Определить их значение для понимания причин и механизмов развития болезней у человека

Рабочая тетрадь

к практическим занятиям

по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»

для студентов 3 курсаспециальности 060101 Лечебное дело

Киров, 2014

Печатается по решению Центрального методического совета Кировской государственной медицинской академии (протокол № от 2014)

Рабочая тетрадь к практическим занятиям по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»Учебно-методическое пособие для студентов 3 курса специальности «Лечебное дело» и «Педиатрия» / Сост. Кушкова Н.Е., Спицин А.П., Бяков И.С., Негодяева Н.Л. – Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2014. - 83 с.

В рабочей тетради представлены цели, задачи, методика проведения и схема представления результатов лабораторных работ, проводимых в ходе изучения дисциплины «Патофизиология, клиническая патофизиология». Пособие предназначено для студентов медицинских вузов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия».

Рецензенты: профессор кафедры нормальной физиологии Московского государственного медико-стоматологического университета, доктор медицинских наук, профессор Л.Е. Дерягина;

руководитель отделения экспериментальной медицины ФГУ «ННИИТО» МЗСР РФ, доктор медицинских наук, профессор С.П. Перетягин

© – Кушкова Н.Е., Спицин А.П., Бяков И.С., Негодяева Н.Л. Киров, 2014

© ГБОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия Минздрава России, 2014

Методические указания

Рабочая тетрадь содержит изложение целей, методик выполнения учебных экспериментов, которые проводятся на практических занятиях в ходе изучения дисциплины «Патофизиология, клиническая патофизиология», а также таблицы, графики для записи результатов лабораторных работ.

Перед началом эксперимента следует ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия и понять цель его проведения. Эксперимент проводится под контролем преподавателя строго согласно описанной методике с соблюдением основных этапов: определение показателей исходного фона, осуществление экспериментального воздействия, регистрация показателей в динамике. Полученные результаты вносятся в соответствующие таблицы, графики, схемы, представленные в рабочей тетради.

После проведения учебного эксперимента студент должен самостоятельно сформулировать и внести в рабочую тетрадь выводы, исходя из целей и полученных результатов. Вывод должен объяснять этиологию и механизмы наблюдаемых явлений.

В конце каждого занятия рабочая тетрадь предъявляется преподавателю для проверки правильности выполнения работы и точности формулирования выводов.

Тема:Вводное занятие. Предмет, структура, задачи, методы патофизиологии.

Лабораторная работа №1. Экспериментальная модель изучения влияния на организм снижения парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе (гипобарическая гипоксия, горная болезнь).

Цель: изучить патогенез, проявления и патогенетическую терапию горной болезни, продемонстрировать 3 фазы патофизиологического эксперимента.

Методика проведения: опытное животное (мышь) помещают под стеклянный колпак вакуумной камеры и откачивают воздух насосом Комовского, имитируюя подъем на высоту. Регистрируют и сравнивают изменение частоты и характера дыхания, двигательной активности, окраски кожи и слизистых на разных высотах, отмечают появление судорог у животного.

При появлении тяжелых симптомов горной болезни (6-8 тыс. м) в камеру добавляют кислород с повышенным содержанием СО2.

Результаты эксперимента заносят в таблицу 1 и отображают графически. Рассчитывают уровни рО2, при которых появляются первые признаки высотной болезни (увеличение частоты и глубины дыхательных движений, бледность кожи и слизистых, изменение реакции на сильный и слабый звуковой раздражитель) и тяжелые клинические проявления горной болезни (шаткая походка, клонико-тонические судороги, восходящий паралич, периодическое дыхание, редкие глубокие «вздохи» (терминальное дыхание «гаспинг»).

Сделать вывод, сравнивая показатели исходного фона и при подъеме на высоту. Указать, на какой высоте развились адаптивно-компенсаторные и патологические реакции, охарактеризовать эти реакции. Отметить величину атмосферного барометрического давления и рассчитать парциальное давление кислорода на исследуемых высотах.

Пример: рассчитать pO2 в воздухе на высоте 7000 м при нормальном содержании О2 в воздухе - 21% .

Расчет: на высоте 7000 м атмосферное барометрическое давление составляет 303 мм рт ст. Для расчета парциального давления кислорода (pO2) составляем пропорцию:

303 мм рт ст - 100% (содержание всех газов в газовой смеси)

X мм рт.ст. - 21% (содержание О2 в газовой смеси)

303 мм рт ст х 21%

Х = ----------------------------------- = 63 мм рт.ст. (pO2 на высоте 7000 м).

