Наддесневые зубные отложения
Кутикула (редуцированный эпителий эмалевого органа) исчезает вскоре после прорезывания. Данное образование, в основном, обнаруживается в подповерхностном слое эмали, однако местами может выходить на поверхность в виде микроскопической пленки и доходить до эмалево-дентинной границы. Структура слоистая.
Пелликула (приобретенная кутикула) представляет собой бесструктурное образование на поверхности эмали зуба в виде тонкой (1 – 10 мкм) прозрачной органической пленки. Пелликула состоит из гликопротеинового комплекса, содержащего белковосвязанные углеводы (у человека 2,5%), из них 65% - гексозы. Ее мембрана полупроницаема, т.е. она в некоторой степени управляет процессами обмена между средой полости рта, налетом и зубом. Она также принимает участие в увлажнении зуба, защите его во время еды от стирания и предохранении кристаллов эмали от действия кислот, поступающих в полость рта. Пелликула выполняет неоднозначную роль: с одной стороны она выполняет защитную функцию, а с другой – способствует прикреплению микроорганизмов и образованию их колоний. В течение нескольких часов к мембране прикрепляются грамположительные кокки и актиномицеты, затем стрептококки, вейлонеллы и филаменты, преобладающие в 4-7 дневной зубной бляшке. Прикрепление бактерий к пелликуле в результате низкого уровня гигиены полости рта приводит к образованию зубной бляшки.
Плотный зубной налет представляет собой зубную бляшку, которая располагается над пелликулой зуба. Данное образование является аморфным гранулированным отложением, имеющим определенную гистологическую структуру. Зубная бляшка не смывается, редко удаляется при чистке зубов, для ее соскабливания необходимо применение экскаватора или гладилки.
Зубная бляшка представляет собой продукт микробного роста, в результате которого происходит их активная жизнедеятельность, сопровождаемая кислотообразованием, повышенной активностью ферментов и другими процессами метаболизма микробов. Процесс образования зубной бляшки определяется степенью очистки полости рта. Созревание бляшки происходит тем быстрее, чем хуже гигиена полости рта, при этом скорость образования бляшки не связана с количеством употребляемой пищи.
Зубной налет представляет собой плотное, но менее плотное, чем пелликула, образование, состоящее из бактерий. Главный компонент зубного налета – осажденные гликопротеиды, липкие полисахариды, вырабатываемые стрептококками из пищевой сахарозы. Налет является пористой структурой, что способствует свободному проникновению слюны и углеводов в его глубокие слои. В зубном налете содержатся бактерии – стрептококки, в частности Str.mutans, Str.salivariusи Str.sanguis, для которых характерно анаэробное брожение. В этом процессе субстратом для бактерий в основном выступают углеводы, а для отдельных штаммов – аминокислоты. Сахароза является дисахаридом, состоящим из фруктозы и глюкозы, которому принадлежит ведущая роль в возникновении кариеса. Вследствие анаэробного гликолиза Str.mutans и другие бактерии могут образовывать органические кислоты (молочная, яблочная), деминерализующие твердые ткани зуба при длительном воздействии.
Микроорганизмы образуют внеклеточные биополимеры, состоящие из различных углеводов:
· Гликаны– обеспечивают слипание бактерий друг с другом и с поверхностью зуба, тем самым активно влияя на возникновение кариеса. Рост толщины зубного налета также обусловлен продуцированием гликана.
· Декстраны – являются резервными полисахаридами. В процессе утилизации и расщепления декстрана микроорганизмами образуются органические кислоты, которые и оказывают деминерализующее влияние на эмаль зубов.
· Леваны – являются биополимерами и в большой степени используются микроорганизмами зубной бляшки в качестве источника энергии.
Зубной налет бывает белого, коричневого и зеленого цвета. В состав мягкого зубного налета входят органические и неорганические вещества, которые в результате распада скоплений отторгнутых клеток покровного эпителия слизистой оболочки полости рта, различных микроорганизмов, остатков пищи осели на поверхности эмали. Бактериальный состав белого зубного налета довольно разнообразный (кокковые и палочковые формы, грибы, спирохеты, актиномицеты) и формируется, в основном, в ночное время и в период покоя речевого и жевательного аппарата.
Коричневый зубной налет является не поверхностным, он проникает в эмаль, в результате чего плохо поддается удалению. Данный вид налета в основном встречается у курящих, лиц, чья работа связана с изготовлением бронзовых, медных и латунных изделий.
Зеленый зубной налет расположен обычно тонким слоем в основном на губной поверхности фронтальных зубов. Происхождение этого вида зубного налета связано с жизнедеятельностью хромогенных микроорганизмов, содержащих хлорофилл.
