МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ. Дисциплина – Фармакология

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ФАРМАКОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Дисциплина – Фармакология

Специальность – лечебное дело 060101

Форма обучения – очная

Разработчик: ______________________________Пономарёва Г.П.

МР рассмотрена и утверждена на заседании кафедры от 29.08.2013 №1

Заведующий кафедрой _______________________ И.А. Волчегорский

Практическое занятие № 1

Тема: Рецепт. Структура рецепта. Твердые лекарственные формы.

Цели занятия:

Профессиональные

1. Изучить основные положения приказа № 1175 МЗ РФ от 20 декабря 2012 г. «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (образцы рецептурных бланков), приказа № 54 от 1 августа 2012 г. «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления», приказа № 785 МЗ РФ, Список II и Список III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681, Постановление Правительства РФ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

2. Изучить Приказ Минздрава РФ от 12 ноября 1997 г. N 330 "О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ" (с изменениями от 9 января 2001 г., 16 мая 2003 г., 26 июня 2008 г.)

3. Усвоить виды рецептурных бланков, структуру рецепта и правильность заполнения каждой части рецептурного бланка.

4. Овладеть практическим навыком выписывания рецептов на твердые лекарственные формы – порошков, таблеток, гранул, капсул, драже.

Воспитательные

Рассмотреть этические вопросы при выписывании твердых лекарственных средств гериатрическим больным

Базисные знания:Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения некоторых вопросов по смежным дисциплинам, в частности, по латинскому языку и математике.

Студент должен овладеть навыками:

- работы с приказами и инструкциями МЗ РФ

- ориентироваться в выборе формы рецепторного бланка

- выписывать рецепты на лекарственные средства в соответствии с заданиями по твердым лекарственным формам

Учебная карта занятия:

1. Ознакомление с приказами и инструкциями МЗ РФ

2. Изучение материала по выписыванию твердых лекарственных форм

Порошки:

а) для наружного применения

-присыпка простая

-присыпка сложная

б) для внутреннего употребления

-простой не дозированный

-официнальный не дозированный

-дозированные простые, сложные, с малым весом, из лекарственного растительного сырья

в) наполнители

применяемые в сложных присыпках (оксид цинка, тальк, крахмал, белая глина)

применяемые в порошках для приема внутрь (сахар, глюкоза, натрия гидрокарбонат)

г) порошки для инъекций

Капсулы:

а) желатиновые

б) крахмальные

Таблетки:

а) простые

б) официнальные

Драже

Гранулы

3. Контролируемый тренинг

4.После изучения материала по выписыванию твердых лекарственных форм и контролируемого тренинга, студенты получают индивидуальные задания и выполняют их письменно.

Задание по фармакотерапии:

Выписать в рецептах:

1. 20,0 присыпки стрептоцида для нанесения на пораженные участки кожи.

2. 50,0 присыпки, содержащей 40% окиси цинка, для обработки ожоговой поверхности.

3. 10 порошков по 0,5 ацетилсалициловой кислоты для приема по 1 порошку при лихорадке.

20 порошков по 0,05 кислоты аскорбиновой для приема внутрь по 1 порошку 3 раза в день.

4. 10 порошков из листьев наперстянки по 0,05. Назначить по 1 порошку 2 раза в день.

5. 30 желатиновых капсул по 0,25 ампиокса. Для приема по 2 капсулы 4 раза в день.

6. 10 таблеток метамизола натрия [анальгина] по 0,5 для приема по 1 таблетке при головной боли.

7. 20 официнальных таблеток валидола. Рассасывать под языком по 1 таблетке при болях в области сердца.

8. 30 драже хлорпромазина [аминазина] по 25 мг для приема внутрь по 1 драже 2 раза в день после еды.

9. 100,0 гранул глицерофосфата. Дозировать по 1 мерной ложке внутрь 2 раза в день, предварительно растворив в половине стакана теплой воды.

Вопросы для подготовки к занятию:

1.Рецепт, его структура, правила выписывания рецептов в соответствии с приказами МЗ России № 1175 от 20 декабря 2012 г. «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (образцы рецептурных бланков), приказ №54 от 1 августа 2012 г. «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления». Виды рецептурных бланков.

2. Понятие о лекарственной форме. Классификация лекарственных форм.

3. Твердые лекарственные формы: порошки (простые и сложные, для наружного применения и для приема внутрь, разделенные и неразделенные), правила выписывания.

4. Определение таблеток, способы прописи простых, сложных, официнальных таблеток. Применение.

5. Драже: характеристика, возможные прописи, особенности применения.

6. Капсулы, их виды, пропись и применение. Определение гранул, правила выписывания.

Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

- практический навык врачебной рецептуры по выписыванию твердых лекарственных форм

- выполнять текстовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.

- навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Наши рекомендации