Алгоритм разбора ситуационных задач

Методические указания для студентов 3 курса

Специальности 060101 Лечебное дело

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»

Составитель: ст. преподаватель Колодкина Е.В.

Тема:Типовые нарушения иммунной реактивности организма: иммунодефицитные состояния.

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых нарушениях иммунной реактивности и их роли в развитии заболеваний.

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть классификацию, этиологию, патогенез, значение для организма и принципы терапии иммунопатологических состояний (иммунодефициты, аутоиммунная агрессия);

- обучить методам разбора клинических ситуаций, связанных с иммунопатологическими состояниями;

- изучить роль иммунной недостаточности и иммунного повреждения в развитии заболеваний.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: строение и функции иммунной системы человека, понятия «антиген», «антитело», виды иммунного ответа.

После изучения темы: виды, этиологию, патогенез, принципы диагностики и патогенетической терапии основных видов иммунодефицитов и основных типов иммунного повреждения.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: На примере ситуационных задач и иммунограмм делать заключение о виде иммунодефицита или иммунного повреждения и принципах его патогенетической терапии.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте первичные иммунодефициты, рассмотрите наиболее частые варианты.

2. Охарактеризуйте вторичные иммунодефициты, рассмотрите причины и патогенез данных нарушений.

3. Укажите особенности этиологии, патогенеза, клинических проявлений ВИЧ-инфекции.

4. Рассмотрите принципы диагностики иммунных нарушений.

5. Охарактеризуйте принципы иммунокоррегирующей терапии.

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля.

1. Какие из приведенных утверждений являются верными?

1) рецепторами для вируса ВИЧ-инфекции является молекула СD4

2) при ВИЧ-инфекции истощается популяция Т-лимфоцитов-хелперов

3) при ВИЧ-инфекции нарушается противоинфекционный иммуниттет

4) все утверждения верны

2. К первичным иммунодефицитам не относится:

1) ВИЧ-инфекция

2) синдром Ди-Джорджи

3) агаммаглобулинемия Брутона

4) агаммаглобулинемия швейцарского типа

3. К вторичным иммунодефицитам относят:

1) ВИЧ-инфекцию

2) синдром Ди-Джорджи

3) агаммаглобулинемию Брутона

4) агаммаглобулинемию швейцарского типа

4. При гипогаммаглобулинемии Брутона нарушается:

1) адгезия нейтрофилов

2) В-тип иммунного ответа

3) Т-тип иммунного ответа

4) хемотаксис лимфоцитов

5. Для синдрома Ди-Джорджи характерно:

1) отсутствие иммуноглобулинов

2) повышение уровня иммуноглобулинов

3) лимфопения

4) лимфоцитоз

Ответы на тестовые задания

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос

4) Решить ситуационные задачи, используя алгоритм разбора.

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. Предложите обоснованные методы патогенетической терапии.

4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

Задача №1 (с примером разбора).

При иммунологическом обследовании ребенка с наследственным иммунодефицитным заболеванием установлено полное отсутствие иммуноглобулинов G,A,M, плазматических клеток при сохранности клеточных реакций замедленного типа.

Вопросы:

1). На каком этапе дифференцировки лимфоидной системы имеется генетический блок?

2). Каковы клинические проявления данного иммунодефицитного заболевания?

Ответы:

1. Имеется генетический блок, сцепленный с Х-хромосомой, связанный с нарушением дифференцировки пре-В-лимфоцитов в плазматические клетки (болезнь Брутона).

2. Типичны проявления гноеродной инфекции. Нарушен противовирусный иммунитет к системная энтеровирусная инфекции вплоть до ЕСНО-вирусного энцефалита, вирусу гепатита В, вакцинному штамму вируса полиомиелита. Иммунитет к грибкам и простеишим, также к большинству внутриклеточных персистентных микробов сохранен. Артриты, типичные для этого синдрома, провоцируют микоплазмы. Нарушен фагоцитоз. Характерны аутоиммунные поражения: дерматомиозит, ревматоидный артрит, волчаночноподобный синдром, лимфомы и лимфолейкозы.

Задача 2. В экспериментах недостаточность иммунной системы воспроизводилась удалением вилочковой железы у новорожденных крыс.

Вопросы:

1). Какие иммунные реакции - клеточные или гуморальные - будут отсутствовать у этих животных?

2). Какой вид иммунодефицита можно моделировать данным способом?

Ответы:

Задача 3. Отсутствие выработки антител в ответ на введение вещества антигенной природы может иметь место в целом ряде случаев, а именно:

1) при введении антигена в чрезмерно большой дозе;

2) если перед введением антигена облучить животное;

3) при одновременном введении антигена с иммунодепрессантами;

4) если антиген ввести эмбриону;

5) если перед введением антигена заблокировать систему мононуклеарных фагоцитов организма;

6) при введении антигена вместе с антилимфоцитарной сывороткой.

Вопрос: в каких из перечисленных ситуаций имеет место развитие:

а) иммунологической толерантности;

б) иммунодефицитного состояния?

Ответы:

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

Дополнительная

1. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.

2. Патофизиология: учебник: в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

Методические указания подготовлены:

ст. преподаватель Колодкина Е.В. _____________

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 2 от «14» сентября 2012 г.

Зав. кафедрой: ________________________ А.П. Спицин

Наши рекомендации