МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ. Дисциплина – Фармакология
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПО ФАРМАКОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Дисциплина – Фармакология
Специальность – лечебное дело 060101
Форма обучения – очная
Разработчик: ______________________________Пономарёва Г.П.
МР рассмотрена и утверждена на заседании кафедры от 29.08.2013 №1
Заведующий кафедрой _______________________ И.А. Волчегорский
Практическое занятие № 1
Тема: Рецепт. Структура рецепта. Твердые лекарственные формы.
Цели занятия:
Профессиональные
1. Изучить основные положения приказа № 1175 МЗ РФ от 20 декабря 2012 г. «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (образцы рецептурных бланков), приказа № 54 от 1 августа 2012 г. «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления», приказа № 785 МЗ РФ, Список II и Список III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, Постановление Правительства РФ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
2. Изучить Приказ Минздрава РФ от 12 ноября 1997 г. N 330 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ" (с изменениями от 9 января 2001 г., 16 мая 2003 г., 26 июня 2008 г.)
3. Усвоить виды рецептурных бланков, структуру рецепта и правильность заполнения каждой части рецептурного бланка.
4. Овладеть практическим навыком выписывания рецептов на твердые лекарственные формы – порошков, таблеток, гранул, капсул, драже.
Воспитательные
Рассмотреть этические вопросы при выписывании твердых лекарственных средств гериатрическим больным
Базисные знания:Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения некоторых вопросов по смежным дисциплинам, в частности, по латинскому языку и математике.
Студент должен овладеть навыками:
- работы с приказами и инструкциями МЗ РФ
- ориентироваться в выборе формы рецепторного бланка
- выписывать рецепты на лекарственные средства в соответствии с заданиями по твердым лекарственным формам
Учебная карта занятия:
1. Ознакомление с приказами и инструкциями МЗ РФ
2. Изучение материала по выписыванию твердых лекарственных форм
Порошки:
а) для наружного применения
-присыпка простая
-присыпка сложная
б) для внутреннего употребления
-простой не дозированный
-официнальный не дозированный
-дозированные простые, сложные, с малым весом, из лекарственного растительного сырья
в) наполнители
применяемые в сложных присыпках (оксид цинка, тальк, крахмал, белая глина)
применяемые в порошках для приема внутрь (сахар, глюкоза, натрия гидрокарбонат)
г) порошки для инъекций
Капсулы:
а) желатиновые
б) крахмальные
Таблетки:
а) простые
б) официнальные
Драже
Гранулы
3. Контролируемый тренинг
4.После изучения материала по выписыванию твердых лекарственных форм и контролируемого тренинга, студенты получают индивидуальные задания и выполняют их письменно.
Задание по фармакотерапии:
Выписать в рецептах:
1. 20,0 присыпки стрептоцида для нанесения на пораженные участки кожи.
2. 50,0 присыпки, содержащей 40% окиси цинка, для обработки ожоговой поверхности.
3. 10 порошков по 0,5 ацетилсалициловой кислоты для приема по 1 порошку при лихорадке.
20 порошков по 0,05 кислоты аскорбиновой для приема внутрь по 1 порошку 3 раза в день.
4. 10 порошков из листьев наперстянки по 0,05. Назначить по 1 порошку 2 раза в день.
5. 30 желатиновых капсул по 0,25 ампиокса. Для приема по 2 капсулы 4 раза в день.
6. 10 таблеток метамизола натрия [анальгина] по 0,5 для приема по 1 таблетке при головной боли.
7. 20 официнальных таблеток валидола. Рассасывать под языком по 1 таблетке при болях в области сердца.
8. 30 драже хлорпромазина [аминазина] по 25 мг для приема внутрь по 1 драже 2 раза в день после еды.
9. 100,0 гранул глицерофосфата. Дозировать по 1 мерной ложке внутрь 2 раза в день, предварительно растворив в половине стакана теплой воды.
Вопросы для подготовки к занятию:
1.Рецепт, его структура, правила выписывания рецептов в соответствии с приказами МЗ России № 1175 от 20 декабря 2012 г. «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (образцы рецептурных бланков), приказ №54 от 1 августа 2012 г. «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления». Виды рецептурных бланков.
2. Понятие о лекарственной форме. Классификация лекарственных форм.
3. Твердые лекарственные формы: порошки (простые и сложные, для наружного применения и для приема внутрь, разделенные и неразделенные), правила выписывания.
4. Определение таблеток, способы прописи простых, сложных, официнальных таблеток. Применение.
5. Драже: характеристика, возможные прописи, особенности применения.
6. Капсулы, их виды, пропись и применение. Определение гранул, правила выписывания.
Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:
- практический навык врачебной рецептуры по выписыванию твердых лекарственных форм
- выполнять текстовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.
- навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