Незаконное производство аборта (ст. 123 УК РФ)
Часть первая настоящей статьи предусматривает ответственность за незаконное производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля (т.е. не имеющего сертификата по акушерству и гинекологии), а часть третья применяется, если незаконный аборт повлек по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение тяжкого вреда ее здоровью.
Потерпевшей от преступления является женщина, находившаяся в состоянии беременности. В соответствии со ст. 56 "Основ", каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Следовательно, она вправе и прервать беременность.
Согласно той же статьи Основ искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ ОМС в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку. Аборт как прерывание беременности в медицинской науке подразделяется на самопроизвольный и искусственный. Искусственный аборт, в свою очередь, подразделяется на правомерный и незаконный (криминальный). Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия при сроке беременности до 12 недель.
Искусственное прерывание беременности может быть законным (правомерным) и незаконным (криминальным). Незаконный аборт - это искусственное прерывание беременности: лицами, не имеющими надлежащей медицинской подготовки; при выходе за указанные выше сроки беременности; без согласия абортируемой. Способы совершения незаконного аборта могут быть различными и не влияют на квалификацию преступления[23].
Способы незаконного аборта на квалификацию не влияют. Наиболее распространенный из них - введение в область матки каких-либо предметов, растворов, инъекции.
5) Заражение ВИЧ-инфекцией.
Статья 122 УК РФ гласит:
1. "1. Заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией — наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на; срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.
2. Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, — наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.
3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное в отношении 2 или более лиц либо в отношении заведомо несовершеннолетнего, — наказывается лишением свободы на срок до 8 лет.
4. Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей — наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет».
Опасность ВИЧ-инфекции (заражения вирусом иммунодефицита), болезни, не поддающейся эффективному лечению на современном этапе, "чумы XX века", трудно переоценить.
Для медицинских работников, которым в основном и адресована ч. 4 рассматриваемой статьи Уголовного кодекса, введение такой нормы послужило серьезным сигналом к неукоснительному соблюдению всех мер предосторожности при проведении целого ряда медицинских вмешательств (переливания крови, инъекций, хирургических операций).
Должностные лица ЛПУ, не обеспечившие выполнения соответствующих правил, если это привело к тяжким последствиям, несут ответственность по ст. 293 ч. 2 УК РФ (халатность).
6) Незаконное помещение в психиатрический стационар.
Статья 128 УК РФ гласит:
1. "1. Незаконное помещение лица в психиатрический стационар — наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.
2. То же деяние, если оно совершено лицом с использованием своего служебного положения либо повлекло по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового".
Законные основания и порядок госпитализации граждан в психиатрический стационар установлены Законом РФ от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантии прав граждан при ее оказании", а также Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Основания и порядок помещения граждан в медицинский стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы определены Федеральным законом № 73-ФЗ от 31.05.01 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Помещение лица в психиатрический стационар в нарушение установленных правил является незаконным и образует состав настоящего преступления.
16.3. Должностные преступления в сфере здравоохранения.
В правовой, демократической стране государственный аппарат должен служить народу и быть подотчетным народу. От того, насколько совершенна и эффективна его деятельность, во многом зависят успехи общества в развитии экономики, рост материального благосостояния народа, своевременное и надлежащее удовлетворение запросов культурного, бытового и медицинского обслуживания. В силу этого к работникам государственного аппарата предъявляются особые требования. Руководящим работникам, должностным лицам многое доверено, поэтому и спрос с них должен быть особый. Укрепление государственной дисциплины, в том числе и в системе здравоохранения, определяется, прежде всего, уровнем гражданской ответственности, самодисциплиной тех, кто облечен высоким доверием общества и государства, наделен особыми полномочиями, — должностных лиц.
В целом, должностные преступления характеризуются наличием следующих признаков:
а) нарушение должностным лицом обязанностей, обусловленных его служебным положением;
б) причинение существенного вреда законным интересам государства или отдельных граждан в результате указанных действий должностного лица;
в) причинная связь между преступным деянием должностного лица и наступившими последствиями.
