Слуховой проводящий путь

ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

АНАТОМИЯ

ОРГАНОВ ЧУВСТВ

Учебное пособие для самостоятельной работы студентов

Оренбург 2008

Анатомия органов чувств - учебное пособие для самостоятельной работы студентов под редакцией доцента Н.И.Крамара и профессора Л.М.Железнова, Оренбург 2008. – 26 с.

Целесообразность создания данного пособия определяется в первую очередь достаточной сложностью темы. Кроме того, только хорошее знание анатомии органов чувств позволяет приступить к рассмотрению крайне важных в клиническом отношении разделов медицины – оториноларингологии и офтальмологии.

Пособие иллюстрировано оригинальными адаптированными схемами слухового, вестибулярного и зрительного путей, описание которых в доступной учебной литературе различными авторами трактуются неоднозначно и отличается значительными и излишними подробностями.

Данные указания включают контрольные вопросы к темам практических занятий, ответы на которые студент должен знать после самостоятельной проработки материала, представлен перечень наглядных пособий с указанием образований, которых на них должны быть продемонстрированы и прокомментированы. Дан перечень таблиц и других наглядных пособий, на которых студент должен уметь найти и показать конкретные анатомические образования.

Пособие рекомендуется студентам всех факультетов медицинских вузов, врачам-отоларингологам и офтальмологам.

Авторский коллектив: профессор Железнов Л.М., доцент Крамар Н.И.,

Ассистент, к.м.н. Луцай Н.Д.

Рецензенты: заведующий кафедрой ЛОР болезней, профессор И.А.Шульга, заведующий кафедрой глазных болезней, профессор А.И.Кирилличев

© Все права защищены. Ни одна часть данного пособия не может быть занесена в память компьютера или воспроизведена любым средством без предварительного письменного согласия авторов.

Тема: «СТРОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНА СЛУХА И

РАВНОВЕСИЯ»

Контрольные вопросы

1. Отделы органа слуха и равновесия.

2. Наружное ухо (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка).

3. Среднее ухо (барабанная полость, слуховая труба, слуховые косточки и мышцы).

4. Внутреннее ухо (костный и перепончатый лабиринты).

5. Пути проведения звука.

6. Слуховой проводящий путь (сознательная и бессознательная порции).

7. Вестибулярный проводящий путь (сознательная и бессознательная порции).

8. Филогенез органа слуха и равновесия.

9. Онтогенез органа слуха и равновесия, его основные аномалии развития.

Набор препаратов

1. Череп в целом

2. Височная кость

3. Муляж органа слуха и равновесия (разборный)

3. Ствол головного мозга.

4. Сагиттальный разрез головного мозга.

5. Базальные ядра коры больших полушарий.

6. Таблица схемы слухового проводящего пути

Показать

1. На черепе и височной кости:

• наружный слуховой проход;

• внутренний слуховой проход;

• крышу барабанной полости;

• сосцевидный отросток и треугольник Шипо;

• сонный канал;

• яремное отверстие.

2. На разборном муляже органа слуха и равновесия и таблицах:

- элементы строения наружного уха:

а. ушную раковину с ее завитком, противозавитком, козелком,

противокозелком, долькой;

б. наружный слуховой проход с его хрящевой и костной частями;

в. барабанную перепонку;

- элементы строения среднего уха:

а. стенки барабанной полости:

• латеральную (перепончатую);

• верхнюю (покрышечную);

• переднюю (сонную);

• заднюю (сосцевидную);

• медиальную (лабиринтную) с ее преддверным и улитковым окнами;

• надбарабанный карман;

б. сообщения барабанной полости:

• на задней стенке с пещерой сосцевидного отростка;

• на передней стенке барабанное отверстие слуховой трубы;

в. содержимое барабанной полости:

• слуховые косточки (молоточек, наковальню и стремечко);

• соединения слуховых косточек: суставы (наковальне-молоточковый,

наковальне- стременной) и синдесмозы ( между основанием стремечки о краями

преддверного окна, между молоточком и барабанной перепонкой).

