Действие пороховых газов
Как показали исследования, действие пороховых газов в виде разрывов тонких хлопчатобумажных и шерстяных тканей проявляется при выстреле из охотничьего ружья в упор и на расстоянии 25 см при черном порохе или до 15 см при бездымном порохе. Обычно образуются крестообразные разрывы длиной до 10-15 см. При усиленном заряде пороха действие газов сказывается более отчетливо. Разрывы пороховыми газами более плотной одежды возможны только при выстреле в упор; тонкая одежда (бельевая ткань) разрывается на расстоянии выстрела до 25 см. По данным Ципновского (1958), при выстрелах в упор, как правило, отмечается значительное повреждение одежды в виде ровного, часто неопределенной формы отверстия с крупнобахромчатыми краями, большей частью вывернутыми и покрытыми слоем копоти.
Следует считать, что в судебно-медицинской практике встречаются случаи ранений выстрелами в упор или с очень близкого расстояния из охотничьего ружья через одежду. Поэтому отсутствие разрывов на одежде в области входного отверстия не исключает возможности выстрела в упор или почти в упор, особенно при уменьшенном заряде пороха. Экспериментальными выстрелами в трупы было найдено, что действие пороховых газов в виде разрывов входных отверстий наблюдается в зависимости от локализации повреждений и расстояния выстрела. При выстрелах в грудь, спину и ягодицу разрывы кожи входных отверстий в опытах не отмечались, а при выстрелах в плечо и бедро — очень редко и то при выстрелах в упор и на расстоянии 15 см. Разрывы кожи при локализации повреждений в области предплечья, кисти, голени и стопы наблюдается на расстоянии выстрелов до 25 см, причем в тех случаях, когда под кожей не имелось большого количества мягких тканей. При выстрелах в голову в упор также отмечались разрывы кожи входного отверстия.[7].
Термическое действие
До недавнего времени термическое действие объяснялось почти исключительным действием пламени. В настоящее время большинство исследователей связывают термическое действие с действием пороховых газов. Однако для удобства изложения материала авторы используют старый термин - действие пламени. Многочисленными опытами установлено, что действие пламени черного пороха проявляется на расстоянии до 50-100 см в виде обугливания хлопчатобумажных и шерстяных тканей, а бездымного - до 5 см и только волокнистых тканей. При применении бездымного пороха вспышка очень непродолжительна и иногда не дает ожогов даже при расстоянии до 0,5 м. При употреблении черного пороха из ствола вырывается пламя в виде огненного луча, быстро распространяющееся и производящее на расстоянии до 0,5 м более или менее распространенные ожоги, окрашенные в коричневый цвет, имеющие вид брызг.[5].
Отложение копоти
Дальность отложения копоти черного пороха вокруг входного отверстия разными авторами указывается одинаково — до 1м. На основании многочисленных опытов разных исследований можно сказать, что копоть при бездымном порохе определяется на расстоянии выстрела до 1 м, а при выстреле черным порохом — до 2м (в виде следов). С изменением расстояния выстрела ширина отложения копоти меняется, однако определенной закономерности здесь не удалось обнаружить. Обычно копоть откладывается в виде двух поясов (особенно это четко видно при выстрелах бездымным порохом): внутренний (более интенсивный) шириной от 1 см до 2,5 см, наружный (менее интенсивный) - от 3,5 см до 13 см. Копоть черного пороха достигает ширины 24 см.
Калибр оружия, а так же вес пороха не оказывают существенного влияния на дальность полета копоти.
На светлых хлопчатобумажных тканях и шерстяных тканях визуально копоть четко определяется при расстоянии выстрела до 1 м. Наибольшая ширина отложения наблюдается на дистанции 15-20 см.
При экспериментальных выстрелах черным и бездымным порохом в трупы отложение копоти имело место при выстрелах в упор и на расстоянии до 25-50 см, иногда в виде двух поясов: более интенсивного внутреннего пояса и менее интенсивного наружного пояса.[6].
Внедрение порошинок
Литературные сведения о дальности полета порошинок весьма противоречивы. Н.А. Милотворский (1897) нашел, что порошинки черного пороха летят на расстоянии до 18 м, Дитрих - до 1,5 м, Ю.С. Сапожников (1933) - до 1,3 м. Порошинки бездымного пороха летят на дистанции до 1,5 м, по одним авторам (И.В. Слепышков, 1933), и до 15-18 м, по другим.