100%

Результаты:

Таблица 1. Изменение физиологических функций у животного в зависимости от высоты подъема и под влиянием смеси О2 и СО2 на фоне тяжелых симптомов горной болезни.

Высота подъема (м) Атмосферное давление (мм рт.ст.) рО2 (мм рт.ст.) Частота и характер дыхания Окраска кожи и слизистых Двигательная активность и ее нарушения Реакция на сильный и слабый раздражитель
0 (фон)        
         
         
         
         
Добав-ление СО22            

График 1. Изменение частоты дыхания при подъеме на высоту.

 
  Определить их значение для понимания причин и механизмов развития болезней у человека - student2.ru

ЧДД (в мин)

 
  Определить их значение для понимания причин и механизмов развития болезней у человека - student2.ru

Высота (м)

0 3000 5000 7000 9000

Вывод:

Лабораторная работа №2. Значение парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе в возникновении горной болезни (опыт Бэра).

Цель: установить этиологический фактор горной болезни.

Методика проведения: опытное животное помещают под стеклянный колпак вакуумной камеры и при помощи насоса Комовского заменяют часть воздуха в ней на кислород. Для этого откачивают из камеры половину воздуха (снижают барометрическое давление до 380 мм рт.ст.) и добавляют чистый кислород из кислородной подушки до восстановления атмосферного давления. После этого, откачивают газовую смесь, имитируя подъем на высоту. Результаты заносят в таблицу №2. Контролем служат результаты опыта №1.

Таблица 2. Изменение физиологических функций у мышей при уменьшении барометрического давления в атмосферном воздухе и в газовой смеси с повышенным рО2

Высота подье-ма (м) Атм. давление (мм рт. ст.) рО2 (мм рт. ст.) Частота и характер дыхания Окраска кожи и слизистых Двигатель-ная активность
опыт контр опыт контр опыт контр опыт контр
0 (фон)            
           
           

Сделать вывод, в котором указать этиологический фактор горной болезни, проиллюстрировать это данными эксперимента. Рассчитать pО2 на разных высотах при частичной (на 50%) замене воздуха на кислород.

Пример: рассчитать pO2 в воздухе на высоте 7000 м при содержании О2 - 50% и атм. давлении воздуха на высоте 7000 м - 303 мм рт. ст.

Пример расчета: на высоте 7000 м атмосферное барометрическое давление составляет 303 мм рт ст. Для расчета парциального давления кислорода (pO2) составляем пропорцию:

303 мм рт ст - 100% (содержание всех газов в газовой смеси)

X мм рт.ст. - 50% (содержание О2 в газовой смеси)

303 мм рт ст х 50%

Х = ---------------------------------------- = 151,5 мм рт ст (pO2 на высоте 7000 м).

100%

Вывод:

Лабораторная работа №3. Влияние декомпрессии на растворимость газов в воде.

Цель: пронаблюдать образование пузырьков газа в жидкости при быстром снижении барометрического давления, указать значение данного явления при высотной и кессонной болезни.

Методика проведения: стакан с водой помещают под колпак вакуумной камеры и при помощи насоса Комовского откачивают воздух, быстро снижая барометрическое давление. Отмечают "высоту", на которой в жидкости появляются пузырьки газа, затем увеличивают барометрическое давление до нормального и прослеживают за их исчезновением. Делают вывод с указанием влияния данного явления на органы и ткани.

Вывод:

Тема:Повреждение клетки.

Лабораторная работа №4 «Оценка жизнеспособности лейкоцитов крови методом Шрека».

Цель: Изучить изменения проницаемости клеточных мембран лейкоцитов при холодовом повреждении.

Методика: метод Шрека используют для оценки жизнеспособности клеток после глубокого замораживания. Для этого взвесь клеток (лейкоцитов) помещают в морозильную камеру холодильника при температуре –4оС и хранят в течение 12 часов. Затем взвесь лейкоцитов размораживают и каплю взвеси помещают на предметное стекло. Добавляют 1 каплю 1% раствора эозина, накрывают предметным стеклом и микроскопируют при большом увеличении. Определяют процентное содержание эозинрезистентных (живых) клеток, имеющих голубоватую окраску. Лейкоциты с поврежденной мембраной окрашены в розовый цвет.

Определить процентное содержание поврежденных клеток до и после замораживания. Определить выживаемость лейкоцитов после замораживания по формуле:

В

Выживаемость = -------- х 100%, где

А

А - содержание неповрежденных клеток до замораживания

В - содержание неповрежденных клеток после замораживания

Сделать вывод об изменении проницаемости и сорбционных свойств клеток, зарисовать нормальные и поврежденные клетки.

