Поддесневые зубные отложения

Поддесневой зубной камень относится к сывороточному типу, так как образован в основном за счет минералов, которые поступают из десневой жидкости. Чаще он расположен на шейке зуба в пределах десневой борозды, под маргинальной десной в пародонтальном кармане, а также на цементе корня. Поддесневой зубной камень более плотный и твердый, чем наддесневой, хотя составы их почти сходны. Но соотношение кальция и фосфора в поддесневом камне выше, а содержание натрия увеличивается пропорционально глубине патологических пародонтальных карманов.

Процесс формирования зубного камня проходит три стадии:

· Накопление минеральных компонентов и начальный рост зародившихся кристаллов (на 45-60 сутки от начала образования зубного налета)

· Рост и совершенствование кристаллов фосфата (от 45-60 до 650-700 суток)

· Завершение формирования камня с полным замещением возникшего ранее органического вещества (после 650-700 суток).

Применение различных красителей позволяет выявлять наличие зубных отложений и места их наибольшего скопления. Эти вещества могут применяться как для индивидуального контроля самим пациентом, так и для определения уровня гигиены полости рта врачом.

Красители для индивидуального пользования представляют собой, как правило, либо растворы для полоскания полости рта, либо окрашивающие таблетки для растворения или разжевывания. По интенсивности и расположению окрашивания человек сам может корректировать свою методику очистки зубов.

Красители для врачебного применения обычно представляют собой растворы для нанесения непосредственно на поверхности зубов с помощью тампонов или пропитанных шариков.

К индикаторам зубной бляшки относится целый ряд веществ. Таблетки и растворы эритрозина окрашивают зубные отложения в красный цвет. Их недостатком является одновременное окрашивание слизистой оболочки полости рта. После обработки флуоресцеином натрия зубные отложения приобретают желтое свечение при облучении специальным источником света, не окрашивая десну. Разработаны комбинированные растворы, позволяющие определять возраст зубной бляшки. Так, при обработке таким раствором незрелая (до 3 дней) зубная бляшка окрашивается в красный цвет, зрелая (старше 3 дней) - в синий. В качестве окрашивающих веществ могут использоваться препараты на основе йода, фуксина, бисмарккоричневый. Примерами окрашивающих веществ могут служить таблетки Dent (Япония), Espo-Plak (Paro), жидкость и таблетки Red-Cote (Butler), Plaquetest (Vivadent) - индикаторная жидкость для визуального выявления зубного налета под галогеновым светом. Окрашивающие агенты могут выпускаться в виде пропитанных шариков для обработки поверхностей зубов.

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

Таблицы, фильмы, муляжи.

5. Практическая работа:

Название практической работы:

- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

- заполнение карты пациента

Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов.

Порядок выполнения работы:

1.опрос

2.Профилактический осмотр

3.Заполнение карты обследования

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

7. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1.Анатомическое строение зуба.

2.Сроки прорезывания зубов.

3. Индивидуальная гигиена полости рта.

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Классификация зубных отложений.

2. Механизм образования зубных отложений.

3. Факторы, способствующие образованию зубных отложений.

4. Средства, предотвращающие образование зубных отложений.

5. Методы выявления зубных отложений. Растворы, применяемые с этой целью.

8.Хронокарта учебного занятия:

  • Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) – 5 минут
  • Оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние – 15 ми­нут.
  • Опрос сту­ден­тов – 35 ми­нут.
  • Приём пациентов - са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та сту­ден­тов (кон­троль и по­мощь пре­по­да­ва­те­ля), про­дол­жи­тель­ность это­го эта­па – 45 минут.
  • Кон­троль вы­пол­не­ния прак­ти­че­ской час­ти, заполнение истории болезни – 15 минут
  • Подведение итогов занятия, за­да­ние на дом – 10 ми­нут.

9. Самостоятельная работа студентов:

Заполнение рабочей тетради для внеаудиторной самостоятельной работы.

Перечень учебной литературы к занятию:

· Максимовский Ю.М. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 2002,с. 20-27

· Боровский Е.В. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 1997, с. 11-16.

· Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. М.,2007, с. 52-90.

· Пожарицкая Л.Р. Фантомный курс по терапевтической стоматологии. М., 2005, с. 11-26.

· Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний. Ростов н/Д, 2004, с.57-75.

· Трезубов В.Н. с соавт. Стоматологический кабинет: оборудование, материалы, инструменты. Санкт-Петербург,2002, с.5-27.

· Арутюнов С.Д., Царев В.Н. Основы применения современных методов стерилизации и дезинфекции в стоматологической практике. М.,2003, 74с

· Агапов В.С., Тарасенко С.В. Внутрибольничные инфекции в хирургической стоматологии. М., Медицина – 2002.-255с.

· Олейник И.И. Микробиология и иммунология полости рта. В кн. «Биология полости рта» // Под ред. Е.В.Боровского. – М., Медицина.- 1991-СМ.226-260.

· Новая система дезинфекции// Медицинский бизнес,1998.-№4 (спец.выпуск №2-стоматолог-практик) С.6.

Наши рекомендации