Субъектами должностных преступлений могут быть только должностные лица. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, а также административно-хозяйственные функции в государственных или муниципальных организациях и учреждениях.
Таким образом, под должностным лицом в сфере здравоохраненияследует понимать лицо, обладающее властными полномочиями в сфере медицинской деятельности, осуществляющее организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции в органах управления здравоохранением, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и других учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.
За превышение должностных полномочий, т.е. за умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы предоставленных ему законом прав и полномочий, также предусмотрена уголовная ответственность. По этой статье могут, например, квалифицироваться действия дежурного врача, использовавшего полномочия для того, чтобы во время своего дежурства закрыть прием больных, если в результате такого деяния, нарушившего нормальный порядок работы больницы, был причинен существенный вред здоровью граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи.
По данной статье были квалифицированы действия травматолога X. Будучи дежурным врачом в ночь с 13 на 14января, X. в 23 ч предложил дежурившим с ним медсестре и санитарке пойти в гости к живущему неподалеку брату и там встретить Новый год (по старому стилю). Тем более что, по словам X., больные в это время суток все равно поступают крайне редко, поэтому отлучка на час-полтора пройдет незаметно. Действительно, они отсутствовали около полутора часов — с 23.30 до 1.00 ночи. Но вскоре после их ухода в больницу на личном транспорте был доставлен гражданин с ножевым ранением бедренной артерии. Медицинская помощь ему оказана не была, и незадолго до прихода дежурного врача пострадавший скончался в результате наружного кровотечения. Суд вынес врачу X. обвинительный приговор, связанный с лишением свободы.
Должностное преступление – это общественно опасное деяние, совершенное должностным лицом в связи с его служебным положением и причинившее либо создавшее угрозу причинения существенного вреда, либо нарушения прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Объективная сторона должностных преступлений предполагает наличие таких обязательных признаков, как совершение деяний вопреки интересам службы, т.е. находящихся в противоречии не только с задачами, для выполнения которых образован данный орган или учреждение, но и с теми полномочиями, выполнение которых возложено на должностное лицо, и наличие причинной связи между незаконными действиями (бездействием) должностного лица и наступившими последствиями. Субъектами должностных преступления могут быть только должностные лица (п.1 примечание к ст.285 УК РФ), которыми постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляются организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах, учреждениях, Вооруженных силах РФ и т.д.
В УК РФ указано, что субъектом преступления может быть лицо, обладающее специальными оговоренными в законе качествами – специальный субъект преступления. Таким специальным субъектом преступления могут считаться работники здравоохранения при выполнении ими профессиональных обязанностей, т.е. занимающие постоянно или временно должности в учреждениях здравоохранения и имеющие по закону определенные права и обязанности, полномочия в осуществлении административных, хозяйственных и других задач. Невыполнение или недобросовестное выполнение в таких случаях профессиональных функций, злоупотребление ими в корыстных интересах могут привести к нарушениям прав пациентов, причинению вреда здоровью, интересам государства и т.д. В связи с этим очень важно определить уголовно-правовое положение медицинского работника, в основе которого лежит сложный вопрос о признании или непризнании медицинского работника должностным лицом или специальным субъектом преступления. Это имеет большое практическое значение для квалификации должностных преступлений, совершенных в сфере здравоохранения.
В разъяснениях ст.285 УК РФ указано, что рядовые медицинские, фармацевтические и санитарные работники (врачи, фельдшеры, медицинские сестры, провизоры и т.д.) при исполнении своих профессиональных обязанностей по оказанию медицинской помощи больным не обладают ни административно-хозяйственными, ни организационно-распорядительными полномочиями, присущими должностным лицам. То есть они осуществляют чисто профессиональные функции по лечению пациентов
К должностным лицам в сфере медицинской деятельности относятся: работники Минздравсоцразвития РФ, департаментов и управлений здравоохранения, главные врачи ЛПУ и их заместители, руководители структурных подразделений, заведующие отделами, отделениями, аптеками, лабораториями, клиниками, кафедрами, главные (старшие) медицинские сестры.