Результаты:

Содержание и выживаемость лейкоцитов до и после замораживания.

Содержание неповрежденных клеток до замораживания (%) Содержание неповрежденных клеток после замораживания (%) Выживаемость (%)
     

Зарисуйте нормальные и поврежденные лейкоциты после замораживания.

   

Вывод:

Тема:Типовые нарушения органно-тканевого кровообращения и микроциркуляции.

Лабораторная работа №5 «Нейропаралитическая артериальная гиперемия в плавательной перепонке лягушки».

Цель: изучить роль нервной регуляции в патогенезе нейропаралитической артериальной гиперемии.

Методика проведения: лягушку обездвижить. Отпрепарировать седалищный нерв и взять его на лигатуру. Затем над средним отверстием препаровального столика расправить перепонку задней лапки и пронаблюдать под микроскопом картину нормального кровообращения, оценивая по 4-балльной шкале: величину просвета артериол, количество функционирующих капилляров, ли­нейную скорость кровотока, объемную скорость кровотока.

После этого перерезать седалищный нерв, в составе которого идут сосудосуживающие волокна, и проследить за развитием артериальной гиперемии, отмечая каждые 5 минут изменение показателей по 4-балльной шкале (в крестах). Картину гиперемии зарисовать.

Динамика изменений микроциркуляции при артериальной гиперемии.

Микроскопические признаки Фон Гиперемия (время в мин)
Диаметр микрососудов            
Количество функционирующих капилляров            
Линейная скорость кровотока            
Обьемная скорость кровотока            

В выводе указать главное звено в патогенезе нейропаралитической артериальной гиперемии и описать макроскопические и микроскопические изменения микроциркуляции при данном типовом патологическом процессе.

Вывод:

Лабораторная работа № 6 «Рефлекторная ишемия в плавательной перепонке лягушки».

Цель: изучить патогенез, микро- и макроскопические изменения при рефлекторной ишемии на препарате плавательной перепонки лягушки.

Методика:для данного опыта используют тот же препарат, что и в опыте N 1. Не убирая препарат перепонки из-под микроскопа, найти периферический конец седалищного нерва и раздражать его пощипыванием пинцетом.

Исследовать изменения кровообращения во время стимуляции нерва, отметив изменения: 1) просвета артериол; 2) скорости кровотока; 3) количество функционирующих капилляров.

Полученные результаты занести в таблицу. Наблюдаемую картину зарисовать. Сделать заключение, указав: 1) вид данной ишемии; 2) механизм развития этой ишемии; 3) микроскопические признаки ишемии.

Изменения микроциркуляции при ишемии.

Микроскопические признаки Фон При раздражении седалищного нерва
Диаметр микрососудов    
Кол-во функционирующих капилляров    
Линейная скорость кровотока    
Обьемная скорость кровотока    

Вывод:

Лабораторная работа № 6 «Экспериментальная модель образования патологического внутрисосудистого тромба».

Цель: изучить причины формирования внутрисосудистого тромба и варианты нарушения местного кровообращения.

Методика: лягушку обздвиживают. Готовится препарат брыжейки тонкого кишечника. Для этого у лягушки делают послойный разрез сбоку, извлекают петли тонкого кишечника, брыжейку расправляют над отверстием препаровальной доски. Приготовленный препарат помещают под малое увеличение микроскопа и отыскивают место слияния двух вен. Затем конец препаровальной иглы, смачивают водой и захватывают маленький кристалик пова­ренной соли, который помещают в развилку сосудов. Наблюдают за образованием пристеночного тромба и формированием расстройств кровообращения при этом. Микрос­копическую картину тромбоза зарисовать. Отметить: 1) ширину просвета вен и капилляров; 2) линейную и обьемную скорость кровотока; 3) маятникообразное движение крови. В выводе указать основные условия, способствующие образованию патологического тромба, перечислить виды местных расстройств кровообращения, моделируемых в этом эксперименте.

Микроскопическая картина патологического тромбоза

 

Вывод:

Лабораторная работа №7 «Экспериментальная модель образования защитного гемостатического тромба при кровотечении из сосуда».

Цель: изучить закономерности формирования гемостатического тромба при нарушении целостности стенки сосуда.

