Структура и статистика ВБИ; ущерб, наносимый ВБИ

93. Личная гигиена больных и личная гигиена медицинского персонала.

Гигиенический уход за больным - часть противоэпидемических мероприятий. Гигиенический уход за тяжелобольным проводится после приема пищи или при загрязнении тела, при этом выполняются: умывание или протирание кожи лица, обмывание или протирание частей тела, Sполоскание полости рта, Sстрижка, бритье и т. д. Гигиеническая помывка остальных больных должна осуществляться не реже I раза в 7 дней с отметкой в истории болезни.

Гигиена больных перед операцией.Пациент в отделении хирургического профиля перед операцией проходит санитарную обработку. При плановых операциях - вечером накануне операции пациенты принимают гигиенический душ или ванну с антимикробным мылом; в день операции больному выдается чистое больничное нательное белье. Перед экстренной операцией кожа больного подлежит гигиеническому или антисептическому мытью одноразовыми салфетками. Сведения об объеме проведенной санитарной обработки заносятся в историю болезни больного. Удаление волос (стрижка или депиляция) в месте оперативного вмешательства может производиться только по указанию хирурга, не ранее чем за 1 час до операции, после гигиенической антисептической обработки кожи.

Особые требования к одежде и средствам индивидуальной защиты персонала операционного блока.Смена санитарно-гигиенической одежды и средств индивидуальной защиты персоналом операционного блока должна производиться после каждой операции. При продолжительности операции свыше 3 часов производится смена средств защиты органов дыхания и перчаток с повторной хирургической антисептической обработкой кожи рук хирургов.

Гигиена персонала операционного блокаСанитарная одежда, используемая в операционном блоке, должна отличаться по цвету от той, что используется в отделении. В предоперационной проводятся гигиеническое мытье и хирургическая антисептика рук, члены хирургической бригады надевают непромокаемые фартуки или хирургические комплекты с водоотталкивающей пропиткой. В операционной медицинский персонал надевает стерильные хирургический халат и перчатки, при одевании стерильной гигиенической одежды и средств индивидуальной зашиты медицинские сестры ассистируют врачам, соблюдай правила асептики. В случае проведения операций с высоким риском повреждении сосудов, разбрызгивания биологических жидкостей обязательно использование средств индивидуальной зашиты глаз (очки, защитные экраны). В случае проведения операций с высоким риском повреждения перчаток (на костях и т.п.) следует надевать две пары стерильных перчаток.

Гигиена персонала перевязочных, процедурных, манипуляционных и отделений реанимации. Персонал отделений реанимации и интенсивной терапии ежедневно перед началом рабочего дня меняет халаты, шапочки, маски. Медицинский персонал, участвующий в перевязке инфицированных ран, работает в хирургических (защитных) перчатках, и маске и шапочке. При необходимости поверх халата должен одеваться защитный фартук. В случае загрязнения одежды биологическими жидкостями, отделяемым ран, она подлежит немедленной смене. Защитные перчатки обязательны во всех случаях, когда возможен контакт с кровью или другими контаминированными материалами, слизистыми оболочками или поврежденной кожей. У Перед началом очередной перевязки или манипуляции перчатки меняют на новые. Обеззараживание перчаток (не снимая с рук) антисептиком в процессе работы не допускается. При повреждении перчаток их смена производится незамедлительно с повторной хирургической обработкой кожи рук.

Бельевой режим УЗ: гигиенические требования к смене белья больным, к сбору грязного белья, транспортировке и стирке грязного белья.

Бельевой режим. Под бельевым режимом понимается:

1. сбор,

2. хранение,

3. транспортирование,

4. дезинфекционная обработка,

5. стирка, сушка,

6. глажение,

7. ремонт,

8. утилизация текстильных изделий в ЛПО.

Бельевой режим включает требования, направленные на снижение риска возникновения и распространения ВБИ за счет совершенствования организации бельевого режима и внедрения современных технологии обработки текстильных изделий.

