Вредными факторами могут быть:

- физические факторы:

температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;

ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук;

неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электро-статическое поле;

постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное);

электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц);

широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ;

электромагнитные излучения радиочастотного диапазона;

широкополосные электромагнитные импульсы;

электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое);

вибрация (локальная, общая);

аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;

освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость);

электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы;

Среди физических факторов, которые могут существенно повлиять на состояние здоровья медицинского персонала, одно и первых мест занимает ионизирующее излучение. В нашей стране десятки тысяч медицинских работников профессионально связаны с воздействием этого фактора. Ныне выпущены законодательные документы, в которых установлены дозы и уровни ионизирующих излучений, безопасные для здоровья работников. Однако взаимное проникновение медицинских наук привело к тому, что в последнее время в диагностических и лечебных манипуляциях под контролем рентгеновского излучения наряду с рентгенологами принимают участие хирурги, анестезиологи, травматологи, реаниматологи и средний медицинский персонал. Уровни облучения на рабочих местах этих специалистов, а также дозы рентгеновского излучения получаемые ими, в отдельных случаях превышают дозы, получаемые рентгенологами и лаборантами. Большое распространение в медицине получили приборы и оборудование, генерирующие неионизирующие излучения и ультразвук. Они широко применяются в физиотерапевтической практике, хирургии и офтальмологии при использовании лазеров, в процессе ультразвуковой диагностики у пациентов хирургических, гинекологических и акушерских отделений.
Шум как профессионально значимый фактор довольно редко встречается в работе медицинского персонала. Исключение составляет персонал стоматологических учреждений.

- химические факторы:

химические вещества, смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа;

Контакт персонала с потенциально опасными химическими веществами, используемыми в учреждениях здравоохранения, может также представлять опасность для здоровья. Среди этих веществ наиболее важную роль играют ингаляционные анестетики, которые могут присутствовать в воздухе не только операционных, но и помещений для вводного наркоза, реанимационных палат, родовых залов и кабинетов хирургической стоматологии.

Химические факторыпо характеру действия на организм человека подразделяются на следующие подгруппы:

- общетоксические- вызывающие отравление всего организма или поражающие отдельные системы: центральную нервную систему, печень, почки углеводороды, спирты, синильная кислота и др.);

- раздражающие- вызывающие раздражение слизистых оболочек, дыхательных путей, глаз, легких, кожи (диметиламинобензол и другие антибиотики и др.);

- сенсибилизирующие- действующие как аллергены (формальдегид и др.);

- мутагенные– приводящие к нарушению генетического кода, изменению наследственной информации (свинец, марганец, радиоактивные изотопы и др.);

- канцерогенные– вызывающие злокачественные опухоли (хром, бензапирен, ароматические амины и пр.);

- влияющие на репродуктивную функцию- вызывающие возникновение врожденных пороков, влияющие на нормальное развитие плода (ртуть, свинец, борная кислота, радиоактивные изотопы и др.).

- биологические факторы:

Микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы – возбудители инфекционных заболеваний.

- факторы трудового процесса:

Тяжесть труда- характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда- характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Опасный фактор рабочей среды - фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы рабочей среды могут стать опасными.

- нервно-эмоциональные факторы

Психоэмоциональные (интеллектуальное и эмоциональное напряжение при дефиците времени и в экстремальных условиях, сменный график работы и т.д.)

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на физические и нервно-психические перегрузки.

Физические перегрузки подразделяются на:

- статические

- динамические

Нервно-психологические на:

- умственное перенапряжение,

- перенапряжение анализаторов (слуха, зрения и др.),

- монотонность труда,

- эмоциональные перегрузки.

Труд многих медицинских работников связан с напряжением зрения, поэтому соблюдение требований к освещению рабочих помещений и рабочих мест персонала является важным элементом рациональной организации труда. Соотношение общего и местного освещения играет большую роль в предупреждении утомления и исключения расстройств зрения, связанных с излишне ярким светом. Использование в качестве дополнительного освещения волоконной оптики приводит к возникновению проблем, связанных с нестабильностью работы оборудования и возможностью преобразования света в тепло непосредственно в освещаемых тканях. Важное значение для состояния здоровья медицинских работников имеет координирование положения туловища, головы, рук, ног исполнителя относительно орудий и предметов труда, т.е. рабочая поза. Хотя для большинства работников здравоохранения основными рабочими позами являются позы стоя и сидя, отдельные элементы деятельности требуют вынужденных поз в виде наклонов и сгибания туловища. Так в вынужденной позе осуществляют лечебно-диагностический процесс стоматологи и оториноларингологи на поликлиническом приеме, оперирующие хирурги, акушеры-гинекологи, реаниматологи, врачи палат интенсивной терапии.

- эргономические факторы

Значительную долю в структуре заболеваемости медицинских работников составляет травматизм при осуществлении профессиональных обязанностей. До настоящего времени труд медицинских работников мало механизирован, и этот факт обусловливает работу персонала с применением больших физических усилий, часто в экстремальных условиях. Длительное влияние неблагоприятных факторов приводит не только к травматизации, но и к заболеваниям опорно-двигательного аппарата: позвоночника, нижних и верхних конечностей. Боль в спине сегодня является “эпидемией” в здравоохранении. Состояние здоровья медицинских работников приобретает все большую социальную значимость, т. к. определяет не только качество их труда, но и качество жизни.

Сегодня проблема перегрузки и травматизма медицинских работников решается с помощью здоровьесберегающей технологии – медицинской эргономики, внедрения ее в образовательную профессиональную подготовку медицинских кадров, практическую деятельность специалистов сестринского дела в лечебно-профилактических учреждениях.

Внедрение эргономических технологий в профессиональную деятельность медицинских работников в настоящее время является социально-значимым и актуальным. Экологизация лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) предполагает внедрение новых здоровье сберегающих «лифтинг»- технологий в практику работы самой уязвимой по фактору травматизма категории медицинских работников - специалистов сестринского дела. Им по роду своей деятельности приходится перемещать пациентов, передвигать оборудование, длительно находится в неудобной вынужденной профессиональной позе, травмирующей позвоночник; труд медицинских работников мало механизирован, он требует больших физических усилий, зачастую в экстремальной обстановке и малом объеме пространства операционных, манипуляционных и больничных палат. Устойчивость и выносливость медицинских работников к перегрузкам играет все большую биологическую и социальную значимость, так как само здоровье приобретает свойство товара.

Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ). Общая организация охраны труда в медицинских учреждениях осуществляется в соответствии с ТК РФ, Положением об организации работы по охране труда (Приказ Минздрава России от 29 апреля 1997 г. № 126), нормативными актами ведомственных (отраслевых), региональных (территориальных), местных органов управления (власти).

Руководство организацией охраны труда возлагается на руководителей соответствующих медицинских учреждений. Система охраны труда медицинского учреждения представляет собой сформированную ее руководителем упорядоченную совокупность органов, должностных лиц и организационных связей, предназначенных для управления деятельностью по сохранению жизни и здоровья работников медицинского учреждения в процессе труда (рис.1). Основу указанной деятельности образуют согласованные по цели, задачам, месту и времени мероприятия, направленные на создание, поддержание и совершенствование в медицинском учреждении безопасных условий труда, полностью отвечающих действующим требованиям охраны труда.

К органам управления указанной деятельностью в условиях медицинского учреждения следует отнести:

- службу охраны труда медицинского учреждения (специалиста по охране труда)

- комиссию (комитет) по охране труда;

- комиссии, создаваемые медицинским учреждением на временной основе: для проведения аттестации рабочих мест, для расследования несчастного случая и т. п.

Служба охраны труда – самостоятельное подразделение медицинского учреждения, организующее работу по обеспечению соблюдения требований охраны труда. Такая служба создается, если численность работников медицинского учреждения превышает 50 человек.

Как правило, службу охраны труда возглавляет специально уполномоченное должностное лицо – начальник службы.

Основными задачами комитета (комиссии) являются:

а) организация совместных действий администрации и работников по обеспечению в медицинском учреждении требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

б) проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и последующее информирование работников о результатах указанных проверок;

в) подготовка предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда;

г) свою работу комитет (комиссия) осуществляет во взаимодействии со службой охраны труда медицинского учреждения, в соответствии с положением о комитете (комиссии) и с учетом содержания раздела «Условия и охрана труда» Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ.

Наши рекомендации