В основе сывороточной болезни лежит тип реакции

  1. Ι 2. ΙΙ 3. ΙΙΙ 4. ΙУ 5. Все типы

В патогенезе цитотоксических (цитолитических) реакций ведущая роль принадлежит

1. Т-лимфоцитам

2. макрофагам

3. IgE, IgG (2, 4)

4. активация комплемента по альтернативному пути

5. активация комплемента по классическому пути

В патогенезе болезней иммунных комплексов важную роль играет

1. активация комплемента по классическому пути

2. активация комплемента по альтернативному пути

3. избыточный синтез IgE

4. участие Т-киллеров и макрофагов

5.активация эозинофилов .

Какие иммунологические механизмы не участвуют в патогенезе болезней иммунных комплексов

  1. участие IgG (2,4)
  2. активация комплемента по классическому пути
  3. участие IgG (1,3)
  4. образование депозитов иммунных комплексов на эндотелии сосудов
  5. выделение биоактивных веществ нейтрофилами

Вариант

В патогенезе II типа гиперчувствительности по классификации Кумбса и Джелла (цитотоксические, или цитолитические реакции) ведущая роль принадлежит

1. Т-лимфоцитам

2. присоединению IgG (1, 3) и IgM к антигенным детерминантам на поверхности клеток с последующим их лизисом за счет активации комплемента по классическому пути

3. активация комплемента по альтернативному пути

4. макрофагам

5. эозинофилам

В патогенезе болезней иммунных комплексов важную роль играют

1. образование большого количества цитофильных Ig

2. образование большого количества мелкодисперсных иммунных комплексов

3. дегрануляция тучных клеток и базофилов

4. участие макрофагов

5. активация комплемента по альтернативному пути

Возникновению болезней иммунных комплексов способствуют

1. избыточный синтез IgЕ

2. гиперпродукция кортикостероидных гормонов в коре надпочечников

3. нарушение микроциркуляции и замедление кровотока

4. избыточный синтез IgА

5. недостаток тимозина в периферической крови

Примерами болезней иммунных комплексов являются

1. крапивница 4. сыпь при кори

2. отек Квинке 5. сывороточная болезнь

3. поллиноз

5. В патогенезе какого заболевания ведущую роль играют III механизмгиперчувствительности (болезни иммунных комплексов)

1 отек Квинке 4. крапивница

2. контактный дерматит 5. сыпь при кори

3. люпус-нефрит при СКВ

Клиническими примерами цитотоксических (цитолитических) реакций являются

1. лекарственная цитопения

2. контактный дерматит

3. сывороточная болезнь

4. крапивница

5. хронический активный гепатит

1. Тема № 16: Патогенез и клинические проявления реакций гиперчувствительности замедленного типа.

2. Цель: Сформировать и закрепить у студентов научные представления о патогенезе возникновения аллергической реакции 4 типа и основных их клинических проявлениях.

Задачи обучения

Студент должен знать:

  • Клеточные механизмы гиперчувствительности согласно классификации Кумбса и Джелла
  • Ведущую роль Т-лимфоцитови макрофагов в патогенезе ГЗТ
  • Клинические примеры ГЗТ
  • Методы лабораторной диагностики ГЗТ

Студент должен уметь

· На основе полученных знаний определять иммунологические механизмы, лежащие в основе патогенеза реакций гиперчувствительности замедленного типа.

· Использовать полученные знания дляинтерпретации лабораторных данных ГЗТ у аллергологических больных.

  • Самостоятельно работать с научной и медицинской литературой и Интернет-ресурсами для дополнения знаний и критически анализировать информацию.

4. Основные вопросы темы:

1. Патогенез реакций гиперчувствительности замедленного типа (IV тип).

2. Клинические примеры реакций гиперчувствительности замедленного типа (IV тип).

3. Участие макрофагов в развитии воспаления при ГЗТ.

4. Участие Тх1 в развитии воспаления при ГЗТ

5. Лабораторная диагностика ГЗТ.

5. Методы обучения и преподавания:

  • обучение по технологииTBL + СВL:Представляется клинический случай, который базируется на реальном примере. Ориентация на вопросы, вызывающие интерес.

· Работа в малых группах: обсуждение вопросов темы в группах по 5-6 студентов, дискуссия по патогенезу гиперчувствительности замедленного типа.

· Показ видеофильма –Медицинская анимация по патогенезу развития IV типа аллергической реакции

· создание кластеров– на основе клинических примеров, которые возникают по IV типу (классификация Кумбса и Джелла)

· Работа в парах: по освоению теоретических основ (практических навыков) путем решении задач с последующим представлением своего решения задачи

Литература

Основная:

1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008

Дополнительная:

  1. Иммунология: учебник / А. А. Ярилин . - М : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 752 с.
  2. Словарь – справочник по иммунологии/ под ред.С.В. Кожановой Алматы, 2011
  3. Иммунология: атлас / Р. М. Хаитов, А. А. Ярилин , Б. В. Пинегин. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 624 с.
  4. Клиникалық иммунология және аллергология : учебник / Қ. А. Жұманбаев, Ғ. Қ. Жұманбаева, Ә. Ө. Байдүйсенова. - Қарағанды, 2009. - 354 б.
  5. Оценка и коррекция иммунного статуса : учеб. пособие для мед. вузов / Б. А. Никулин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 375 с.
  6. Наглядная Иммунология: Пер. с англ.А.В.Караулова / Дж. Х Л. Плейфейер ; ред. А. В. Караулова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 118 с.
  7. Земсков А.М. Клиническая иммунология : учебник / ред. А. М. Земсков. - М. : ГЭОТАР-медиа, 2008. - 320 с.
  8. ДМ принциптерінде негізделген, Интернет-ресурстар: www.pubmed.gov; www.cochrane.org; www.ovid.com; www.medscape.com; www.medmatrix.org.

7. Контроль:

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:

1. Какими механизмами опосредованы реакции ГЗТ?

2. Какой временной промежуток необходим для возникновения реакции ГЗТ?

3.Преимущественно какие аллергены могут вызвать реакции гиперчувствительности замедленного типа (IV тип)? .

4. Назовите медиатор запускающий фагоцитарный механизм ГЗТ?

Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:

1.Что лежит в основе возникновения гиперчувствительности к цирконию и берилию?

2.Чем обусловлены клинические проявления реакции гиперчувствительности замедленного типа?

3.Какие эффекты вызывают медиаторы ГЗТ? Охарактеризуйте их функцию.

4.Какие лимфоциты обеспечивают развитие реакции гиперчувствительности замедленного типа?

Контрольные задачи для оценки заключительного уровня знаний:

Наши рекомендации