Гигиенические требования к организации питания в полевом госпитале

Питание пораженных и больных, которым оказывается ме­дицинская помощь в полевом госпитале, может быть организовано в двух вариантах:

готовую пищу доставляют в госпиталь из сохранивших­ся и функционирующих в зоне ЧС предприятий общественного пи­тания, пищеблоков лечебно-профилактических учреждений или развернутого общего пункта питания, обеспечивающего все другие формирования, участвующие в ликвидации последствий ЧС,

в составе госпиталя развертывается собственный пункт питания.

Для транспортирования пищевых продуктов с баз, снаб­жающих полевой госпиталь, а также при доставке готовых блюд, должен использоваться автотранспорт, имеющий санитарный пас­порт. Транспорт, используемый для перевозки пищевых продуктов и готовой пищи, запрещается использовать для других целей.

Автотранспорт для перевозки готовой пищи и пищевых про­дуктов должен быть чистым. Ежедневно, а в случае загрязнения транспорта и после каждой перевозки пищевых продуктов и готовой пищи, он должен промываться. Промывка автотранспорта произво­дится на площадке для мытья транспорта со стоком воды в сливную канаву.

Для транспортирования готовой пищи в полевой госпиталь используют термосы, тележки-термосы, мармитные тележки или плотно закрывающуюся крышками посуду из нержавеющей стали.

Транспортировка хлеба должна осуществляться в полиэти­леновых или клеенчатых мешках, хранение хлеба в которых не раз­решается. Периодически мешки должны промываться водой и про­сушиваться. Допускается перевозка хлеба в закрытых крышкой ем­костях (ведрах, кастрюлях и т.п.), не разрешается использовать для этих целей тканевые мешки.

При развертывании собственного пункта питания в полевом госпитале пищеблок следует размещать в отдельных помещениях (модулях, палатках), с использованием кухонь прицепных - КП-131, КП-125,КП-125М.

Пищеблок должен иметь необходимый набор помещений, обеспечивающих соблюдение гигиенических требований при техно-

югических процессах приготовления пищи. В пищеблоке выделяют следующие зоны (или отдельные помещения):

• заготовочные (овощная, мясная и др.);

• для приготовления горячей пищи;

• для приготовления холодной пищи;

• подсобные (моечная кухонной посуды, кладовая суточного за­
паса продуктов, для хранения уборочного инвентаря, моющих и
дезинфицирующих средств).

Необходимо соблюдать поточность технологического про­цесса приготовления блюд.

Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны со­ответствовать требованиям действующей нормативно-технической чокументации и сопровождаться документами, устанавливающими их качество. Не допускаются к приему пищевые продукты без со­проводительных документов, с истекшим сроком хранения, с при-шаками порчи. В сопроводительном документе о качестве особо скоропортящихся продуктов указываются дата и час выработки продукта, а также дата и час его конечного срока хранения. На пи­щеблок госпиталя допускается к приемке мясо только при наличии клейма. Мясо с ветеринарным свидетельством, но без клейма, а также условно годное принимать категорически запрещается. До­пускается приемка мяса и яйца не ниже II категории. Запрещается принимать водоплавающую птицу, сырые утиные и гусиные яйца; куриные с загрязненной скорлупой, с насечкой «тек», «бой»; яйца из чозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам; крупы, муку, по-нрежденные амбарными вредителями. Для приготовления пищи не должно использоваться фляжное, бочковое, не пастеризованное мо-поко, фляжный творог и сметана без тепловой обработки; прокис­шее молоко «самоквас», а также консервированные продукты до­машнего приготовления. На пищеблоке не изготавливают макароны с мясным фаршем («по-флотски»), блинчики с мясом, студни, зель­цы, окрошку, паштеты, заливные блюда (мясные и рыбные), сырко-ную массу, творог, яичницу-глазунью, изделия во фритюре, паште-ты. Не допускается промывка гарниров, приготовленных из мака­ронных изделий и риса.

В холодильной камере должны строго соблюдаться правила товарного соседства пищевых продуктов. Холодильные камеры для хранения скоропортящихся продуктов должны иметь маркировку по нидам продуктов.