Методика: у той же лягушки найти мелкую артерию и острожно, под контролем глаза через микроскоп, проколоть стенку артерии. Пронаблюдать за кровотечением и образованием тромба. Зарисовать микроскопическую картину. Сделать заключение о характере возникающей при кровотечении ре­акции, отметив: 1) скорость; 2) интенсивность; 3) локализацию образую­щегося тромба; 4) значение его в данном случае. В выводе отметить закономерности формирования защитного гемостатического тромба его значение.

Микроскопическая картина защитного гемостатического тромба

 

Вывод:

Лабораторная работа №8 «Жировая эмболия сосудов брыжейки лягушки».

Цель: изучить закономерности формирования нарушений микроциркуляции при эмболии микрососудов брыжейки тонкого кишечника.

Методика:лягушку децеребрировать, обнажить сердце, приготовить препарат брыжейки. В полость желудочка сердца вводят 0,2 - 0,3 мл слегка подогретого вазелинового масла. Наблюдают за продвижением эмболов в просвете сосудов брыжейки и развитием расстройств кровообращения. Обратить внимание на общие признаки расстройства кровообращения в брыжейке (цвет, количество видимых сосудов, их ширину), картину эмболии зарисовать. Сделать заключение, указав, виды расстройств кровообращения, формирующиеся при попадании жира в сосудистое русло.

Примечание: во избежание высыхания тканей, перепонку и брыжейку смачивают физиологическим раствором.

Микроскопическая картина жировой эмболии

 

Вывод:

Тема:Факторы неспецифической резистентности. Патофизиология воспаления

Лабораторная работа № 9 «Сосудистая реакция при воспалении брыжейки тонкого кишечника (Опыт Ю. Конгейма)».

Цель: изучить стадии сосудистой реакции при воспалении.

Методика проведения: обездвиженную лягушку фиксируют на препаровальной доске на животе, готовят препарат брыжейки тонкого кишечника. Сам процесс приготовления препарата является фактором, вызывающим воспаление. Наблюдают за микроциркуляцией в сосудах брыжейки в течение 40 мин, оценивая по 4-бальной шкале (1-4 креста) выраженность признаков, указанных в таблице. Выделяют стадии сосудистой реакции при воспалении. Полученные данные заносят в табл. 1. В выводах указывают стадии сосудистой реакции при воспалении и их характерные признаки. Примечание: в данной экспериментальной модели при использовании большого увеличения микроскопа можно проследить пристеночное стояние и эмиграцию лейкоцитов в очаг воспаления.

Результаты:

Динамика изменений микроциркуляции при воспалении

Показатели Время от начала наблюдения (мин.)
Диаметр сосудов                  
Линейная скорость кровотока                  
Объемная скорость кровотока                  
Количество функционирующих микрососудов                  
Толчкообразное движение крови                  
Маятникообразное движение крови                  
Тромбоз                  
Стаз                  

Выводы:

Лабораторная работа № 10 «Нарушение нервной и гуморальной регуляции микроциркуляции в воспалительном очаге».

Цель: проследить особенности нарушения нейро-гуморальной регуляции интенсивности периферического кровообращения в воспалительном очаге.

Готовят препараты плавательной перепонки на обеих лапках у лягушки. На одной лапке выделяют седалищный нерв, подводят под него лигатуру. Оценивают интенсивность микроциркуляции на обеих лапках. Затем регистрируют показатели исходного фона. Для этого определяют сосудосуживающие эффекты раздражения седалищного нерва (нервный вазоконстрикторный фактор), а также адреналина (гуморальный вазоконстрикторный фактор). Ампульный раствор адреналина перед употреблением разводят дистиллированной водой в 10 раз. Определяют интенсивность реакции микрососудов (диаметр, количество функционирующих сосудов, линейную и объемную скорости кровотока). Моделируют воспалительный очаг на поверхности слизистой плавательной перепонки. Для этого к ней прикладывают ляписный карандаш. В течение 30 минут наблюдают реакцию микрососудов в плавательной перепонке на обеих лапках, через каждые 5 минуты оценивают влияние раздражения седалищного нерва и раствора адреналина на интенсивность микроциркуляции. Данные заносят в таблицу 2

Интенсивность реакции микрососудов на нервный (числитель) и гуморальный (знаменатель) сосудосуживающие факторы при воспалении.

Стадия эксперимента Показатели интенсивности реакции русла микроциркуляции
Изменения диаметра микрососудов Изменения количества функционирующих капилляров Изменение линейной скорости Изменение объемной скорости
Исходный фон        
Воспаление        
5 мин        
10 мин        
15 мин        
20 мин        
25 мин        
30 мин        

В выводах описать изменения реакции микроциркуляторного русла на нервные и гуморальные факторы при воспалении.