Не относятся к должностным лицам (а, следовательно, не могут быть субъектами должностных преступлений) врачи и другие медицинские работники при выполнении ими чисто профессиональных функций: постановка диагноза заболевания, проведение различного рода исследований в целях диагностики и лечения, оказание непосредственной лечебной помощи, производство операций и т.п.
Однако, если эти лица медицинского персонала выполняют действия, влекущие за собой правовые последствия, (например, врач выдает документы о временной нетрудоспособности, по поводу установления инвалидности, об освобождении от воинской обязанности, решает вопросы о госпитализации, принимает решения о квалификации, аттестации и т.п.), т.е. практически выполняют должностные функции, то они выступают в качестве должностных лиц. Естественно, что совершаемые ими определенные служебные нарушения могут расцениваться как должностное преступление.
Закон относит должностные правонарушения к числу наиболее опасных. Любым таким негативным проявлениям не должно быть места в системе российского здравоохранения. Усилившаяся в последнее время борьба с должностными преступлениями находит одобрение и активную поддержку медицинской общественности, всего народа.
Наиболее часто в сфере здравоохранения встречаются следующие должностные преступления: "Злоупотребление должностными полномочиями" (ст.285), "Получение взятки" (ст.290), "Служебный подлог" (ст.292) и "Халатность" (ст.293).
Глава 30 УК РФ открывается ст.285 и 286, предусматривающими наказание соответственно за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий.
Основным объектом выступает нормальная деятельность отдельных звеньев в системе власти и управления, а дополнительным (непосредственным) объектом являются интересы личности, ее здоровье и т.д.
Субъективную сторону этих преступлений характеризуют умышленная форма вины. Мотив – корыстная или иная личная заинтересованность. Субъект указанных деяний – специальный, это должностное лицо.
Чаще всего злоупотребление должностными полномочиями бывают связаны непосредственно со служебным положением.
Формы и способы злоупотреблений должностными лицами могут быть разными: издание приказов, распоряжений, противоречащих закону, нормативному правовому акту, повлекших последствия; необоснованное расходование денежных и других ресурсов без признаков хищения, сокрытие хищений, недостач в ЛПУ, попустительство совершению преступлений иными лицами (например, должностное лицо, в полномочия которого входит контроль за хранением и расходованием наркотических средств, сознательно не выполняет этой обязанности, ответственность наступает при наличии у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности).
Например, заведующий отделением нефрологии, занимаясь выполнением кандидатской диссертации по лечению хронического гломерулонефрита, помещает в стационар только нужных для его научной работы «профильных» больных, незаконно отказывая госпитализации другим нуждающимся в нефрологической помощи пациентам.
Должностное злоупотребление может и не быть связано непосредственно с использованием прямых служебных обязанностей по месту работы должностного лица, а совершено им с использованием своего должностного положения и возможности давать указания нижестоящим учреждениям или контролировать их.
Так, заместитель заведующего городским управлением здравоохранения произвел капитальный ремонт личного автомобиля в гараже одной из городских больниц, обещая главному врачу "особую" помощь в выделении медицинского оборудования.
За превышение должностных полномочий, то есть злоумышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы предоставленных ему законом прав и полномочий, также предусмотрена уголовная ответственность. По этой статье могут, например, квалифицироваться действия дежурного врача, использовавшего полномочия для того, чтобы во время своего дежурства закрыть прием больных, если в результате такого деяния, нарушившего нормальный порядок работы больницы, был причинен существенный вред здоровью граждан, нуждающихся срочной медицинской помощи.
