Задания для самостоятельной работы. Заполните пропуски в словаре терминов

Заполните пропуски в словаре терминов

Словарь терминов

___________________ – тонкая оболочка мешкообразной формы, отделяющая сердце от полости тела.

___________________ – сокращение сердечной мышцы.

___________________ – расслабление сердечной мышцы.

Функциональный ___________________ – функциональное единство миокарда, обеспеченное наличием нексусов, и обусловливающее синхронное возбуждение и сокращение сердечной мышечной ткани.

______________________ система сердца – система особых мышечных клеток, обладающих способностью к генерации и проведению спонтанного возбуждения.

______________________ сердца – способность сердца к ритмическому сокращению под влиянием электрических импульсов, возникающих в самой мышечной ткани.

______________________ автоматии - снижение способности к автоматии в узлах проводящей системы по мере их удаления от синусного узла.

Рассмотрите рисунки

2.1. Подпишите, какими цифрами на рисунке обозначены структурные компоненты сердца:

Задания для самостоятельной работы. Заполните пропуски в словаре терминов - student2.ru

Правое предсердие ______________

Левое предсердие _______________

Правый желудочек _______________

Левый желудочек ________________

Межжелудочковая перегородка______

Аорта ___________________________

Верхняя полая вена________________

Нижняя полая вена________________

Легочные вены ___________________

Двустворчатый клапан ____________

Трехстворчатый клапан____________

Полулунный клапан ______________

2.2. Назовите элементы проводящей системы сердца, обозначенные на рисунке цифрами:

Задания для самостоятельной работы. Заполните пропуски в словаре терминов - student2.ru

1.____________________________

2.____________________________

3.____________________________

4.____________________________

5.____________________________

2.3. Назовите фазы потенциала действия кардиомиоцита:

Задания для самостоятельной работы. Заполните пропуски в словаре терминов - student2.ru

1__________________________________________________________

2__________________________________________________________

3__________________________________________________________

4__________________________________________________________

2.4.Подпишите на рисунке названия зубцов и интервалов ЭКГ:

Задания для самостоятельной работы. Заполните пропуски в словаре терминов - student2.ru

Заполните таблицы

3.1. Опишите фазы сердечного цикла:

Фаза сердечного цикла Продолжи-тельность, с Состояние клапанов
Общая пауза   Сфинктеры вен:   Створчатые:   Полулунные:  
Систола предсердий   Сфинктеры вен:   Створчатые:   Полулунные:  
Систола желудочков Фаза изометри-ческого сокращения   Сфинктеры вен:   Створчатые:   Полулунные:  
Фаза изгнания   Сфинктеры вен:   Створчатые:   Полулунные:  

3.2. Изменение показателей работы сердечно-сосудистой системы при гуморальном и нервном воздействии:

Показатели Влияние
Гуморальная регуляция Нервная регуляция
Адреналин, Ca2+, O2 Ацетилхолин, K+, CO2 Симпатический отдел ВНС Парасимпатический отдел ВНС
Сила сердечных сокращений        
Частота сердечных сокращений        
Просвет сосудов        
Артериальное давление        

Допишите предложения и вставьте пропущенные слова

4.1. Первый тон сердца прослушивается и регистрируется в фазу _________________ и период _________________ сердечного ритма.

4.2. Сердечный цикл – это одна полная последовательность _______________________________________ сердца.

Вопросы и задачи для самопроверки

5.1. От чего зависит сила сокращения сердечной мышцы?

5.2. В каком участке проводящей системы сердца наименьшая скорость проведения возбуждения?

5.3. С чем связана атриовентрикулярная задержка проведения возбуждения в сердце? В чем состоит биологический смысл этого явления?

5.4. В чем физиологический смысл того, что стенки левого желудочка значительно толще правого?

5.5. Почему в сердечной мышце не наступает тетанических сокращений?

5.6. Какое физиологическое значение имеет длительный рефрактерный период сердца?

5.7. Что такое инотропный, батмотропный, хронотропный и дромотропный эффекты?

5.8. Какие процессы отражают зубцы и интервалы ЭКГ?

5.9. Расстояние между зубцами R на электрокардиограмме человека равно 0,8 секунд. Какова частота сердечных сокращений?

5.10. Мембранный потенциал пейсмекерной клетки сердца увеличился на 10 мВ. Как изменится при этом частота генерации автоматических импульсов?

5.11. При интенсивной физической нагрузке частота сердечных сокращений значительно увеличивается. При этом минутный объем крови может уменьшиться. Почему?

Литература

1. Основы физиологии человека. Под ред. Б.И. Ткаченко. СПБ., 1994. Т. 1. 567 с.

2. Мышкин И.Ю., Тятенкова Н.Н., Ботяжова О.А. и др. Физиология человека и животных: учебное пособие. Ярославль, 2007. 144 с.

3. Тятенкова Н.Н. Физиология висцеральных систем. Часть 1. Физиология сердечно-сосудистой и дыхательной систем: текст лекций. Ярославль: ЯрГУ, 2012. 68 с.

4. Физиология человека. Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. М.: Медицина, 1997. Т 1. 448 с.

Тема: «Физиология системы дыхания»

Цель занятия:сформировать представления о физиологии внешнего дыхания, процессах газообмена и транспорта газов; изучить нервные и гуморальные механизмы регуляции дыхания.

В результате освоения темы студент должен:

Знать:

· основные термины и понятия (дыхание, дыхательные объемы и емкости, ацинус, парциальное давление газов);

· морфофункциональную организацию дыхательной системы и дыхательного центра;

· механизм газообмена и транспорта газов;

· величины основных показателей лёгочной вентиляции;

· нервные и гуморальные механизмы регуляции дыхания.

Уметь:

· оценивать состояние дыхательной системы по показателям спирометрии и функциональным пробам;

· оценивать отклонения показателей внешнего дыхания от нормативных величин.

Владеть:

· методами оценки функционального состояния дыхательной системы;

· методами определения и расчета показателей внешнего дыхания.

Вопросы для самоподготовки

1. Сущность и значение процесса дыхания. Основные этапы дыхания.

2. Морфофункциональная организация дыхательной системы.

3. Легочные емкости и объемы.

4. Внешнее дыхание. Механизм вдоха.

5. Обмен газов в легких. Состав атмосферного, вдыхаемого и альвеолярного воздуха.

6. Транспорт газов кровью. Кривая диссоциации оксигемоглобина. Кислородная емкость крови.

7. Газообмен между кровью и тканями.

8. Структура и локализация дыхательного центра. Дыхательные нейроны.

9. Рефлекторная и гуморальная регуляция дыхания.

Наши рекомендации