Выводы:

Лабораторная работа № 11 «Исследование поглотительной функции клеток РЭС».

Цель: изучить поглотительную способность клеток РЭС и установить преимущественную локализацию клеток РЭС в организме лягушки.

Принцип метода: хлористое железо в кислой среде вступает в реакцию с желтой кровяной солью с образованием берлинской лазури, которая придает органам, содержащим большое количество клеток РЭС, голубовато-зеленый или синий цвет.

Методика проведения: обездвиженную лягушку фиксируют на дощечке брюшком вверх, обнажают сердце, вскрывают перикард. Внутрисердечно шприцем вводят 1мл 1%-го р-ра хлористого железа. Через 15 мин. лягушку вскрывают, ножницами вырезают кусочки печени, селезенки, легких, кишечника с брыжейкой, кожи и мышцы. Кладут их в чашку Петри с дистиллированной водой для отмывания органов от крови. Затем стеклянными палочками их переносят в чашку с 5% раствором HCl, а потом с 3% р-ром желтой кровяной соли и, наконец, кладут на белый лист бумаги. Интенсивность окраски оценивается в крестах: 4 креста - наиболее сильная окраска, 0 - отсутствие окраски.

Примечание: а) при введении железа в сердце лягушки оно вызывает быструю остановку сердца, но на результаты опыта это не влияет, т.к. для распределения железа по всему организму достаточно нескольких сердечных сокращений. б) Во время опыта рекомендуется манипулировать стеклянными палочками, т.к. при применении пинцета в тканях может остаться железо.

Результаты:

Интенсивность окрашивания органов и тканей после введения хлористого железа.

Органы Интенсивность окраски
Кожа  
Мышцы  
Селезенка  
Легкие  
Тонкий кишечник  
Печень  

Выводы:

Лабораторная работа № 12 «Определение фагоцитарной активности нейтрофилов (ФАН) в цельной крови»

Цель: изучить фагоцитарную активность нейтрофилов крови, определить % фагоцитоза, фагоцитарное число, фагоцитарный индекс, оценить их значение.

Методика: берут 0,1 мл цельной крови. Добавляют такое же количество суспензии объектов фагоцитоза (ОФ) с концентрацией 200 тыс в 1 мкл. В качестве ОФ используют коммерческий эритроцитарный антигенный диагностикум к Шигелле Зонне (формалинизированные эритроциты барана, нагруженные белково-липополисахаридным комплексом Шигелл Зонне). Инкубируют в термостате в течение 10 минут в условиях перемешивания реагирующих компонентов. 0,004 мл смеси переносят на обезжиренное предметное стекло, готовят мазок, высушивают, фиксируют в метаноле, окрашивают по Романовскому. В мазке учитывают 100 нейтрофилов (содержащих ОФ и без них), результаты заносят в регистрационную сетку.

Определяют: % фагоцитоза - количество нейтрофилов, содержащих ОФ на 100 учтенных нейтрофилов; фагоцитарное число - среднее количество ОФ, приходящееся на 1 из 100 учтенных нейтрофилов; фагоцитарный индекс - среднее количество ОФ, приходящееся на 1 нейтрофил, содержащий ОФ.

Результаты заносят в таблицу, оценивают, делают выводы.

Результаты:

Регистрационная сетка:

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Оценка фагоцитарной активности нейтрофилов

Показатели Результаты
Процент фагоцитоза  
Фагоцитарное число  
Фагоцитарный индекс  

Вывод:

Лабораторная работа № 13 «Порядок выхода лейкоцитов в очаг воспаления (опыт И.И.Мечникова)».

Цель: исследовать порядок выхода лейкоцитов в очаг воспаления. Определить стадию клеточной реакции при воспалении у животного и соответствие стадии времени с начала воспаления.

Методика: у мышей моделируют воспаление брюшины. Для этого однократно за 1-7 дней до занятия внутрибрюшинно вводят 1 мл стерильного мясопептонного бульона (асептическое воспаление). На занятии мышей забивают эфиром, вскрывают брюшную полость, из брюшной полости извлекают экссудат. Каплю экссудата помешают на предметное стекло, делают мазок, окрашивают его по Романовскому-Гимзе. Через 10 мин краску смывают, мазок высушивают и рассматривают под микроскопом с иммерсией.

В мазке определяют фазу клеточной реакции. Для этого определяют соотношение полинуклеарных элементов (нейтрофилы и эозинофилы) и мононуклеаров (лимфоциты и моноциты). Всего подсчитывают 100 клеток. Преобладание нейтрофилов и эозинофилов свидетельствует о полинуклеарной, а преобладание моноцитов и лимфоцитов - о мононуклеарной стадии клеточной реакции при воспалении.

