въ чистомъ noле окиянъ море и есть на окиянъ-моръ бълый камень, есть подъ белым каменемъ щука золотая и перезолотая, и кости золотые, и приди щука къ рабу Божьему (имя рекъ) и выгрызи у раба Божъ (имя рекъ) своими золотыми зубами грыжу вътряную, грыжу напущенную, грыжу жильную, грыжу костяную, сосцовую грыжу, красную грыжу, мокрую грыжу, отъ отца грыжу, от матери грыжу, всякую бывающую, и спустись грыжа къ поясу и выйди ночью и шулятами на дресвянъ камень, и поживи три часа денныхъ; и пойди грыжа съ дресвяна камени на пустое место, въ темное место, где солнце не огреваетъ, где люди не ходятъ и не бываютъ, где птицы не летаютъ, где звери не заходятъ, и пойди грыжа за быстрыя реки, и пойди грыжа за гремучие ручьи, и когда будетъ Христово второе пришествие, обратись грыжа вспять; темъ словамъ во веки вековъ, аминь.
Тема 3.2. Медицина Древних цивилизаций: Древний Египет, Месопотамия.
Цели: Определить особенности культуры Древнего Египта и Месопотамии, указать общие черты развития медицины в Древних Цивилизациях, показать роль медицины и культуры Древнего Египта и Месопотамии для современности.
Основные термины и понятия:политеизм, медицинские божества: Осирис, Изида, Тот, Имхотеп,иероглиф, папирус, культ мертвых, бальзамирование, астрология, законы Хаммурапи, клинопись, культ богини Иштар, асуту, ашипуту.
Компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-3, ПК-31.
План семинара:
- Характерные черты древнеегипетской культуры: иероглифическая письменность, религиозные представления, культ мертвых, высокое развитие ремесел и различных отраслей знания. Источники информации о медицине (тексты пирамид, медицинские папирусы, античные авторы).
- Особенности развития медицины в Древнем Египте. Бальзамирование трупов, врачебная специализация и развитие отдельных отраслей медицины, древнеегипетские школы. Культ мертвых.
- Особенности культуры Древней Вавилонии и Древней Ассирии. Астрология – основа философских воззрений древних вавилонян. Влияние религии и астрального культа на формирование представлений о здоровье, болезнях и их лечении.
- Рациональная медицина Древней Месопотамии. Развитие лекарственного врачевания. Хирургии, гигиенических знаний. Медицинские школы при храмах. Законы Хаммурапи.
Основная литература:
- Сорокина Т.С. История медицины. М., 2000.
- Лисицын Ю.П. История медицины. М., 2004.
- БМЭ.
- Лекционный материал.
Темы рефератов, литература: