Послеродовое (физиологическое) отделение
Студент должен знать:
Ø принципы работы послеродового отделения;
Ø физиологические изменения, происходящие в организме родильницы;
Ø методы наблюдения за родильницей;
Ø профилактику осложнений в послеродовом периоде;
Ø принципы совместного пребывания матери и новорожденного;
Ø современные представления о грудном вскармливании.
Студент должен уметь:
Ø осуществить уход за родильницей, наблюдение за родильницей;
Ø провести профилактику мастита;
Ø ухаживать за швами и снятие швов;
Ø провести с родильницами беседы на тему “Гигиена послеродового периода”, “Планирование семьи”;
Ø оформить документацию при выписке родильницы из стационара.
Второе акушерское отделение (обсервационное)
Студент должен знать:
Ø структуру и организацию работы обсервационного отделения;
Ø оснащение и санитарно-гигиенический режим;
Ø организацию обслуживания родильниц в обсервационном отделении;
Ø показания для перевода родильниц из физиологического послеродового отделения в обсервационное;
Ø тактику ведения беременности и родов при различных инфекционных заболеваниях.
Студент должен уметь:
Ø осуществить обработку нагноившихся (разошедшихся) швов и их снятие;
Ø провести профилактику мастита;
Ø взять мазки на гонорею;
Ø следить за санитарно-эпидемиологическим режимом;
Ø осуществить подготовку к операции кесарево сечение;
Ø осуществить уход после операции кесарево сечение;
Ø осуществить уход за недоношенными детьми;
Ø осуществить уход за детьми с родовой травмой и внутриутробной патологией.
Отделение новорожденных
Студент должен знать:
Ø структуру, организацию работы отделения новорожденных, нормативную документацию;
Ø санитарный режим;
Ø особенности доношенного ребенка в период адаптации к внеутробной жизни;
Ø особые состояния детей в период новорожденности (физиологическая желтуха, мочекислый инфаркт почек, половой криз новорожденных, токсическая эритема).
Студент должен уметь:
Ø осуществить уход за новорожденным ребенком (уход за кожей и слизистыми оболочками, уход за пуповинными остатками и пуповинной ранкой, измерение температуры, взвешивание, пеленание);
Ø кормить новорожденного ребенка;
Ø провести генеральную уборку палат, кварцевание;
Ø транспортировать детей к матери на кормление;
Ø осуществить вакцинацию детей;
Ø оформить документацию и подготовить ребенка к выписке из родильного стационара.
Отделение патологии беременности
Студент должен знать:
Ø структуру и организацию работы отделения патологии беременности;
Ø показания для госпитализации в отделение патологии беременности;
Ø тактику ведения беременных с различной экстрагенитальной патологией и осложнения данной беременности (угроза прерывания беременности, гестозы).
Студент должен уметь:
Ø организовать прием пациенток с патологией беременности в стационар;
Ø оказать неотложную помощь для снятия судорожного синдрома при эклампсии;
Ø транспортировать больных;
Ø провести текущую и генеральную уборки, кварцевание палат;
Ø работать с нормативной документацией в отделении;
Ø подготовить беременную к внутреннему исследованию;
Ø измерить суточный диурез;
Ø провести пробы по Зимницкому;
Ø осуществить уход за беременными женщинами;
Ø выявить начало родовой деятельности;
Ø подготовить перевод роженицы в родильный стационар;
Ø провести контроль за выполнением лечебно-охранительного режима в отделении.
ПРАКТИКА НА ФАПе
Работают вместе с фельдшером и акушеркой, осуществляют самостоятельно прием пациентов и наблюдение за пациентами на дому, назначают обследование и лечение, контролируют результаты, оказывают неотложную помощь. Выявляют пациентов с инфекционными заболеваниями, участвуют в проведении противоэпидемических мероприятий: делают прививки, обследуют контактных по инфекционным заболеваниям и т.д. Знакомятся с работой аптечного пункта. Проводят санитарно-просветительскую работу. Знакомятся с формами учета и отчетности ФАПа, составлением плана работ.
Студент должен знать:
Ø организацию и материальное обеспечение проведения амбулаторного приема;
Ø методику объективного и субъективного обследования;
Ø диагностические критерии заболеваний;
Ø клиническое значение дополнительного обследования;
Ø принципы лечения заболевания в амбулаторных условиях;
Ø показания к экстренной и плановой госпитализации;
Ø правила проведения экспертизы временной нетрудоспособности;
Ø основы диагностики, неотложной медицинской помощи при экстренных случаях, тактику фельдшера на догоспитальном этапе;
Ø правила транспортировки пациента;
Ø принципы профилактики заболеваний;
Ø организацию медицинской помощи пациентам разных возрастных групп;
Ø требования к прививочному кабинету, оборудование; санитарно-эпидемический режим прививочного кабинета;
Ø календарь прививок, сроки вакцинации, доступ к профилактическим прививкам, медицинские отводы от прививок, их сроки;
Ø виды вакцин, их характеристику, условия хранения, сроки использования;
Ø клинические симптомы общих и местных поствакцинальных реакций
Ø учетно-отчетную документацию ФАПа;
Ø вопросы организации безвозмездного донорства.
Ø структуру и организацию работы женской консультации;
Ø санитарную обработку инструментов;
Ø медико-биологические и социально-психологические факторы, влияющие на внутриутробное развитие плода в разные сроки беременности;
Ø систему диспансеризации гинекологических больных;
Ø основы планирования семьи
Ø санитарно-противоэпидемиологический режим процедурного кабинета;
Ø технику безопасности;
Ø технику обработки предметов медицинского назначения, дезинфекцию, предстерилизационную очистку, стерилизацию;
Ø особенности приготовления моющих растворов;
Ø технику накрытия стерильного стола;
Ø основы асептики в работе медицинской сестры;
Ø разведение антибиотиков;
Ø технику инъекций: подкожных, внутримышечных, внутривенных;
Ø особенности заполнения системы для инфузионной терапии;
Ø правила хранения и учета лекарственных средств в процедурном кабинете;
Студент должен уметь:
Ø владеть коммуникативными умениями общения;
Ø провести обследование пациента;
Ø выявить и оценить основные симптомы и ведущие синдромы;
Ø поставить и обосновать предварительный врачебный диагноз;
Ø определить показания к дополнительному обследованию;
Ø подготовить пациента к лабораторным и инструментальным методам;
Ø анализировать результаты дополнительного обследования;
Ø оказать экстренную медицинскую помощь при неотложных состояниях и несчастных случаях;
Ø соблюдать правила этики при обследовании и лечении пациентов, особенности коммуникации с родственниками, медицинским персоналом;
Ø провести санитарно-просветительную работу;
Ø правильно оформить медицинскую документацию;
Ø провести диспансеризацию сельского населения;
Ø осуществить текущий санитарный надзор;
Ø провести профилактические прививки;
Ø провести физиотерапевтические процедуры;
Ø анализировать и учитывать заболеваемость с временной утратой трудоспособности.
Ø заполнить карту и диспансерную книжку беременной;
Ø провести обследование беременной с установлением факта и срока беременности;
Ø организовать диспансерное наблюдение за беременной;
Ø взять мазок на онкоцитологию, гонорею, гормональную насыщенность, степень чистоты влагалища;
Ø провести гинекологические процедуры (спринцевание, введение тампона к шейке матки, влагалищные ванночки);
Ø провести беседы по психо-профилактической подготовке к родам;
Ø провести беседы по санитарно-гигиеническому обучению женщины;
Ø организовать и осуществить транспортирование в лечебно-профи-лактическое учреждение гинекологических больных и больных при осложнении беременности.
Ø осуществить прием больных детей;
Ø провести антропометрию детей с оценкой по стандартам физического развития;
Ø взять мазок на BL;
Ø провести дезинфекцию предметов ухода за больными, инструментария (шпатели, термометры);
Ø выписать рецепты, направления на амбулаторное обследование, консультации специалистов;
Ø рассчитать профилактическую и лечебную дозу витамина Д;
Ø поставить согревающий компресс на ухо ребенку, банки, горчичники; закапать капли в глаза, нос, уши;
Ø составить план профилактических прививок;
Ø взять анализ кала для бактериологического обследования, на яйца глистов, копрограмму;
Ø провести патронаж к здоровому и больному ребенку с оформлением протоколов;
Ø обработать пупочную ранку новорожденного ребенка;
Ø выписать рецепт на молочную кухню;
Ø измерить артериальное давление у детей;
Ø провести термометрию;
Ø уметь общаться с родителями и родственниками больного ребенка.
Ø составить календарь прививок;
Ø оказать неотложную помощь при анафилактическом шоке;
Ø провести патронаж к привитому ребенку с оформлением протокола;
Ø оформить документацию регистрации профилактических прививок;
Ø провести и оценить пробу Манту.
Ø вести основные документы амбулаторного приема: амбулаторную карту, журналы, статистические талоны, экстренные извещения, справки, больничные листы и т.д.);
Ø проводить все виды уборок;
Ø осуществить подготовку перевязочных материалов к стерилизации;
Ø обработать, подготовить к стерилизации и простерилизовать хирургический инструментарий в сухожаровом шкафу;
Ø подготовить к стерилизации операционного белья;
Ø приготовить стерильный стол;
Ø проводить перевязки;
Ø промыть раны, дренажи, подключить системы постоянного орошения раны антисептиками;
Ø вводить ПСС и СА, по назначению и под контролем хирурга;
Ø накладывать все виды мягких и твердых фиксирующих повязок, лечебных повязок, транспортных иммобилизирующих средств;
Ø провести перевязки, наблюдение за динамикой раневого процесса и оценивать эффективность применяемых препаратов.