IY. Оценка эпидемиологической значимости групп населения

Проводится по сумме ранговых значений риска заболеть и доли заболевших

Группы населения Интенсивные показатели в группах Ранговые значения Экстенсивные показатели в группах Ранговые значения Сумма рангов
ДДУ 1-2 года 502,4±200,0 2,5 4,4 ±1,8 7,5
ДДУ 3-6 ет 242,7±65,1 2,5 10,2±2,6 3,5
Н/о до 6 лет 859,7±129,1 32,1±4,0 1,5 2,5
Школьники 100,0±22,1 15,3±3,1 3,5 7,5
Взрослые 50,2±7,0 38,0±4,1 1,5 6,5

Наибольшая эпидемиологическая значимость у группы неорганизованных детей до 6 лет, на втором месте дети , посещающие детские дошкольные учреждения, за ними следуют взрослые – 3 место и на 4 месте –группы школьников и детей, «организованных» в возрасте 1-2 года с одинаковой эпидемиологической значимостью.

Y. Описание заболеваемости в группах населения, выделенных по признаку «места».

В научной и практической работе этот раздел анализа чаще называют «анализом заболеваемости по территории»

Признаки «места» весьма многочисленны и ими могут быть любые признаки, позволяющие определить территориальную «привязанность» отдельного случая. Сравнение уровней заболеваемости населения разных территорий позволяет распределить их по степени риска заболеть какой-либо болезнью. Так же как и при группировке по признакам времени, наибольшей эпидемиологической информативностью обладают данные, полученные при территориальной группировке, учитывающей место действия факторов риска.

Содержание и методы изучения заболеваемости групп, выделенных по признаку «места» не отличаются от содержания и методов, применявшихся при анализе заболеваемости групп, выделенных по индивидуальным признакам. При необходимости выявляются и сравниваются различные особенности распределений годовых и месячных показателей заболеваемости, как всего населения изучаемых территорий, так и разных групп на тех же территориях. Различия состоят в том, что применяются:

· дополнительная статистическая обработка (метод стандартизации) общих показателей заболеваемости населения сравниваемых территорий, связанная с тем, что нередко приходится сравнивать показатели заболеваемости населения территорий с различной демографической структурой.

· дополнительные способы графического отображения данных: построение картограмм и картодиаграмм.

Тема занятия: НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ(выявление и оценка факторов риска).

Цель занятия: Изучить основные способы выявления и оценки причин (факторов риска) заболеваний различной этиологии.

В результате изучения темы студенты должны знать:

ü классификацию наблюдательных аналитических эпидемиологических исследований;

ü принцип аналитических эпидемиологических исследований;

ü классификацию причин и возможные следствия болезней;

ü общенаучные методы познания, отличие наблюдения от эксперимента, область приложения гипотез исследователя;

ü принцип проведения ретроспективных и «проспективных» эпидемиологических исследований;

ü принцип сплошных и выборочных эпидемиологических исследований;

ü этапы проведения когортного исследования, четыре схемы;

ü достоинства и недостатки когортного исследования;

ü этапы проведения исследований случай-контроль;

ü достоинства и недостатки исследования случай-контроль;

ü принцип проведения экологических исследований;

ü принцип проведение ретроспективного эпидемиологического анализа;

ü принцип проведения одномоментные исследование

В результате изучения темы студенты должны уметь:

Ø оценивать правильность организации и проведения наблюдательных аналитических исследований;

Ø проводить логическую и статистическую обработку данных, полученных в результате когортных и случай-контроль исследованиях;

Перечень вопросов для изучения темы:

1. Какие цели в эпидемиологии реализуются благодаря эпидемиологическим исследованиям?

2. Что является результатом проведенного аналитического исследования?

3. Сравнительная характеристика исследования случай-контроль и когортного исследования.

4. Организация когортных исследований:

o определение популяции, из которой будет формироваться когорта и процесс ее формирования;

o выявление факта воздействия каждого из изучаемых факторов риска на каждое лицо когорты и заполнение первичных учетных документов;

o определение периода наблюдения за когортой;

o формирование основных и контрольных групп;

o динамическая оценка и учет состояния здоровья лиц, включенных в когорту;

o статистический и логический анализ полученных данных.

5. Источники случайных и систематических ошибок в когортных исследованиях;

6. Эпидемиологический смысл абсолютного риска, атрибутивного риска, относительного риска, этиологической доли, добавочного популяционного риска.

7. Организация исследований случай-контроль:

o определение генеральной совокупности (популяции);

o формирование основной и контрольной групп;

o выявление в основной и контрольной группах лиц, подвергавшихся и не подвергавшихся воздействию предполагаемых факторов риска;

o статистический и логический анализ полученных данных и формулирование выводов;

8. Эпидемиологический смысл вероятности воздействия изучаемого фактора, шансов и показателя отношения шансов.

9. Источники случайных и систематических ошибок в исследовании случай-контроль.

10. Отличие экологического (корреляционного) исследования от исследований случай-контроль и когортного.

11. Место ретроспективного эпидемиологического анализа в работе врача-эпидемиолога санитарной службы.

12. Цель одномоментных эпидемиологических исследований.

I

Классификация эпидемиологических исследований по целям исследования и общенаучным методам:

II

Наши рекомендации