Факторы, влияющие на соблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в ОРИТ
Необходимо выполнение санитарно-эпидемиологические требований, установленных нормативно-правовыми актами по внутренней отделки помещений, к инвентарю и технологическому оборудованию, к естественному и искусственному освещению, к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений, к водоснабжению и канализации:
• поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность;
• покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы, примыкающих друг к другу листов линолеума, должны быть пропаяны;
• в помещениях с влажностным режимом (душевых), в «грязных» помещениях (помещения разборки и хранения грязного белья, временного хранения отходов и других) отделка должна обеспечивать влагостойкость на всю высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы;
• в местах установки раковин и других санитарных приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку последних керамической плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола;
• во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах персонала, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями. Температура горячей воды в точках разбора детских палат, душевых, санузлов для пациентов не должна превышать 37°С;
• в палатах, шлюзах при палатах умывальники устанавливаются в соответствии с заданием на проектирование;
• в палатах новорожденных устанавливаются раковины с широкой чашей и с высокими смесителями;
• системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды помещений, в которых осуществляется медицинская деятельность;
• нагревательные приборы должны иметь гладкую поверхность, исключающую адсорбирование пыли и устойчивую к воздействию моющих и дезинфицирующих растворов. Их следует размещать у наружных стен, под окнами. Расположение нагревательных приборов у внутренних стен в палатах не допускается;
• при устройстве ограждений отопительных приборов должен быть обеспечен свободный доступ для текущей эксплуатации и уборки;
• при эксплуатации систем вентиляции должны быть обеспечены нормативные требования к уровням шума и вибрации;
• проектирование и эксплуатация вентиляционных систем должны исключать перетекание воздушных масс из "грязных" помещений в "чистые";
• кратность воздухообмена определяется исходя из расчетов обеспечения заданной чистоты, температуры и относительной влажности воздуха. Скорость движения воздуха в палатах и лечебно-диагностических кабинетах принимается от 0,1 до 0,2 м/сек. В помещениях класса чистоты А и Б относительная влажность не должна превышать 60%;
• самостоятельные системы вентиляции предусматриваются для реанимационной. Допускаются общие системы приточно-вытяжной вентиляции для группы помещений одного или нескольких структурных подразделений, кроме помещений чистоты класса А;
• боксы и боксированные палаты оборудуются автономными системами вентиляции с преобладанием вытяжки воздуха над притоком и установкой на вытяжке устройств обеззараживания воздуха или фильтров тонкой очистки. При установке обеззараживающих устройств непосредственно на выходе из помещений, возможно объединение воздуховодов нескольких боксов или боксированных палат в одну систему вытяжной вентиляции;
• независимо от принятой системы вентиляции рекомендуется проветривание палат не менее 4 раз в сутки по 15 минут;
• администрацией ЛПУ организуется контроль за параметрами микроклимата и показателями микробной обсемененности воздушной среды с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев и загрязненностью химическими веществами воздушной среды, не реже 1 раз в год;
• помещения с постоянным пребыванием пациентов и персонала должны иметь естественное освещение;
• в каждой палате, должен быть специальный светильник ночного освещения, установленный около двери на высоте 2,2 м от уровня пола;
• в целях обеспечения нормативных параметров искусственной освещенности рабочие места персонала оборудуются светильниками местного освещения;
• освещение на рабочих местах с компьютерной техникой должно соответствовать санитарным правилам, устанавливающим гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам, организации работы и другими действующими нормативными документами;
• расстояние от коек до стен с окнами должно быть не менее 0,9 м. Расстояние между торцами коек должно быть не менее 1,2 м. Расстояние между сторонами коек должно быть не менее 0,8 м, а в детских палатах и палатах восстановительного лечения – не менее 1,2 м.
• в палатах должны быть установлены тумбочки и стулья по числу коек, а также шкаф для хранения личных вещей пациентов;
• изделия медицинской техники в зависимости от степени риска развития неблагоприятных последствий для медицинского персонала и потребителей при их эксплуатации, подразделяются на следующие типы, определяющие их последующую гигиеническую оценку и необходимые меры безопасности;
• изделия медицинской техники и медицинского назначения должны проходить санитарно-эпидемиологическую и гигиеническую оценку, подтверждающую их соответствие действующему законодательству в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
• концентрации вредных химических веществ, дезинфицирующих и стерилизующих агентов, биологических факторов, выделяющихся в воздушную среду при работе изделий медицинской техники, не должны превышать предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ), установленных для атмосферного воздуха.
Мероприятия, направленные на снижение риска возникновения внутрибольничной инфекции:
- все вышеперечисленное, плюс:
• учет внутрибольничных инфекций;
• дезинфекция поверхностей, воздуха;
• проведение генеральных уборок;
• контроль работы стерилизаторов;
• классификация отходов;
• профилактика профессионального инфицирования.
Виды профилактики
В ОРИТ возможна, преимущественно, третичная профилактика – реабилитация пациентов после тяжелых состояний. Вторичная профилактика заключается в максимальном предотвращении осложнений, в частности в послеоперационный период, за счет обеспечения активного врачебного наблюдения, поддерживающей терапии и полного покоя пациента. Вторичная и отчасти первичная профилактика могут также заключаться в разъяснительных беседах с пациентами, однако ввиду большой интенсивности работы врачей и зачастую тяжелого состояния больных, этим фактором можно пренебречь.