Остатки пищи располагаются в ретенционных местах и легко удаляются при полоскании полости рта и различных движениях губ, щек, языка. Сами по себе данные отложения не являются патогенными, однако они служат благоприятными местами для скопления зубного налета.
Применение различных красителей позволяет выявлять наличие зубных отложений и места их наибольшего скопления. Эти вещества могут применяться как для индивидуального контроля самим пациентом, так и для определения уровня гигиены полости рта врачом.
Красители для индивидуального пользования представляют собой, как правило, либо растворы для полоскания полости рта, либо окрашивающие таблетки для растворения или разжевывания. По интенсивности и расположению окрашивания человек сам может корректировать свою методику очистки зубов.
Красители для врачебного применения обычно представляют собой растворы для нанесения непосредственно на поверхности зубов с помощью тампонов или пропитанных шариков.
К индикаторам зубной бляшки относится целый ряд веществ. Таблетки и растворы эритрозина окрашивают зубные отложения в красный цвет. Их недостатком является одновременное окрашивание слизистой оболочки полости рта. После обработки флуоресцеином натрия зубные отложения приобретают желтое свечение при облучении специальным источником света, не окрашивая десну. Разработаны комбинированные растворы, позволяющие определять возраст зубной бляшки. Так, при обработке таким раствором незрелая (до 3 дней) зубная бляшка окрашивается в красный цвет, зрелая (старше 3 дней) - в синий. В качестве окрашивающих веществ могут использоваться препараты на основе йода, фуксина, бисмарккоричневый. Примерами окрашивающих веществ могут служить таблетки Dent (Япония), Espo-Plak (Paro), жидкость и таблетки Red-Cote (Butler), Plaquetest (Vivadent) - индикаторная жидкость для визуального выявления зубного налета под галогеновым светом. Окрашивающие агенты могут выпускаться в виде пропитанных шариков для обработки поверхностей зубов.
4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:
Таблицы, фильмы, муляжи.
Название практической работы:опрос и сбор анамнеза.,осмотр.
Цель работы: научиться обследовать пациентов и уметь заполнить медицинскую карту стоматологического больного.
Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска.
Порядок выполнения: опрос с выяснением анамнеза и жалоб; осмотр ЧЛО и полости рта, заполнение карты обследования.
6.Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:
1.Анатомическое строение зуба.
2.Сроки прорезывания зубов.
3. Индивидуальная гигиена полости рта.
7.Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:
1. Классификация зубных отложений.
2. Механизм образования зубных отложений.
3. Факторы, способствующие образованию зубных отложений.
4. Средства, предотвращающие образование зубных отложений.
5. Методы выявления зубных отложений. Растворы, применяемые с этой целью.
8.Хронокарта учебного занятия:
- Организационная часть (приветствие, заполнение журнала посещений занятий, оценка внешнего вида студента, состояния медицинской одежды, наличия медицинских перчаток, защитных масок, очков, сменной обуви) – 5 минут
- Определение преподавателем темы занятия, цели занятия и задач, направленных на её выполнение – 15 минут.
- Опрос студентов – 35 минут.
- Приём пациентов - самостоятельная работа студентов (контроль и помощь преподавателя), продолжительность этого этапа – 45 минут.
- Контроль выполнения практической части, заполнение истории болезни – 15 минут
- Подведение итогов занятия, задание на дом – 10 минут.
9. Самостоятельная работа студентов:
Заполнение рабочей тетради для внеаудиторной самостоятельной работы.
4. Перечень учебной литературы к занятию:
· Максимовский Ю.М. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 2002,с. 20-27
· Боровский Е.В. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 1997, с. 11-16.
· Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. М.,2007, с. 52-90.
· Пожарицкая Л.Р. Фантомный курс по терапевтической стоматологии. М., 2005, с. 11-26.
· Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний. Ростов н/Д, 2004, с.57-75.
· Трезубов В.Н. с соавт. Стоматологический кабинет: оборудование, материалы, инструменты. Санкт-Петербург,2002, с.5-27.
· Арутюнов С.Д., Царев В.Н. Основы применения современных методов стерилизации и дезинфекции в стоматологической практике. М.,2003, 74с
· Агапов В.С., Тарасенко С.В. Внутрибольничные инфекции в хирургической стоматологии. М., Медицина – 2002.-255с.
· Олейник И.И. Микробиология и иммунология полости рта. В кн. «Биология полости рта» // Под ред. Е.В.Боровского. – М., Медицина.- 1991-СМ.226-260.
· Новая система дезинфекции// Медицинский бизнес,1998.-№4 (спец.выпуск №2-стоматолог-практик) С.6.