Место учебной практики в структуре ОПП

УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО

И ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Методические указания

По организации учебной практики

Для специальности 060101 Лечебное дело

Нальчик

УДК 616-083 (075)

ББК 51.2 Я73

У89

Рецензент:

доктор медицинских наук, профессор,

заведующий кафедрой общей хирургии

Саратовского государственного медицинского университета

Ю.Г. Шапкин

Составители: Эльгарова Л.В., Захохов Р.М., Кардангушева А.М.

У89 Уход за больными терапевтического и хирургического профиля [Текст] : методические указания по организации учебной практики / Л. В. Эльгарова, Р. М. Захохов, А. М. Кардангушева. – Нальчик : Каб.-Балк. ун-т, 2013. – 35 с. – 100 экз.

Издание содержит основные сведения, необходимые для успешного освоения студентами программы учебной практики, а также цели, задачи и требования по ведению учетно-отчетной документации.

Предназначено для студентов специальности «Лечебное дело» и преподавателей – руководителей практики.

Рекомендовано РИС университета

УДК 616-083 (075)

ББК 51.2 Я73

ã Кабардино-Балкарский

 
 
государственный университет, 2013

Введение

Знания и умения, приобретаемые студентами в рамках прохождения учебной практики, являются необходимой частью профессионального становления будущих врачей, ведь успех врачевания зависит не только от усилий врача, но и от активного участия в лечебно-диагностическом и профилактическом процессе средних медицинских работников, грамотного выполнения ими различных манипуляций. Организация эффективной работы среднего медперсонала возможна лишь в том случае, когда врач в совершенстве владеет навыками и может научить технике выполнения практических действий.

Кроме того, в экстремальных условиях неотложная терапия обеспечивается нередко лишь врачами, что предполагает умение осуществлять отдельные элементы ухода за больными. И, наконец, адекватный уход за больными оказывает существенное влияние на течение заболевания и способствует выздоровлению пациента. Данный раздел профессиональной подготовки врача формирует основу навыков обследования больного и клинического мышления, расширяет и закрепляет представление о медицинской этике и деонтологии.

Цели учебной практики:

- начальное формирование общекультурных и профессиональных навыков и компетенций под руководством преподавателя в условиях, приближенных к производственным;

- закрепление и углубление теоретической подготовки студента;

- комплексное освоение студентами профессиональной деятельности;

- приобретение начального опыта практической работы студентами по профессии.

Задачи учебной практики:

- получение и закрепление профессиональных навыков по уходу за больными терапевтического и хирургического профиля, оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях;

- обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, необходимых для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Место учебной практики в структуре ОПП

Учебная практика «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» является обязательным разделом и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку студентов. Наиболее целесообразным является проведение учебной практики «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» на
2-м курсе (в 4-м семестре). К этому времени студенты приобретают необходимые теоретические знания по нормальной анатомии и физиологии человека, что способствует более качественному и осознанному освоению ими основных принципов и правил общего ухода за больными. В период учебной практики студенты под руководством преподавателей кафедр пропедевтики внутренних болезней и общей хирургии работают в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), являющихся клиническими базами кафедр, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Работа в отделениях развивает у студентов коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, толерантность и уважение мнения другого человека.

Проведение учебной практики обеспечивает приобретение и закрепление необходимых умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции.

Требования к результатам освоения практики:процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных (ОК):

- способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

профессиональных (ПК):

- способность и готовность реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

- способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений ЛПУ, владеть техникой ухода за больными (ПК-7);

- способность и готовность работать с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

- способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней, их коррекции, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительскую работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);

- способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях, проведения пациентам основных манипуляций и пропагандирования здорового образа жизни (ПК-25);

- способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);

- способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций (ПК-29);

- способность и готовность изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить рефераты, обзоры, доклады; участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности (ПК-31).

Знать:

- принципы организации работы лечебных учреждений, устройство и оборудование лечебных отделений больниц;

- организацию работы младшего и среднего медицинского персонала;

- принципы обеспечения инфекционной безопасности в лечебных учреждениях;

- виды санитарной обработки и способы транспортировки больных;

- типы лихорадок;

- принципы применения лекарственных средств;

- особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма;

- признаки неотложных состояний;

- особенности наблюдения и ухода за больными пожилого и старческого возраста;

- принципы обучения пациентов и их родственников элементам ухода, самоухода и самоконтроля.

Уметь:

- проводить санитарную обработку больного при поступлении в стационар и в период пребывания в нем;

- осуществлять смену нательного и постельного белья больного, обрабатывать пролежни;

- проводить антропометрию, транспортировку и кормление больных;

- осуществлять контроль показателей гемодинамики и дыхания, измерять суточный диурез и температуру тела;

- собирать у пациентов биологический материал для лабораторных исследований;

- применять различные способы введения лекарственных веществ (на фантомах);

- осуществлять уход за больными различного возраста с заболеваниями органов и систем;

- осуществлять наблюдение и уход за больными в до- и послеоперационном периоде;

- оказывать первую доврачебную помощь при неотложных состояниях;

- проводить легочно-сердечную реанимацию (на фантомах);

- проводить промывание желудка, постановку различных клизм, катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером (на фантомах);

- осуществлять дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными;

- обрабатывать руки дезинфицирующими растворами;

- проводить сбор, обработку и систематизацию литературного материала;

- проводить санитарно-просветительскую работу: санбюллетень, беседа, лекция.

Наши рекомендации