Результаты:

Регистрационная сетка:

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Соотношение полинуклеаров и мононуклеаров в перитонеальном экссудате

Показатели Результаты
Мононуклеары  
Полинуклеары  
   

Выводы:

Тема:Типовые нарушения теплового обмена: лихорадка как часть ответа острой фазы; гипо- и гипертермии.

Лабораторная работа № 14 «Экспериментальная модель лихорадки при введении пирогенала кролику».

Цель: изучить причины возникновения, исследовать температурную реакцию и физиологические функции животного при лихорадке, вызванной введением пирогенала, оценить влияние охлаждения на t тела.

Методика проведения: у кролика определяют показатели, указанные в таблице 1. Затем в краевую вену уха вводят 0,2 мл пирогенала и каждые 10 мин регистрируют изменение основных физиологических показателей. После прекращения подъема температуры кролика подвергают умеренному охлаждению (воздухом) в течение 10 мин.

Результаты:

Динамика изменения температуры тела, кожи, состояния теплопродукции и теплоотдачи при лихорадке, вызванной введением пирогенала

Показатели Исходный фон Время после введения пирогенала в минутах
Температура тела              
Температура кожи              
ЧДД              
Состояние сосудистой сети ушей              
Наличие мышечной дрожи              

Строят графики изменения температуры тела, ушей и ЧДД при лихорадке. Делают выводы, обращая внимание на причину возникновения лихорадки, изменение теплопродукции и теплоотдачи в зависимости от стадии лихорадки, влияние умеренного охлаждения на температуру тела при лихорадке.

График 1. Изменения температуры тела, температуры ушей и ЧД при лихорадке.

 
  Определить их значение для понимания причин и механизмов развития болезней у человека - student2.ru

То ЧД

Исходный фон10 20 30 40 50 60 70 мин

Выводы:

Лабораторная работа № 15 «Экспериментальная модель экзогенной гипертермии».

Цель опыта: Изучить клинику и патогенез экзогенной гипертермии.

Методика: у опытной мыши снимают показатели исходного фона. Затем помещают мышь в бутыль и погружают в воду при t 45оС. Через каждые 5 минут в течение 20 мин регистрируют основные показатели. Отмечают время появления двигательного возбуждения, нарушения дыхания, судорог. Данные заносят в таблицу. Делают выводы, описывая 3 стадии в механизме развития экзогенной гипертермии, их клиническое проявление, отмечают нерегулируемый характер подъема t тела, недостаточность механизмов теплоотдачи.

Результаты:

Динамика изменения функции важнейших систем жизнеобеспечения при экзогенной гипертермии.

Показатели Исходный фон Время в мин.
Температура тела          
Состояние сосудистой сети          
ЧДД          
Реакция на слабый и сильный раздражитель          
Двигательное возбуждение          
Периодическое дыхание          
Судорожный приступ          

Выводы:

Лабораторная работа № 16 «Влияние охлаждения на t тела экспериментального животного при экзогенной гипертермии».

Цель: изучить влияние умеренного охлаждения на патогенез экзогенной гипертермии, усвоить принципы терапии.

Методика: у мыши измеряют физиологические показатели, указанные в таблице.3. Затем мышь, помещают в банку и нагревают 10 мин при t воды 55оС, после чего животное достают из банки и регистрируют изменения показателей. Затем мышь охлаждают 10 мин (банку ставят в таз с холодной водой) и вновь оценивают соответствующие показатели. Результаты опыта заносят в протокол. На основании полученных данных, строят графики изменения температуры тела и частоты дыхания при нагревании и охлаждении, оценивают роль охлаждения на температуру тела и клинику экзогенной гипертермии.

Результаты

Влияние умеренного охлаждения на температуру тела и функции важнейших систем жизнеобеспечения при экзогенной гипертермии

Показатели Исходный фон После нагревания После охлаждения
Температура тела      
ЧДД      
Состояние сосудистой сети      
Периодическое дыхание      
Реакция на раздражитель      

График 1. Изменение t тела, частоты дыхания у мыши при нагревании и охлаждении.

 
  Определить их значение для понимания причин и механизмов развития болезней у человека - student2.ru

То ЧД

0 10 мин

Нагревание Охлаждение

Вывод:

Тема:Типовые формы патологии системы красной крови.

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах патологии системы красной крови.

