Тема 1. эссенциальная артериальная гипертензия
Министерство здравоохранения Украины
Харьковский национальный медицинский университет
ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ОСНОВНЫХ КАРДИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Учебное пособие для студентов V курса медицинских вузов IV уровня аккредитации
Харьков
ХНМУ 2009
УДК 616.12 – 07 – 08 – 084 ( 075 ) ББК 54.10 Осн 75 | Рекомендовано к изданию Ученым Советом Харьковского национального медицинского университета. Протокол 34 от 16.05.2008. |
Рецензенты: Заведующий кафедрой общей практики - семейной медицины Харьковской медицинской академии постдипломного обучения, доктор медицинских наук, профессор А. Н. Корж.
Заведующий кафедрой терапии и нефрологии Харьковской медицинской академии постдипломного обучения, Заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор медицинских наук, профессор Михаил Антонович Власенко.
Авторский коллектив Беловол А.Н., Кравчун П.Г., Лапшина л.А., Шелест о.М., Кожин м.И., Бабаджан В.Д., Сидоров А.П., Борзова Е.Ю., Шевченко о.С.,Ломакина о.В.,Тучинская м.А.,Титова г.Ю., Кононенко л.Г., Роханска е.С., Лепеева Е.А., Шушляпин О.И.Шумова Н.В., Байбакова Ю.А.
Основы диагностики, лечения и профилактики основных кардиологических заболеваний: Учеб. пособие / А.Н Беловол, П.Г. Кравчун, Л.А.Лапшина и др.– Харьков: ХНМУ, 2009.
Аннотация.Пособие создано по кредитно-модульной системе с учетом требований Болонского процесса. В пособии сформулированы конкретные цели, которые могут быть достигнуты студентами при условиии выполнения целевых заданий и овладении определенными практическими навыками. К каждой теме составлен детальный план освоения ученого материала, алгоритмы (протоколы) обследования, постановки диагноза, лечения, профилактики соответственно стандартам доказательной медицины.
Пособие содержит клинические задания, составленнные в форме тестовых вопросов. Их назначение оценить исходный уровень знаний и -закрепить полученные знания в изучаемых разделах кардиологии.
Учебное пособие составлено с учетом требований МКБ-10 и в соответствии с учебной программой для студентов 5 курса медицинских вузов IV уровня аккредитации.
ISBN 978-966-2094-30-5 © Харьковский
национальный
медицинский
университет, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………… ………………….…….с.4
Раздел 1 Эсенциальная артериальная гипертензия...................... .................................с. 6
Раздел 2. Вторичные артериальные гипертензии.......... ............с. 23
Раздел 3. Атеросклероз.. ..с. 44
Раздел 4. Острый инфаркт миокарда .с. 59
Раздел 5. ИБС.Стабильная стенокардия . с 92
Раздел 6. Врожденные пороки сердца с.111
Раздел 7. Приобретенные пороки сердца.. с. 141
Раздел 8. Инфекционный ендокардит с. 158
Раздел 9. Миокардиты и кардиомиопатия. .(Тучинская М.А,.Кожин М.И)...........с. 187
Раздел 10 Перикардиты.( Кравчун П.Г.Байбакова Ю.А.)....................................... ..с. 211
Раздел 11. Легочное сердце.(Беловол А.Н., Шумова Н.В.)................................ ......с. 226
Раздел 12. Сердечная недостаточность.( Кравчун П.Г., Шевченко О.С.).. ... .....с. 242
Раздел 3 Нейроциркуляторная дистония. .(Байбакова Ю.А.).......................... ........с. 280
Раздел 15. Нарушение ритма и проводимости сердца ( Кожин М.И., Добровольская И.Н., Ломакина О.В.).............................................................................................................с. 318
ВВЕДЕНИЕ|
Процессы социально-экономического реформирования, которые охватили все сферы жизни населения Украины, в значительной степени изменяют медико-социальную ситуацию, формы медико-санитарного обеспечения, критерии и показатели работы медицинских учреждений. Входят в повседневную деятельность медицинских работников новые формы хозяйственных механизмов, экономических отношений, програмно - целевого планирование.
Мы имеем хорошее медицинское образование. И сегодня речь идет о том, чтобы как можно лучше адаптировать его к Европейскому образовательному пространству, не потеряв при этом то ценное, что мы приобрели за длительный период развития наших высших медицинских учебных заведений. Вхождение в Европейское образовательное пространство предусматривает блок изменений, которые касаются и названий предметов и методик преподавания и оценки знаний студентов.
Учебное пособие составлено в соответствии с программой курса внутренней медицины для студентов высших медицинских учебных заведений III-IV уровней аккредитации, предусматривает преподавание основ кардиологии на V курсе. Количество учебных часов –120 (4 кредита ЕСТS), из них:
Лекции – 16 часов.
Практические занятия – 70 часов.
Самостоятельная работа студентов – 34 часов.
· Курация больного с написанием истории болезни – 2 часа.