Статья 290 УК РФ "Получение взятки" - один из наиболее опасных видов должностных преступлений. Особенностью данного преступления является то, что взятка может быть получена как за незаконные действия должностного лица, так и за действия, которые входят в его компетенцию. В случае взяточничества в системе здравоохранения речь идет о действиях, которые должностное лицо осуществляет в силу своего служебного положения, а не о действиях профессионального характера недолжностных лиц. Получение взятки считается оконченным преступлением с момента ее принятия получателем независимо от того, совершены ли действия, обещанные за взятку, или их предполагается совершить в будущем. Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо.
Предметом взятки могут быть материальные ценности (деньги, продукты, вещи, строительные материалы, животные) или имущественные блага (предоставление бесплатной путевки в санатории, для заграничной турпоездки, ремонт квартиры или передача права пользования ею, устройство на службу и др.) Предмет взятки может быть передан должностному лицу лично или через знакомого ему человека, переслан по почте, внесен на личный счет должностного лица в банк, а также передан в более завуалированной форме (например передача вещи по видом подарка, дача денег в займы без последующего возврата, незаконная выплата премиальных, денег или заработной платы по мнимому совместительству, занижение арендных платежей и т.д.)
Для состава получения взятки не имеет значение, когда именно должностному лицу передается эта взятка, - например, до или после внеочередной плановой госпитализации. Неважно также сразу или по частям была передана взятка. Следует подчеркнуть, что в случае привлечения к ответственности медицинских работников речь идет о действиях служебного, а не профессионального характера.
Важным квалифицирующим признаком состава получения взятки и отягчающим обстоятельством является ее вымогательство.
Вымогательством считается прямо выраженное требование медицинского работника об уплате гражданином вознаграждения за оказание определенной услуги или умышленное поставление гражданина в такие условия, при которых он вынужден уплатить вознаграждение, чтобы предотвратить наступление вредных последствий для его законных интересов. С субъективной стороны получение незаконного вознаграждения предполагает прямой умысел: виновный сознает, что получает незаконное вознаграждение путем вымогательства, и желает этого. В соответствии со ст. 292 УК РФ лицо давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно, в любой форме сообщило органам, имеющему право возбудить уголовное дело о даче взятки.
Хамовнический суд г. Москвы рассмотрел дело в отношении врачей Ч. и Г., работавших в медицинском центре федерального уровня. Гражданка И. обратилась с заявлением в Управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Москвы, обвинив врачей в вымогательстве 5 тыс. долларов США за выдачу ее сыну "липовой" справки о невменяемости. Такой документ мог служить основанием для прекращения уголовного преследования ее сына за ношение огнестрельного оружия. В милиции женщину снабдили аудиоаппаратурой для записи переговоров с психиатрами. Врачей арестовали сразу же после получения денег от И. Суд приговорил врача Ч. к 8 годам и врача Г. к 5, 5 годам лишения свободы с конфискацией имущества по ч. 2 ст. 290 УК РФ и ч. 3 ст. 159 (мошенничество в крупных размерах).
В приведенном случае из судебной практики в отношении гражданки И. могло быть применено положение, изложенное в ст. 291 УК РФ «Дача взятки», если бы она обратилась в правоохранительные органы даже после передачи денег. В примечании к этой статье, которая, кстати, предусматривает весьма суровое наказание и для взяткодателя (вплоть до лишения свободы на срок до 8 лет), указано, что "лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно, в любой форме сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки".
Термин "взятка" спорен в медицинских кругах, где многими сознательно ассоциируется с благодарностью пациента врачу, который своими действиями восстановил здоровье, трудоспособность, спас жизнь и т.д.
К большому сожалению, именно в медицинских кругах понятия "получение незаконного вознаграждения", "взятка" отличаются спорностью и характеризуются особой остротой дискуссии. Многие врачи, иные медицинские работники необоснованно, но вполне сознательно "путают" эти термины с благодарностью пациентов за оказанную медицинскую помощь. Особенно нетерпимы подобные негативные явления в случаях, когда в некоторых медицинских коллективах осознанно создаются условия, вынуждающие больных "быть благодарными".