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм патологии системы красной крови;

- обучить методам патофизиологического анализа гемограмм;

- изучить роль анемий и эритроцитозов в формировании заболеваний человека.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: строение и функции клеток красной крови, гемопоэз; обмен железа и витамина В12 в организме.

После изучения темы: принципы классификации анемий, этиологию, патогенез, лабораторные признаки, клинические проявления, принципы патогенетической терапии различных видов анемий, алгоритм разбора анализов крови при анемиях.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:на основе алгоритма проводить разбор общего анализа крови и с использованием данным анамнеза, делать заключение об этиологии и патогенезе анемии; по мазкам крови человека уметь оценить качественные изменения в периферической крови при анемиях.

3.1. Сделать лабораторную работу «Подсчет ретикулоцитов в мазке крови».

Цель опыта: по процентному содержанию ретикулоцитов в мазке крови оценить регенераторную активность красного костного мозга.

Методика проведения: основной краситель (бриллианткрезилблау) наносят на предметное стекло и высушивают. Поверх краски наносят мазок крови, помещают стекло во влажную камеру и ставят в термостат (t=370Со) на 30-40 минут. Затем мазок высушивают и микроскопируют под иммерсией. Мазок зарисовывают.

Подсчет ретикулоцитов проводят на 1000 эритроцитов. Для облегчения учета ретикулоцитов используют счет с окошечками. В кружке бумаги вырезают отверстие размером 1,5 х 1,5 мм. Кружок с окошечком, вложенный в окуляр, ограничивает поле зрения и этим значительно облегчит подсчет. Считается, что в ограниченном окошечком поле зрения находится 200 эритроцитов. Считают 1000 эритроцитов (5 равномерно заполненных полей зрения) и количество ретикулоцитов, встретившихся при этом, выражают в %.

Результаты:

Таблица 1. Подсчет количества ретикулоцитов в мазке.

№ окна Количество ретикулоцитов в окне Всего ретикулоцитов на 1000 эритроцитов % ретикулоцитов у больного
     
 
 
 
 

Вывод:

3.2. Сделать лабораторную работу «Определение дегенеративных форм эритроцитов».

Цель опыта: в мазке крови, окрашенном по Романовскому-Гимзе, научиться определять дегенеративные формы эритроцитов.

Методика проведения: в мазке крови №1 отметить наличие эритроцитов, отличающихся по величине (анизоцитоз) и форме (пойкилоцитоз) от нормальных. В выводе указать, при каких анемиях чаще всего наблюдаются указанные изменения? Мазок зарисовать.

В мазке крови №2 отметить наличие мелких шаровидных эритроцитов, не имеющих характерного просветления в центре (микросфероциты). В выводе указать, при какой анемии встречаются указанные изменения? Мазок зарисовать.

Результаты:

Рисунок 1. Рисунок 2.
   

Вывод:

Тема:Типовые формы патологии системы белой крови: лейкоцитозы, лейкопении.

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах патологии системы белой крови, способствовать освоению практических навыков оценки качественных и количественных нарушений со стороны белой крови.

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию лейкоцитозов и лейкопений;

- обучить методам разбора гемограмм и патофизиологического анализа состояний, связанных с лейкоцитозами, лейкопениями.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: происхождение, строение, функции клеток белой крови; схему лейкопоэза, механизмы регуляции лейкопоэза, распределение лейкоцитов в организме.

После изучения темы: принципы классификации, этиологию, патогенез, лабораторные признаки, клинические проявления, принципы патогенетической терапии лейкоцитозов и лейкопений.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с патологией белой крови, определять лейкоформулу и лейкопрофиль, вид сдвига ядра нейтрофилов и ИСЯ.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с микроскопом, навыками разбора ситуационных задач.

Практическая работа.

3.1. Сделать лабораторную работу «Определение лейкоформулы».

Цель опыта: в мазке крови больного определить лейкоформулу и подсчитать абсолютное содержание отдельных видов лейкоцитов (лейкопрофиль).

Методика проведения: в мазке крови, окрашенном по Романовскому-Гимзе, определяют лейкоформулу путем подсчета количества лейкоцитов разных видов на 100 учтенных лейкоцитов. Абсолютные количества рассчитывают из общего количества лейкоцитов (цифра дается преподавателем). Строят лейкопрофиль. Анализируют полученную лейкограмму по алгоритму.

Результаты:

Общее количество лейкоцитов = ______

Подсчет лейкоформулы Лейкопрофиль

                    Le х109  
                    9,0 8,0 7,0 6,0 5,0 4.0 3,0 2,0 1,0
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                    Б Э Мц Ю П С Л М

Лейкоформула:

Нейтрофилы Э Б Л М
Мц Ю П С
               

Вывод определяется лейкоформулой и общим количеством лейкоцитов (цифру общего количества лейкоцитов сообщает преподаватель).

