Структура женской консультации
1. регистратура;
2. кабинеты участковых акушеров-гинекологов;
3. кабинеты по профилактике беременности, по психопрофилактической подготовке к родам;
4. кабинеты: терапевта; онкогинеколога; венеролога; стоматолога;
5. физиотерапевтический кабинет;
6. комната молодой матери;
7. манипуляционная; операционная;
8. клинико-диагностическая лаборатория;
9. эндоскопический кабинет и цитологическая лаборатория;
10. рентгеновский кабинет; кабинет функциональной диагностики;
11. социально-правовой кабинет.
Задачи женской консультации:
1. проведение профилактических мероприятий с целью снижения осложнений в беременности;
2. проведение профилактических осмотров всех женщин;
3. диспансерный учет беременных, а также больных с хроническими гинекологическими заболеваниями;
4. организационно-методическая работа;
5. санитарно-гигиеническое воспитание, пропаганда здорового образа жизни.
Организация медицинской помощи беременным:
1. своевременное (до 3 месяцев) взятие их на учет,
2. динамическое наблюдение за их здоровьем,
При нормальном течении беременности женщине рекомендуется посетить консультацию через 7—10 дней после первого обращения, а затем посещать врача 1 раз в месяц в первую половину беременности, после 20 недель беременности — 2 раза в месяц, после 32 недель — 3—4 раза в месяц.
Каждая женщина в период беременности должна быть осмотрена терапевтом 2 раза, стоматологом, окулистом, эндокринологом, др. специалистами по показаниям.
Беременным, вставшим на учёт своевременно, в 30 недель беременности выдают «дородовый сертификат»рамках Национального проекта «Здоровье».
Введения «родовых сертификатов» в 10 тыс. рублей позволило улучшить финансирование женских консультаций и роддомов.
1 талон - 3 тыс. остаётся в женской консультации (60% на оплату труда медработникам, 40% на медикаменты, перевязочный материал);
2 талон - 6 тыс. рублей передаётся родильному дому (40% на оплату труда, 60% на медикаменты, перевязочный материал);
3 талон – 1 тыс. рублей детской поликлинике
Виды документации.
Учетной:
1. индивидуальная карта беременной и родильницы ф – 111/у;
2. обменная карта ф – 113/у;
Отчетной:
1. ф – 30;
2. отчет о беременных и роженицах (ф-32, страховые показатели работы женской консультации) и др.
Качественные показатели женской консультации:
1. удельные вес поздней постановки на диспансерный учет;
2. удельный вес патологии беременных;
3. удельный вес недоношенных детей;
4. материнская смертность;
5. анте - и интранатальная смертность и др.
Родильный дом
Родильный дом – лечебно-профилактическое учреждение стационарного типа, оказывающее квалифицированную медицинскую помощь:
- женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде;
- женщинам, имеющим гинекологические заболевания;
- заболевшим и недоношенным новорожденным в период их пребывания в родильном доме;
- обеспечение наблюдения и ухода за здоровыми новорожденными;
В рамках государственной программы по увеличению рождаемости и снижению младенческой смертности, Россия перешла на критерии ВОЗ. Если раньше выхаживали новорожденных весом не менее 1 килограмма (28 недель), то с этого года врачи выхаживают малышей весом от 500 грамм (появившихся на 22 недели беременности). С рождения малыши находятся под наблюдением: 2-3 месяца в стационаре.
В последнее время с целью улучшения оказания медицинской помощи беременным и новорожденным, построены перинатальные центры.
Родильный дом имеет следующие подразделения:
1. приемно-пропускной блок;
2. родовые отделения;
3. послеродовое физиологическое (первое) акушерское отделение — 50 — 55% акушерских коек;
4. обсервационное (второе) акушерское отделение — 20 — 25% акушерских коек;
5. отделение патологии беременности — 25—30% акушерских коек;
6. отделение (палаты) для новорожденных в составе первого и второго акушерских отделений;
7. гинекологическое отделение.
Акушерские стационары закрывают для полной дезинфекции не реже 1 раза в год.
Виды документации.
Учетной:
1. история родов ф-096/у
2. история развития новорожденного ф-097/у
3. медицинское свидетельство о рождении ф-103/у
Отчетной:
1. отчет о деятельности стационара ф-14
Таким образом, Вы ознакомились с политикой государства в области охране материнства и детства, особенностями работы, основными медицинскими документами и показателями деятельности медицинских организаций оказывающих медицинскую помощь женщинам и детям
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Почему охрана материнства и детства является приоритетным направлением в здравоохранении?
2. Назовите основные принципы работы поликлиники.
3. Особенность организации работы в детской поликлинике.
4. Особенность организации работы в детской больнице.
5. С какой целью введены родовые сертификаты?
Домашнее задание:
§ Подготовиться по материалам лекции № 5 к практическому занятию № 3.
Рекомендуемая литература:
1. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для медицинских училищ и колледжей. М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2010.
2. Система организации медицинской помощи женщинам и детям http://alibudm.narod.ru
Лекция № 6