Исключительно высокая степень общественной опасности получения взятки медицинским работником определяется тем, что каждый такой случай дискредитирует систему здравоохранения, подрывает авторитет российских врачей в глазах населения. Всегда надлежит помнить, что взятка — наиболее типичное и характерное проявление коррупции, и за ее получение может последовать строгое уголовное наказание.
Получение взятки является должностным преступлением, поэтому ответственность за его совершение будут нести не все врачи, а только те, которые являются должностными лицами (руководители ЛПУ, их заместители, руководители структурных подразделений и лица, выполняющие организационно-хозяйственные и административные функции). К категории должностных лиц относят и медицинских работников, принимающих решения, дающих заключения или оформляющих документы, на основании которых у пациентов появляются определенные права и обязанности (врач, дающий экспертное заключение и выполняющий функции эксперта, врач, оформляющий листок нетрудоспособности).
Врач, получающий от пациента деньги за выполнение чисто лечебных и диагностических мероприятий, не будет подлежать уголовной ответственности по ст. 290 УК РФ.
Отягчающими обстоятельствами при получении взятки являются: получение взятки должностным лицом за незаконные действия (ч. 2 ст. 290 УК РФ), лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 290 УК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 290 УК РФ, особо отягчающими обстоятельствами получения взятки являются совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; вымогательство при получении взятки; крупный размер взятки. Крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда.
Медицинскому персоналу — врачам, а в специально определенных нормативными актами случаях и средним медицинским работникам — предоставлено право составления и выдачи официальных документов.
Работники здравоохранения, наделенные правом оформлять медицинские документы, которые могут предоставлять заинтересованным лицам определенные права и льготы либо освобождать от определенных обязанностей, относятся к категории должностных лиц. Это обусловлено тем обстоятельством, что их действия влекут за собой конкретные правовые последствия (правовой результат).
Фальсификация, выдача заведомо ложных официальных медицинских документов образует состав преступления, именуемого служебным подлогом.
Статья 292 УК РФ гласит:
"Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, — наказываются штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет".
Предмет преступления— информация, содержащаяся в официальных документах в широком смысле слова.
Официальными считаются документы, представляющие собой письменные акты, исходящие из ЛПУ и других учреждений или организаций системы здравоохранения и подписанные соответствующими должностными лицами. Такие документы должны иметь надлежащее правовое оформление и содержать необходимые реквизиты (штамп, печать, дату, номер, подпись).
Важным объединяющим признаком всех официальных документов является то, что они могут порождать для использующих их лиц определенные юридические последствия.
Объективная сторонаданного преступления выражается хотя бы в одном из следующих действий — подлог, подделка, подчистка документов ит.п.
Подлог документовзаключается в умышленном изменении содержания официального подлинного документа путем внесения в него ложных (фиктивных) сведений, дополнений, поправок, подчисток и т.п. (например, изменение даты рождения ребенка, обращения больного в лечебное учреждение, замена диагноза, поправки, подчистки в дневниках историй болезни умерших больных, фиктивные данные о проведении лабораторных и физикальных исследований).
К подлогу также относятся составление и выдача документов, содержание которых не соответствует действительности. Например, выдача листка нетрудоспособности здоровому человеку, выдача ложных справок о якобы тяжелом заболевании, необходимости постороннего ухода, о наличии беременности, о состоянии здоровья или перенесенной травме для получения пособия по социальному страхованию от несчастного случая и т.п.
Хирург ЦГБ В. решением суда был приговорен (по соответствующим статьям Уголовного кодекса) к длительному сроку лишения свободы с конфискацией имущества за неоднократное получение незаконного вознаграждения (взяток) при незаконной выдаче больничных листов здоровым людям, совершившим прогулы на работе.