Тема:Гемобластозы как особая форма патологии системы крови

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах патологии системы белой крови, способствовать освоению практических навыков оценки качественных и количественных нарушений со стороны белой крови при лейкозах.

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию лейкозов;

- обучить методам разбора лейкограмм и патофизиологического анализа состояний, связанных с лейкозами.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: происхождение, строение, функции клеток белой крови; схему лейкопоэза, механизмы регуляции лейкопоэза, общие механизмы канцерогенеза.

После изучения темы: принципы классификации, этиологию, патогенез, лабораторные признаки, клинические проявления, принципы патогенетической терапии лейкозов и гематосарком.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: на основе алгоритма проводить разбор лейкограммы, используя данные анамнеза; определять бластные клетки, клетки Боткина–Гумпрехта и переходные формы нейтрофилов в мазках периферической крови, делать заключение о патологии со стороны белой крови.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с микроскопом, навыками разбора ситуационных задач

Практическая работа.

3.1. Сделать лабораторную работу «Картина крови у больных с лейкозами».

Цель: изучить количественные и качественные изменения картины крови у больных с разными видами лейкозов.

Методика проведения:

Задание 1. Изучить демонстрационный препарат с хроническим миелолейкозом, обратить внимание на морфологию переходных форм миелолейкоза. Зарисовать и сделать патофизиологическое заключение, используя данные из таблицы 1 (задача №1). Бластные клетки с высокой миелопероксидазной активностью в периферической крови составляют 0,5%.

Задание 2. Изучить демонстрационный препарат с хроническим лимфолейкозом. Обратить внимание на клетки-тени Боткина-Гумбпрехта. Зарисовать и сделать патофизиологическое заключение используя данные из таблицы 1 (задача №2). Бластные клетки с «+» ШИК-реакцией составляют 2% всех лейкоцитов.

Задание 3. Изучить демонстрационный препарат с острым лейкозом. Обратить внимание на количество и форму лейкоцитов в мазке крови. Зарисовать и сделать патофизиологическое заключение используя данные из таблицы 1 (задача №3). Бластные клетки с высокой миелопероксидазной активностью в периферической крови составляют 95,5% всех лейкоцитов.

Результаты:

Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3.
     

Выводы:

Тема:Типовые формы нарушений в системы гемостаза. Лабораторная диагностика нарушений в системе гемостаза.

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах нарушений в системы гемостаза, способствовать освоению практических навыков оценки нарушений системы гемостаза.

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм патологии системы гемостаза;

- показать лечебно-диагностическое значение гемостатических показателей;

определить их значение для понимания причин и механизмов развития болезней у человека.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: общую характеристику системы гемостаза, структуру, функции.

После изучения темы: принципы определения основных показателей гемостаза, патогенетические механизмы нарушений гемостаза, основные функциональные и метаболические нарушения, возникающие при патологии гемостаза, методы диагностики и принципы коррекции типовых форм патологии системы гемостаза.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:определять основные показатели системы гемостаза (АЧТВ, протромбиновое время, протромбиновый индекс, МНО); анализировать изменения лабораторных показателей гемостаза.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками работы с лабораторным оборудованием, навыками разбора ситуационных задач.

Практическая работа.

3.1. Сделать лабораторную работу«Определение времени рекальцификации» (по Howell).

Цель: оценить активность коагулянтов, участвующих в свёртывании крови по внутреннему пути при исключении влияния сосудистого компонента на механизм свёртывания.

Принцип метода: добавление к плазме оптимального количества кальция купирует цитрат плазмы, запускается внутренний путь свёртывания, начиная с XI активного фактора.

Методика определения: в пробирку, установленную на водяной бане при 37оС, наливают 0,2 мл буфера Михаэлиса с 0,025М раствором CaCl2. Через 1-2 минуты в пробирку добавляют 0,2 мл плазмы и одновременно включают секундомер. Пробирку периодически встряхивают. Отмечают время образования нитей фибрина (сгустка). У здоровых людей время рекальцификации колеблется в пределах от 60 до 120 сек. Укорочение времени рекальцификации указывает на гиперкоагуляцию, удлинение – на гипокоагуляцию.

Результат: записывается

Вывод: результат, сравнивается с нормальными показателями и затем оценивается (указывается его значение для процесса свертывания).

Наши рекомендации