· Индивидуальная работа: –1 час
(Доклад реферата на практическом занятии. Доклад на клинических конференциях базы кафедры. Доклад истории болезни на практическом занятии. Написание тезисов, статей).
Основая цель – ознакомление студента с основами диагностики, лечения и профилактики основных кардиологических заболеваний, формирования профессиональных знаний и умений по курсу кардиологии у будущих врачей.
Студенты должны уметь:
· Проводить опрос и физикальное| обследование пациентов с основными кардиологическими заболеваниями
· Обосновывать применение основных инвазивных и неинвазивных диагностических методов, которые применяются в кардиологии, определять показание и противопоказание для их проведения, возможные осложнения.|
· Определять этиологические и патогенетические факторы основных заболеваний сердца
· Выявлять типичную клиническую картину основных заболеваний сердца
· Выявлять различные варианты течения и осложнения основных заболеваний сердца
· Составлять план обследования больных с основными заболеваниями сердца
· Проводить дифференциальный диагноз, обосновывать и формулировать диагноз при основных заболеваниях сердца на основании анализа данных лабораторного и инструментального обследования
· Назначать лечение, проводить первичную и вторичную профилактику при основных заболеваниях сердца
· Диагностировать и оказывать помощь при острой сердечной недостаточности
· Регистрировать и интерпретировать ЭКГ в 12 отведениях.
· Измерять и интерпретировать артериальное давление
· Диагностировать и оказывать помощь при остановке кровообращения и дыхания
· Диагностировать и оказывать помощь при гипертензивном кризе
· Диагностировать и оказывать помощь при шоках
· Диагностировать и оказывать помощь при пароксизмальных нарушениях сердечного ритма
· Диагностировать и оказывать помощь при синдроме Морганьи-Эдемса-Стокса
· Проводить легочно-сердечную реанимацию
· Демонстрировать владение морально-деонтологическими принципами медицинского специалиста и принципы профессиональной субординации.
Каждый раздел учебного пособия содержит цель и задачу|, содержание темы и контрольные вопросы. Обязательные учебные элементы представлены в виде набора ключевых, первоочередных сведений справочного характера, которые дают исчерпывающие ответы на контрольные вопросы. В конце каждого раздела приведенны тесты и задания для самоконтроля усвоения теоретических знаний, а также перечень литературы для самоподготовки к занятиям. Критерием выбора контрольных вопросов и ответов на них являються современные протоколы диагностики и лечения основных заболеваний сердца и сосудов в рамках учебной программы|.
Авторы выражает надежду, что данное пособие поможет в усвоении основных разделов кардиологии, и будут признательны за выраженные пожелания.
ТЕМА 1. ЭССЕНЦИАЛЬНАЯ АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ
Актуальность темы.
Актуальность проблемы артериальной гипертензии (АГ) определяется ее высокой популяционной частотой, влиянием на состояние здоровья, работоспособность и продолжительность жизни населения. По данным эпидемиологических исследований, проведенных в Украине, повышение артериального давления (АД) (140/ 90 мм рт. ст. и выше) выявлено более чем у 40 % взрослого населения. Среди лиц с повышенным АД о наличии заболевания знают около 47 % сельского и 85,1 % городских жителей, лечатся – соответственно 12,4 % и 61,2 %, эффективное лечение получают только 6,2 % сельских и 20,5 % городских жителей.
Прогрессивное увеличение количества лиц с повышенным АД, значительные социально-экономические последствия, связанные с развитием осложнений этой патологии (гипертрофия миокарда левого желудочка, сердечная недостаточность, цереброваскулярные инциденты, хроническая почечная недостаточность), обуславливают актуальность и необходимость разработки путей первичной профилактики, раннего выявления и адекватной медикаментозной терапии.
Общая цель: уметь поставить диагноз гипертонической болезни (ГБ), определить ее степень и стадию, диагностировать поражение органов –мишеней, назначить адекватную терапию.
Конкретные цели: | Исходный уровень знаний – умений: |
1. Изучить факторы риска ГБ, научится диагностировать ГБ, определять ее степени. 2. Уметь составить программу обследования больного АГ. 3. Провести диагностику поражения органов-мишеней с определением стадии АГ. 4. Научиться своевременной диагностике осложнений АГ. 5. Определить тактику лечения, объем первичной и вторичной профилактики АГ с учетом течения ГБ, наличия сопутствующей патологии и осложнений; научиться применять комбинированную терапию. | 1. Сбор жалоб, анамнеза, проведение объективного обследования (измерения АД на руках, ногах, трактовки данных аускультации сердца, сосудов). 2. Интерпретация данных обязательных и дополнительных лабораторных, инструментальных, рентгенологических, радионуклидных исследований. 3. Определение по данным лабораторных и инструментальных методов характера поражения органов – мишеней (сердца, почек, мозга, сосудов), обусловленного АГ, ассоциированной с сопутствующей патологией. 4. Умение своевременно распознавать осложнения АГ. 5. Знание патогенетической классификации антигипертензивных средств, их прямых и побочных эффектов, оптимальных комбинаций и взаимодействий. |