• мышцу стремечка и мышцу, напрягающую барабанную перепонку;

г. слуховую трубу с ее костной и хрящевой частями, барабанным и глоточным

отверстиями;

- элементы строения внутреннего уха:

а. структуры костного лабиринта:

• преддверие с его элементы:

- преддверный гребешок;

- эллиптический и сферический карманами,

- сообщения с полукружными каналами;

- сообщение с каналом улитки;

- преддверное окно с основанием стремечка;

- улитковое окно с вторичной барабанной перепонкой;

• полукружные каналы (передний, задний, латеральный) с их простыми,

ампулярными и общей ножками;

• улитку с ее основанием, куполом, стержнем, спиральной пластинкой и

спиральным каналом;

б. части перепончатого лабиринта:

• полукружные протоки (передний, задний и латеральный) и их ампулярными

гребешками;

• маточку и мешочек с их пятнами;

• маточково-мешочковый проток;

• улитковый проток с его:

- наружной стенкой;

- преддверной стенкой;

- барабанной стенкой и кортиевым органом;

• соединяющий проток;

в. перилимфатическое пространство полукружных каналов, преддверия и улитки

(преддверная и барабанная лестницы, геликотрема);

г. эндолимфатическое пространство

3. На препаратах ствола головного мозга, базальных ядер и полушарий:

• мосто-мозжечковы угол;

• мост;

• треугольник петли перешейка ромбовидного мозга;

• нижние холмики среднего мозга с их ручкой;

• медиальные коленчатые тела;

• заднюю ножку внутренней капсулы.

• верхнюю височную извилину.

Зарисовать и обозначить:

1. Схему костного и перепончатого лабиринтов

2. Схему слухового проводящего пути

3. Схему вестибулярного пути

Записать латинские, греческие и авторские названия:

1. Ухо – auris (лат.), otos (греч.);

2. Преддверная мембрана – membrane vestibularis (лат.), мембрана Рейсснера (авт.);

3. Наружная и внутренняя поверхности верхней височной извилины- извилина Гешля (авт.).

4. Спиральный орган – organum spirale (лат.), кортиев орган (авт.).

Контрольные вопросы к лекционному материалу

1. Значение и функция органа слуха и равновесия.

2. Этапы филогенеза органа слуха и равновесия.

3. Онтогенез органа зрения:

• источники и процесс образования ушной раковины, наружного слухового прохода

и барабанной перепонки наружного уха;

• источники и процесс образования слуховой трубы, барабанной полости, слуховых

косточек и слуховых мышц среднего уха;

• источники и процесс формирования перепончатого и костного лабиринтов

внутреннего уха.

4. Основные аномалии развития органа слуха и равновесия:

• врожденная глухота – последствие глубокого нарушения формирования

внутреннего уха и его связей;

• врожденная тугоухость – следствие неполного рассасывания эмбриональной

соединительной ткани вокруг слуховых косточек;

• расположение ушных раковин на шее, изменения формы ушных раковин –

результат неправильной трансформации материала I и II жаберных дуг.

Слуховой проводящий путь

Общая характеристика – чувствительный (орган слуха человека воспринимает звуки в диапазоне 15гц – 20000 гц.), сознательный, 3-х нейронный, перекрещенный.

I нейрон – биполярные клетки спирального ганглия. Их дендриты заканчиваются на волосковых сенсорных (нейросенсорных) клетках кортиево органа. Аксоны формируют улитковую часть преддверно-улиткового нерва, в области мостомозжечкового угла они входят в мост, где переключаются на тела II нейронов.

II нейроны – клетки вентрального и дорзального улитковых ядер. АксоныII нейронов переходят на противоположную сторону с формированием трапециевидного тела (аксоны клеток вентрального улиткового ядра) и мозговых (слуховых) полосок (аксоны клеток дорзального улиткового ядра). После перекреста аксоныII нейронов объединяются в латеральную петлю, проводники которой переключаются на тела III нейронов.

III нейроны –клетки медиального коленчатого тела (подкорковый центр слуха промежуточного мозга). Их аксоны через заднюю ножку внутренней капсулы приходят в кору верхней височной извилины (извилина Гешля) – корковый конец слухового анализатора I сигнальной системы (передний отдел извилины) и корковый конец слухового анализатора устной речи II сигнальной системы (задний отдел извилины).

Часть проводников латеральной петли (бессознательная порция) проходят медиальное коленчатое тело транзитом, проходят в составе ручки нижнего холмика и переключаются на клетки nuclei tecti (подкорковые центры слуха среднего мозга) с целью замыкания дуги «старт-рефлекса» (ориентировочного рефлекса) в ответ на слуховое раздражение.

Наши рекомендации