Общие требования к белью ЛПО (1):

В отделениях должен храниться суточный запас чистого белья в достаточном количестве. Чистое белье хранится в специальных помещениях бельевых. Белье должно быть промаркированным, хранение немаркированного белья не допускается. Чистое белье хранят в упаковке (завернутым в наволочки или простыни) комплектами по 30—50 штук.Белье выдается сестрой-хозяйкой. Перед разбором, пересчетом и выдачей чистого белья сестра-хозяйка тщательно моет руки и надевает специальный халат и маску.

Смена белья

Смена белья больным должна проводиться регулярно (не реже I раза в 7 дней). Смена белья больным после операций должна проводиться по мере загрязнении до прекращения выделений из ран.

В реанимационных отделениях белье меняется ежедневно или по мере загрязнения. Загрязненном выделениями белье подлежит замене незамедлительно!

Родильницам смену постельного белья следует проводить I раз в 3 дня, нательного белья и полотенец — ежедневно, подкладных пеленок (салфеток) - по необходимости, но не менее 4 раз в сутки в первые три дня, и не менее 2 раз в сутки в последующем.

Используемые во время кормления новорожденных пеленки меняют перец каждым кормлением.

В лечебно-диагностических кабинетах белье используется строго индивидуально для каждого пациента.

В операционных, отделениях интенсивной терапии и реанимации, послеоперационных палатах должно применяться стерильное белье одноразового использования. В акушерских стационарах и других помещениях с асептическим режимом (для новорожденных), операционных подразделениях должны применяться стерильное одноразовое белье и пеленки. Допускается использование современных средств гигиены (памперсы, салфетки и др.).

Сортировка грязного белья в отделениях. По степени загрязненности бельё сортируется:

1. I степень — новые изделия, не имеющие водимых загрязнений, поступающие со склада;

2. II степень — слабо за грязненное белье, имеющее общие загрязнения.

3. III степень — среднезагрязненное белье с пятнами и затертыми местами.

4. IV степень — сильнозагрязненное белье, в том числе, незначительно загрязненное биологическими выделениями (кровь, моча и ДР).

5. IVa степень — особо грязненное белье с биологическими выделениями (кровь, гной, мокрота, моча, каловые массы и т.д.).

6. В зависимости от степени загрязнения белья выбирается режим стирки, тип стирального оборудование, моюще-дезинфицирующие материалы.

Особые требования к стирке:

Санитарно-гигиеническая одежда и текстильные средства индивидуальной защиты, поступающие из отделений:

1. для беременных, рожениц и новорожденных

2. инфекционного

3. дермато-венерологического

4. гнойной хирургии

5. туберкулезного

обрабатываются по режимам для белья IV степени загрязненности; особо загрязненное белье из этих отделений — по режимам для белья IVa степени загрязненности.

Сбор грязного белья

Все процессы, связанные с транспортировкой, погрузкой, разгрузкой белья, должны быть максимально механизированы. Для сбора грязного белья в отделениях используют промаркированную (со специальной разметкой) тару - мешки из плотвой ткани или клеенки, баки с крышками, бельевые тележки, которые после использования дезинфицируют. Грязное белье собирают в палате (боксе) в баки с педальным устройством или ведра с крышками с вложенными вовнутрь мешками. В этих же мешках белье доставляют в санитарную комнату отделения или центральную грязную бельевую. При сборе грязного белья запрещается встряхивать его и бросать на пол, и разбирать в отделениях. После смены белья в палатах проводят влажную уборку с использованием дезинфицирующих растворов.

Гигиена персонала, работающего с грязным бельем:

К сбору и транспортировке грязного белья не допускается медицинский персонал, занятый уходом за больными или принимающий участие в различных манипуляциях и исследованиях. Персонал, работающий с грязным бельем, должен быть обеспечен санитарно-гигиенической одеждой и текстильными средствами индивидуальной защиты: халат, косынка, маска или респиратор, специальная обувь, другими средствами индивидуальной защиты (перчатки). После окончания работы с грязным бельем персонал обязан направить в стирку гигиеническую одежду и текстильные средства индивидуальной защиты, перчатки и респираторы многоразового использовании обеззараживать в дезинфицирующем растворе, обувь обработать дезинфицирующим средством, руки мыть водой с мылом, затем провести гигиеническую антисептику рук.

Наши рекомендации