Не допускается совместное хранение сырых продуктов или

полуфабрикатов с готовыми изделиями, хранение испорченных или подозрительных по качеству продуктов совместно с доброкачест­венными, а также хранение в помещениях вместе с пищевыми про­дуктами тары, тележек, хозяйственных материалов и непищевых товаров. Сильно пахнущие продукты и специи должны храниться отдельно от остальных продуктов.

Для приготовления и хранения готовой пищи следует ис­пользовать посуду из нержавеющей стали. Алюминиевую посуду можно использовать только для приготовления и кратковременного хранения блюд. Не допускается использовать для приготовления и хранения блюд эмалированную посуду. Вся посуда и инвентарь пи­щеблока должен быть промаркирован.

Питание пораженных (больных) должно соответствовать ле­чебным показаниям по химическому составу, энергетической цен­ности, набору продуктов, режиму питания.

Энергетическая ценность суточного рациона питания пора­женных должна составлять не менее 2500 ккал

Качество готовых блюд (до начала их выдачи) проверяется поваром, готовившем блюдо, а также дежурным врачом с соответ­ствующей записью в журнале по контролю за качеством приготов­ления пищи.

Ежедневно на пищеблоке должна оставляться суточная про­ба приготовленных блюд. В течение дня для суточной пробы отби­рают блюда, указанные в меню-раскладке, в чисто вымытые сте­рильные стеклянные банки. Для суточной пробы достаточно остав­лять полпорции первых блюд, порционные вторые блюда отбирают­ся целиком в количестве не менее 100 г, третьи блюда отбираются в количестве не менее 200 г. Храниться суточная проба должна в за­крытых крышками банках не менее 48 часов с момента окончания срока реализации готовых блюд в специально отведенном в холо­дильнике месте при температуре 2-6 °С. Крышки и банки перед отбором суточной пробы должны подвергаться кипячению не менее 5 минут.

При раздаче первые блюда и горячие напитки должны иметь температуру не ниже 75 °С, вторые - не ниже 65°С, холодные блюда и напитки - от 7 до 14°С.

До момента раздачи первые и вторые блюда могут нахо­диться на горячей плите, в котле, термосе не более 2-х часов.

Категорически запрещается смешивание пищи с остатками и| предыдущего дня и пищей, изготовленной в более ранние сроки lino же дня.

В условиях ЧС целесообразно применение одноразовой сто-1овой посуды. При ее отсутствии используется посуда многократ­ного применения, которой в полевом госпитале должно быть не ме­нее 150 комплектов на 50 коек.

На пищеблоке не разрешается проводить мытье столовой посуды, приборов из изолятора (отделения) для инфекционных

больных.

Пищевые отходы собираются в специальную тару сплотно скрывающейся крышкой. Сборники, предназначенные для пище-иых отходов, использовать для других целей запрещается. Тара для пищевых отходов не реже одного раза в сутки должна очищаться и мыться, и ежедневно дезинфицироваться 2% раствором кальцини­рованной соды или 2% раствором хлорной извести. После дезин­фекции сборники промываются водой. Срок хранения пищевых от-чодов до момента их вывоза не должен превышать одних суток.

Уборочный инвентарь должен быть промаркирован, моющие и дезинфицирующие средства должны храниться в маркированных г м костях. Уборочный материал заливают 0,5%-ным осветленным раствором хлорной извести или 1%-ным раствором хлорамина на 60 минут в том же ведре, которое использовалось для уборки, далее прополаскивают в воде и сушат.

Спецодежда из пищеблока должна стираться в прачечных, (апрещается стирка одежды в помещениях пищеблока.

Эксплуатация пищеблока в полевом госпитале допускается после санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его требованиям санитарным правилам к организации общественно-i о питания.

8.8. Санитарно-эпидемиологические требования к организации сбора и утилизации отходов

В полевом госпитале, как в каждом лечебном учреждении, разрабатывается система сбора, временного хранения и удаления i > i ходов различных классов опасности в соответствии с требования­ми действующих нормативных документов (СанПиН 2.1.7.728-99 11равила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений»).

