Алгоритм разбора ситуационных задач
Методические указания для студентов 3 курса
Специальности 060101 Лечебное дело
по самостоятельной внеаудиторной работе
по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»
Составитель: ст. преподаватель Колодкина Е.В.
Тема:Типовые нарушения иммунной реактивности организма: иммунодефицитные состояния.
ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых нарушениях иммунной реактивности и их роли в развитии заболеваний.
ЗАДАЧИ:
- рассмотреть классификацию, этиологию, патогенез, значение для организма и принципы терапии иммунопатологических состояний (иммунодефициты, аутоиммунная агрессия);
- обучить методам разбора клинических ситуаций, связанных с иммунопатологическими состояниями;
- изучить роль иммунной недостаточности и иммунного повреждения в развитии заболеваний.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
До изучения темы: строение и функции иммунной системы человека, понятия «антиген», «антитело», виды иммунного ответа.
После изучения темы: виды, этиологию, патогенез, принципы диагностики и патогенетической терапии основных видов иммунодефицитов и основных типов иммунного повреждения.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: На примере ситуационных задач и иммунограмм делать заключение о виде иммунодефицита или иммунного повреждения и принципах его патогенетической терапии.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.
2). Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте первичные иммунодефициты, рассмотрите наиболее частые варианты.
2. Охарактеризуйте вторичные иммунодефициты, рассмотрите причины и патогенез данных нарушений.
3. Укажите особенности этиологии, патогенеза, клинических проявлений ВИЧ-инфекции.
4. Рассмотрите принципы диагностики иммунных нарушений.
5. Охарактеризуйте принципы иммунокоррегирующей терапии.
3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля.
1. Какие из приведенных утверждений являются верными?
1) рецепторами для вируса ВИЧ-инфекции является молекула СD4
2) при ВИЧ-инфекции истощается популяция Т-лимфоцитов-хелперов
3) при ВИЧ-инфекции нарушается противоинфекционный иммуниттет
4) все утверждения верны
2. К первичным иммунодефицитам не относится:
1) ВИЧ-инфекция
2) синдром Ди-Джорджи
3) агаммаглобулинемия Брутона
4) агаммаглобулинемия швейцарского типа
3. К вторичным иммунодефицитам относят:
1) ВИЧ-инфекцию
2) синдром Ди-Джорджи
3) агаммаглобулинемию Брутона
4) агаммаглобулинемию швейцарского типа
4. При гипогаммаглобулинемии Брутона нарушается:
1) адгезия нейтрофилов
2) В-тип иммунного ответа
3) Т-тип иммунного ответа
4) хемотаксис лимфоцитов
5. Для синдрома Ди-Джорджи характерно:
1) отсутствие иммуноглобулинов
2) повышение уровня иммуноглобулинов
3) лимфопения
4) лимфоцитоз
Ответы на тестовые задания
1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос | 5 вопрос |
4) Решить ситуационные задачи, используя алгоритм разбора.
Алгоритм разбора ситуационных задач.
1. Назовите вид патологического процесса.
2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.
3. Предложите обоснованные методы патогенетической терапии.
4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.
Задача №1 (с примером разбора).
При иммунологическом обследовании ребенка с наследственным иммунодефицитным заболеванием установлено полное отсутствие иммуноглобулинов G,A,M, плазматических клеток при сохранности клеточных реакций замедленного типа.
Вопросы:
1). На каком этапе дифференцировки лимфоидной системы имеется генетический блок?
2). Каковы клинические проявления данного иммунодефицитного заболевания?
Ответы:
1. Имеется генетический блок, сцепленный с Х-хромосомой, связанный с нарушением дифференцировки пре-В-лимфоцитов в плазматические клетки (болезнь Брутона).
2. Типичны проявления гноеродной инфекции. Нарушен противовирусный иммунитет к системная энтеровирусная инфекции вплоть до ЕСНО-вирусного энцефалита, вирусу гепатита В, вакцинному штамму вируса полиомиелита. Иммунитет к грибкам и простеишим, также к большинству внутриклеточных персистентных микробов сохранен. Артриты, типичные для этого синдрома, провоцируют микоплазмы. Нарушен фагоцитоз. Характерны аутоиммунные поражения: дерматомиозит, ревматоидный артрит, волчаночноподобный синдром, лимфомы и лимфолейкозы.
Задача 2. В экспериментах недостаточность иммунной системы воспроизводилась удалением вилочковой железы у новорожденных крыс.
Вопросы:
1). Какие иммунные реакции - клеточные или гуморальные - будут отсутствовать у этих животных?
2). Какой вид иммунодефицита можно моделировать данным способом?
Ответы:
Задача 3. Отсутствие выработки антител в ответ на введение вещества антигенной природы может иметь место в целом ряде случаев, а именно:
1) при введении антигена в чрезмерно большой дозе;
2) если перед введением антигена облучить животное;
3) при одновременном введении антигена с иммунодепрессантами;
4) если антиген ввести эмбриону;
5) если перед введением антигена заблокировать систему мононуклеарных фагоцитов организма;
6) при введении антигена вместе с антилимфоцитарной сывороткой.
Вопрос: в каких из перечисленных ситуаций имеет место развитие:
а) иммунологической толерантности;
б) иммунодефицитного состояния?
Ответы:
Рекомендуемая литература:
Основная
1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Дополнительная
1. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.
2. Патофизиология: учебник: в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Методические указания подготовлены:
ст. преподаватель Колодкина Е.В. _____________
Методические указания утверждены на заседании кафедры № 2 от «14» сентября 2012 г.
Зав. кафедрой: ________________________ А.П. Спицин