Как служебный подлог расцениваются также случаи выдачи заведомо ложного свидетельства о рождении или смерти, внесение заведомо неправильных записей в официальные регистрационные книги и журналы (операционный, регистрации больных, поступивших в санпропускник больницы и т.п.), уничтожение историй болезни, карт амбулаторных больных, протоколов патологоанатомического вскрытия, карт вызова скорой помощи с последующей заменой их новыми, фиктивно выставленными медицинскими диагнозами и др.
Таким образом, объективная сторона служебного подлога, относящегося к формальным составам, включает действия, заключающиеся во внесении заведомо ложных сведений (не соответствующих действительности), а равно и во внесении исправлений, искажающих действительное содержание документов. При этом наступления конкретных вредных последствий подлога не требуется.
Подделка документов заключается в полном изготовлении фальшивого документа, сходного с подлинным, а также в изменении содержания документа путем подчистки, вытравливания, внесения в подлинный документ ложных сведений и др. Как показал анализ уголовных дел, практика данной категории, следственная и судебная, в основном идут по пути привлечения медицинских работников (врачей) за рассматриваемые деяния к уголовной ответственности по статье УК "служебный подлог".
В большинстве случаев субъектом данного преступления являлись заведующие отделениями ЛПУ.
Так, заведующий урологическим отделением городской больницы Ш. был привлечен к уголовной ответственности за служебный подлог и превышение служебных полномочий при следующих обстоятельствах. На протяжении 2 последних лет Ш. с целью снижения показателей смертности в отделении в ряде случаев вносил в истории болезни прооперированных и умерших в стационаре больных записи такого содержания: "больной по настоянию родственников выписан домой" или - "больной выписан из отделения в удовлетворительном состоянии" и т.п. Родственникам же вместе с телом умершего выдавались справки о смерти. Свои преступные действия Ш. пытался объяснить тем, что не мог отказывать в просьбах родственников не производить патологоанатомического вскрытия умерших.
С субъективной стороны данное должностное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Мотивами его могут быть как корыстные побуждения (получение материальной выгоды), так и иная личная заинтересованность (оказание услуги близким или знакомым и т.д.).
Итак, преступлением признаются сам факт внесения должностным лицом в официальный документ заведомо ложных сведений либо составление и выдача им заведомо ложного документа. При этом не имеет значения, удалось или не удалось виновному осуществить цель, ради которой был совершен подлог.
Субъектом служебного подлога, как подчеркивалось выше, могут быть должностные лица, а также лица, временно выступающие в качестве совершающих действия, влекущие за собой правовые последствия.
Необходимо подчеркнуть, что общественная опасностьрассматриваемого преступления, несмотря на относительно небольшой размер уголовного наказания, достаточно велика. Подобного рода деяния ведут к утрате доверия к деятельности должностных лиц в сфере здравоохранения и подрыву служебной дисциплины в медицинских учреждениях
Должностная халатность, в отличие от бытового понимания этого термина, представляет собой опасное преступление, способное причинить значительный ущерб интересам граждан и государства. Уголовный закон предусматривает за совершение данного преступления значительное наказание. Статья 293 УК РФ гласит:
"1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок в виде до 3 лет и без такового".
В случае смерти 2 лиц и более размер наказания в виде лишениям свободы увеличивается до 7 лет. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает 100 тыс. руб.
Относясь к категории должностных преступлений и являясь одним; из распространенных его видов, халатность в то же время отличается от других преступлений, совершаемых должностными лицами, объективной и субъективной сторонами. Во-первых, данное должностное преступление единственное, которое совершается по неосторожности (а не умышленно). Во-вторых, как правило, оно совершается в форме бездействия, а не активного общественно опасного действия. Законодатель под неисполнением служебных обязанностей понимает бездействие должностного лица, т.е. несовершение того, что оно должно было сделать. Нельзя вменять в вину должностному лицу несовершение им действий, которые не входили в его обязанности.
Ненадлежащее выполнениеслужебных обязанностей — это действия должностного лица в пределах обязанностей по службе, но выполненные не так, как этого требовали интересы порученного ему дела, т.е. нерадиво, формально, нечетко. Халатность, может выражаться как в единичном бездействии или действии, так и в систематической бездеятельности, характеризующей небрежное или недобросовестное отношение лица к своим служебным обязанностям (определенную линию поведения виновного).
Уголовная ответственность за халатность наступает при условии причинения существенного вреда, находящегося в причинно-следственной связи с упущениями должностного лица (состав преступления материальный).
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью в виде преступной небрежности (должностное лицо не предвидит вредных последствий своей плохой работы, хотя должно было и могло их предвидеть) или преступной самонадеянности (должностное лицеи предвидит возможность наступления вредных последствий своих действий или бездействия, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение). С субъективной стороны халатность характеризуется неосторожной виной.
Хотя следует признать, что иногда степень недобросовестного отношения к своим служебным обязанностям может достигать такого уровня, что трудно не предвидеть возможности наступления общественно опасных последствий. Относясь к последним безразлично, полагаясь лишь на «авось», виновный, скорее, совершает данное преступление в форме косвенного умысла, а не по неосторожности.
Субъектом преступления является только должностное лицо (главный врач, его заместители, заведующие отделениями, дежурный врач и т.д.).
В родильном отделении ЦГБ в результате вспышки инфекции (высеяны золотистый стафилококк и clebciella) тяжело заболели и умерли несколько новорожденных. Ведомственное расследование, а затем и следствие по возбужденному уголовному делу выявили в деятельности лечебного учреждения ряд грубых нарушений санитарного режима и трудового распорядка, приведших к случившемуся, а также способствовавших этому. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, халатность, проявившуюся в виде преступной самонадеянности, главный врач больницы С. был признан виновным и осужден городским судом к 2 годам лишения свободы (условно).
Рассматривая состав должностного преступления, предусмотренного ст. 203 УК. РФ, следует подчеркнуть, что в случаях, когда вредные последствия наступают в результате того, что должностное лицо по неопытности или недостаточной квалификации, или по иным не зависящим от него обстоятельствам не могло справиться с работой, нет оснований для обвинения его в халатности.
В соответствии с законодательством и судебной практикой действия, выполняемые как профессиональные функции, хотя бы и приводящие к существенному вреду, не могут оцениваться как халатность. В этой связи необоснованным считается применение ст. 206 УК РФ к случаям ненадлежащего лечения, постановки врачом неверного диагноза, неправильного производства операции и другим, обусловленным явной небрежностью, грубыми нарушениями медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей. Еще раз подчеркнем, что статья УК "Халатность" применима лишь к деяниям должностных лиц.
Трудности применения статьи уголовного кодекса "Халатность" применительно к медицинской деятельности связаны со слабой регламентацией в сфере здравоохранения, отсутствием современных, утвержденных Минздравсоцразвития РФ положений по всем категориям должностных лиц, в том числе требований к дежурным врачам с четким определением круга их должностных обязанностей. (Когда учебник уже был подписан в печать, Государственная Дума РФ приняла поправки, существенно ужесточающие наказания за служебный подлог и халатность.
Обязанности должностного лица определяются законами, подзаконными актами (инструкциями, положениями), трудовым соглашением (контрактом) или приказом вышестоящего лица (органа управления).
Для привлечения к уголовной ответственности за халатность необходимо устанавливать:
1) какие служебные права и обязанности были возложены на должностное лицо, и какими нормативными документами они были определены;
2) какие именно обязанности были не исполнены или исполнены ненадлежащим образом;
3) повлекло ли это деяние существенное нарушение прав и законных интересов;
4) имело ли должностное лицо реальную возможность (объективно и субъективно) для надлежащего исполнения служебных обязанностей.