Для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС госпи- таль может развертываться на территории объекта, сохранившего структуру и коммуникации, которые целесообразно использовать для организации сбора и утилизации медицинских отходов.

При отсутствии возможности подключения к централизо- ванной сети канализации все жидкие хозяйственно-бытовые отходы (класс А) госпиталя должны собираться в водонепроницаемые по- глощающие ямы и выгребы с последующим их удалением ассениза- ционной машиной, либо иметь подводку со спуском, в существую­щие местные очистные сооружения малой канализации (например, поля фильтрации, орошения, системы подземной фильтрации, сеп­тики и др.).

Если предполагается длительное функционирование госпи- таля в полевых условиях, то для биологической очистки сточных вод могут быть оборудованы местные очистные сооружения: фильтрующие колодцы (принимают до 1 м3 стоков в сутки) или фильтрующие траншеи (до 25 м3/сутки).

При непродолжительном развертывании госпиталя на терри­тории города рекомендуется использовать передвижные туалеты. В сельской местности, где есть свободная территория, устраивают временные туалеты с водонепроницаемым выгребом. Количество санитарных приборов (передвижных туалетов) для пораженных следует принимать из расчета - 1 прибор на 15 человек в мужских уборных и на 10 человек - в женских. Все туалеты обеспечиваются одноразовыми бумажными полотенцами.

Туалеты два раза в сутки обрабатывают дезинфицирующи­ми, в первую очередь хлорсодержащими, средствами. Для предот- вращения залета мух дверь кабины должна плотно закрываться, стены не иметь щелей, окно и вентиляционный канал закрыты сет-кой,стульчаки - крышками. В туалете устраивают естественное и искусственное освещение. Выгреб должен плотно закрываться крышкой, регулярно очищаться и дезинфицироваться, не допускает­ся его наполнение выше отметки 0,35 м ниже уровня земли. Глубина выгреба зависит от уровня стояния грунтовых вод, но не должна быть более 3 м.

Неканализованные туалеты размещают на расстоянии 40-100 метров от бытовых и лечебных помещений, и не менее 200 м от во- доисточников.

Для сбора и временного хранения мусора и твердых быто-выхотходов на расстоянии не менее 25 м от лечебных и бытовых

помещений оборудуется площадка для мусоросборников. Площадка юлжна быть открытой с удобным подъездом для транспорта. На шющадке устанавливают переносные (металлические) мусоросбор­ники вместимостью 50-100 л или металлические контейнеры вме-. стимостью 0,4-0,8 м3. Допускается применение деревянных, хоро­шо закрывающихся, плотных мусоросборников. Подразделения гос­питаля должны быть обеспечены необходимым количеством техно­логического оборудования (стоек-тележек, транспортных тележек, юрметизаторов и др.), одноразовой упаковочной тары и транспорт-пых контейнеров.

Заполнение мусоросборников необходимо рассчитывать на 0,9 их полного объема, а срок хранения в них мусора должен быть

не более 3 суток в холодное время года (при температуре -5 С и ниже) и не более одних суток - в остальное время года.

При сборе отходов необходимо исключить возможность за-грязнения и заражения почвы, грунтовых вод и вод открытых водо-емов, а также возможность размножения мух и грызунов. В целях борьбы с мухами рекомендуется регулярно обрабатывать инсекти­цидами площадки для размещения мусоросборников и туалетов, а тпкже использовать их внутри помещений.

Специфические (послеоперационные, патологоанатомиче-ские и др.) медицинские отходы подлежат обязательному захороне­нию или централизованному сжиганию в специальных печах. Печи для сжигания отходов производительностью до 100 кг/ч размеща­ются в составе хозяйственной зоны на расстоянии 50 м от лечебных, бытовых и технических помещений. Указанные расстояния могут быть увеличены, учитывая сезонную розу ветров, мощность печи и другне местные условия. Для уничтожения отходов могут быть ис­пользованы, сохранившиеся в условиях ЧС, городские организации и предприятия (крематории и др.).

Наши рекомендации