Материальное обеспечение. Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии
Кафедра инфекционных болезней и эпидемиологии
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол № ____ «____» ______________ 2011 г. Заведующий кафедрой д-р мед. наук, профессор _______________ А.В. Лепехин Для студентов VI курса лечебного факультета | |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
на практическое занятие
по учебной дисциплине “инфекционные болезни”
ТЕМА: АЛГОРИТМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПОИСКА И ТАКТИКА ВРАЧА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ С СИНДРОМОМ ЭКЗАНТЕМЫ И ЭНАНТЕМЫ
Составила:
ассистент кафедры,
канд. мед. наук Н.Н. Пучкова
ТОМСК-2011
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ
Актуальность темы занятия определяется широкой распространенностью инфекционных заболеваний с синдромом экзантемы и сложным дифференциально-диагностическим поиском на амбулаторном и госпитальном этапах, обосновывающими целесообразность детального изучения аспектов первичного скрининга данных болезней, медицинской сортировки больных, терапевтической тактики и организации необходимых профилактических и противоэпидемических мероприятий для врачей общей практики и специалистов различного профиля.
Студенты должны знать:
- морфологическую характеристику элементов сыпи;
- перечень инфекционных и неинфекционных заболеваний с синдромом экзантемы;
- диагностические критерии инфекционных и неинфекционных заболеваний с синдромом экзантемы;
- тактику врача при выявлении инфекционного больного с синдромом экзантемы на догоспитальном этапе и первичные противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;
- принципы терапии инфекционных заболеваний с синдромом экзантемы.
Студенты должны уметь:
- при обследовании больного выявить данные анамнеза заболевания, особенности эпидемиологического анамнеза и клинический синдромокомплекс, сформулировать синдромальный и предварительный нозологический диагнозы, составить алгоритм диагностического поиска и определить оптимальный объем лабораторных и инструментальных методов исследования;
- интерпретировать результаты параклинических исследований, сформулировать клинический диагноз в соответствии с требованиями МКБ-10 и провести дифференциальный диагноз с различными инфекционными и неинфекционными заболеваниями с синдромом экзантемы;
- определить комплекс лечебно-профилактических мероприятий при выявлении инфекционного больного с синдромом экзантемы.
Перечень практических умений
1. Сбор эпидемиологического анамнеза у больных с инфекционными заболеваниями, сопровождающимися синдромом экзантемы.
2. Клиническое обследование больных с инфекционными заболеваниями, сопровождающимися синдромом экзантемы (с выявлением и описанием элементов сыпи).
3. Составление алгоритма обследования больного для установления нозологического диагноза.
4. Интерпретация данных общеклинических анализов (общий анализ крови, общий анализ мочи, биохимический анализ крови, ревмопробы крови, коагулограмма и др.), результатов бактериологических, вирусологических, иммунологических и молекулярно-биологических исследований различных субстратов у больных с инфекционными заболеваниями, сопровождающимися синдромом экзантемы.
5. Формулирование клинического диагноза в соответствии с требованиями МКБ-10.
6. Составление плана ведения больных с инфекционными заболеваниями, сопровождающимися синдромом экзантемы, в амбулаторных условиях.
7. Определение клинических и эпидемиологических показаний к госпитализации больных в инфекционный стационар.
8. Составление плана лечения больного в соответствии с основными стандартами медицинской помощи при инфекционных заболеваниях, сопровождающихся синдромом экзантемы, в стационарных условиях.
9. Ведение медицинской документации (экстренное извещение об инфекционном заболевании, история болезни, рецептурный бланк и др.).
10. Организация первичных профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний с синдромом экзантемы.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Классификация экзантем.
2. Диагностические критерии инфекционных заболеваний, сопровождающихся синдромом экзантемы (брюшной тиф, паратифы А и В, сыпной тиф, рожа, иерсиниозы, инфекционный мононуклеоз, менингококковая инфекция, скарлатина, корь, краснуха, ветряная оспа и др.).
3. Диагностические критерии неинфекционных заболеваний, сопровождающихся синдромом экзантемы (реакция на противокоревую вакцину, острая экзема, острые дерматиты (контактный и аллергический), токсикодермии, розовый лишай, острый лейкоз, тромбоцитопеническая пурпура и др.).
4. Принципы обследования больных с синдромом экзантемы.
5. Принципы терапии инфекционных заболеваний, сопровождающихся синдромом экзантемы.
6. Комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий при инфекционных заболеваниях с синдромом экзантемы.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература
Основная
1. Инфекционные болезни и эпидемиология : учебник / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. М. : ГЭОТАР-МЕД, 2003. 816 с.
2. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни : учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Медицина, 2005. 696 с.
3. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни : учебник. М. : Медицина, 2003. 544 с.
4. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням : учебное пособие для студентов медицинских вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Медицина, 2007. 1032 с.
Дополнительная
1. Казанцев А.П. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. М., 1999. 482 с.
2. Покровский В.И, Фаворова Л.А, Костюкова Н.Н. Менингококковая инфекция. М. : Медицина, 1976. 276 с.
3. Постовит В.А. Брюшной тиф и паратифы А и В. Л. : Медицина, 1988. 237 с.
4. Сомов Г.П., Покровский В.И., Беседнова Н.Н. Псевдотуберкулез : монография. М. : Медицина, 1990. 237 с.
5. Соринсон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике : руководство для врачей. СПб. : Гиппократ, 1993. 320 с.
6. Учайкин В.Ф., Гордеец А.В., Бениова С.Н. Иерсиниозы у детей : монография. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. 144 с.
7. Черкасов В.Л. Рожа. Л. : Медицина, 1986. 198 с.
Материальное обеспечение
· учебники и атлас по инфекционным болезням
· методические указания для студентов на практическое занятие по теме “Дифференциальная диагностика инфекционных заболеваний с синдромом экзантемы”
· комплект наглядных пособий для практических занятий (таблицы, схемы, диаграммы, муляжи и др.)
· комплект слайдов мультимедийной презентации
· комплект видеоматериалов
· комплект ситуационных задач
· тематические больные (с инфекционными заболеваниями с синдромом экзантемы)
· технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор)