IY. Оценка эпидемиологической значимости групп населения
Проводится по сумме ранговых значений риска заболеть и доли заболевших
Группы населения | Интенсивные показатели в группах | Ранговые значения | Экстенсивные показатели в группах | Ранговые значения | Сумма рангов |
ДДУ 1-2 года | 502,4±200,0 | 2,5 | 4,4 ±1,8 | 7,5 | |
ДДУ 3-6 ет | 242,7±65,1 | 2,5 | 10,2±2,6 | 3,5 | |
Н/о до 6 лет | 859,7±129,1 | 32,1±4,0 | 1,5 | 2,5 | |
Школьники | 100,0±22,1 | 15,3±3,1 | 3,5 | 7,5 | |
Взрослые | 50,2±7,0 | 38,0±4,1 | 1,5 | 6,5 |
Наибольшая эпидемиологическая значимость у группы неорганизованных детей до 6 лет, на втором месте дети , посещающие детские дошкольные учреждения, за ними следуют взрослые – 3 место и на 4 месте –группы школьников и детей, «организованных» в возрасте 1-2 года с одинаковой эпидемиологической значимостью.
Y. Описание заболеваемости в группах населения, выделенных по признаку «места».
В научной и практической работе этот раздел анализа чаще называют «анализом заболеваемости по территории»
Признаки «места» весьма многочисленны и ими могут быть любые признаки, позволяющие определить территориальную «привязанность» отдельного случая. Сравнение уровней заболеваемости населения разных территорий позволяет распределить их по степени риска заболеть какой-либо болезнью. Так же как и при группировке по признакам времени, наибольшей эпидемиологической информативностью обладают данные, полученные при территориальной группировке, учитывающей место действия факторов риска.
Содержание и методы изучения заболеваемости групп, выделенных по признаку «места» не отличаются от содержания и методов, применявшихся при анализе заболеваемости групп, выделенных по индивидуальным признакам. При необходимости выявляются и сравниваются различные особенности распределений годовых и месячных показателей заболеваемости, как всего населения изучаемых территорий, так и разных групп на тех же территориях. Различия состоят в том, что применяются:
· дополнительная статистическая обработка (метод стандартизации) общих показателей заболеваемости населения сравниваемых территорий, связанная с тем, что нередко приходится сравнивать показатели заболеваемости населения территорий с различной демографической структурой.
· дополнительные способы графического отображения данных: построение картограмм и картодиаграмм.
Тема занятия: НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ(выявление и оценка факторов риска).
Цель занятия: Изучить основные способы выявления и оценки причин (факторов риска) заболеваний различной этиологии.
В результате изучения темы студенты должны знать:
ü классификацию наблюдательных аналитических эпидемиологических исследований;
ü принцип аналитических эпидемиологических исследований;
ü классификацию причин и возможные следствия болезней;
ü общенаучные методы познания, отличие наблюдения от эксперимента, область приложения гипотез исследователя;
ü принцип проведения ретроспективных и «проспективных» эпидемиологических исследований;
ü принцип сплошных и выборочных эпидемиологических исследований;
ü этапы проведения когортного исследования, четыре схемы;
ü достоинства и недостатки когортного исследования;
ü этапы проведения исследований случай-контроль;
ü достоинства и недостатки исследования случай-контроль;
ü принцип проведения экологических исследований;
ü принцип проведение ретроспективного эпидемиологического анализа;
ü принцип проведения одномоментные исследование
В результате изучения темы студенты должны уметь:
Ø оценивать правильность организации и проведения наблюдательных аналитических исследований;
Ø проводить логическую и статистическую обработку данных, полученных в результате когортных и случай-контроль исследованиях;
Перечень вопросов для изучения темы:
1. Какие цели в эпидемиологии реализуются благодаря эпидемиологическим исследованиям?
2. Что является результатом проведенного аналитического исследования?
3. Сравнительная характеристика исследования случай-контроль и когортного исследования.
4. Организация когортных исследований:
o определение популяции, из которой будет формироваться когорта и процесс ее формирования;
o выявление факта воздействия каждого из изучаемых факторов риска на каждое лицо когорты и заполнение первичных учетных документов;
o определение периода наблюдения за когортой;
o формирование основных и контрольных групп;
o динамическая оценка и учет состояния здоровья лиц, включенных в когорту;
o статистический и логический анализ полученных данных.
5. Источники случайных и систематических ошибок в когортных исследованиях;
6. Эпидемиологический смысл абсолютного риска, атрибутивного риска, относительного риска, этиологической доли, добавочного популяционного риска.
7. Организация исследований случай-контроль:
o определение генеральной совокупности (популяции);
o формирование основной и контрольной групп;
o выявление в основной и контрольной группах лиц, подвергавшихся и не подвергавшихся воздействию предполагаемых факторов риска;
o статистический и логический анализ полученных данных и формулирование выводов;
8. Эпидемиологический смысл вероятности воздействия изучаемого фактора, шансов и показателя отношения шансов.
9. Источники случайных и систематических ошибок в исследовании случай-контроль.
10. Отличие экологического (корреляционного) исследования от исследований случай-контроль и когортного.
11. Место ретроспективного эпидемиологического анализа в работе врача-эпидемиолога санитарной службы.
12. Цель одномоментных эпидемиологических исследований.
I
Классификация эпидемиологических исследований по целям исследования и общенаучным методам:
II