На обнаружение порошинок оказывает влияние и характер мишени. Рейд (1936) нашел, что при употреблении волокнистого материала и бездымного пороха порошинки обнаруживаются на расстоянии даже 18 м, при употреблении черного пороха - на расстоянии до 37,5 м. При употреблении гладкого материала и бездымного пороха порошинки обнаруживаются на дистанции до 15 м. Большое число внедрившихся порошинок встречается на расстоянии до 2,5 м (при выстреле в волокнистый материал черным порохом) и до 50 см (при выстреле в гладкий материал бездымным порохом ). При выстрелах в трупы порошинки отличались, главным образом, на дистанциях от 25 см до 5 м, но наибольшая площадь внедрения порошинок наблюдалась при выстрелах на дистанции 3-4 м. Одежда сильно снижает предельную дистанцию и порошинки располагаются по узкому кольцу в окружности основного входного отверстия.[5].
Дробовая осыпь
Наибольшие трудности при определении расстояния выстрела возникают в тех случаях, когда дробь подвергается рассеиванию и ложится на мишень в виде осыпи. В этих случаях ориентировочное определение расстояния выстрела возможно по размерам площади рассеивания дроби. Но при этом возникает ряд существенных моментов, затрудняющих судебно-медицинское определение расстояния выстрела.
Одним из главных препятствий определения расстояния выстрела из охотничьего ружья является то обстоятельство, что на больших расстояниях выстрела (свыше 15м) площадь осыпи превышает поверхность наиболее обширной части человеческого тела. К тому же центр осыпи часто располагается вне центра поражаемой части тепа, в тело попадает лишь часть дробинок, и по площади их поражения невозможно установить дистанцию выстрела.
Другая трудность в том, что отдельные части тела имеют преимущественно закругленную форму. В этом случаи (если опять- таки центр осыпи располагается по середине поражаемой части тела) осыпь приобретает форму, приближающуюся к эллипсу, и в этом случаи для измерения расстояния выстрела С.Д. Кустанович (1952) рекомендует учитывать лишь наибольшую длину эллипса. При этом нужно быть уверенным, что выстрел произведен перпендикулярно по отношению к плоскости поражения части тела.
Если выстрел, направленный в человека, стоящего прямо и обращенного к выстрелу передней или задней поверхностью тела, дал диаметр дробового поражения соответственно расстоянию в 1 м, то на основании этих данных можно приблизительно заключить о дистанции выстрела. Но если человек, в которого выстрелили, находился в согнутом положении, то диаметр рассеивания дроби, измеренный при выпрямленном положении тела, оказывается больше истинного, это может привести к ошибочным выводам о дистанции выстрела.
При определении дистанции выстрела из охотничьего ружья необходимо учитывать так же пробивную способность дроби по отношению к одежде.
Заключительную трудность при определении расстояния выстрела представляют случаи выстрела, произведенного под углом: площадь рассеивания дроби приобретает форму не круга, а эллипса. Однако считается возможным установить ориентировочную дистанцию выстрела, если взять за основу исчисления меньшую ось эллипса. Имеющиеся трудности в определении расстояния выстрела при рассеивании дроби не должны явится основанием к отказу отрешения этого исключительно важного вопроса в судебно-медицинской экспертизе, тем более что для ориентировочного определения дистанции выстрела многочисленными исследователями выработаны таблицы, и схемы с учетом влияния ряда факторов на степень рассеивания дроби.
Произведенное большое количество опытных выстрелов многочисленными исследователями не дало возможности выявить каких-либо определенных закономерностей в распределении дробинок в центре и на периферии осыпи, особенно при больших расстояниях выстрела.
Как отмечает ряд авторов, помимо отлета определенных дробинок в сторону («беглянки») встречаются случаи, когда дробинки оклеиваются вследствие промешивания к ним жиров, употребляемых при изготовлении пыжей, и эти дробинки даже на большом расстоянии выстрела дают единое входное отверстие.[7].
В силу тех же причин, вызывающих затруднение при определении расстояния дальнего выстрела, А.Ф. Лисицын (1963)поставил перед собой задачу выявить признак, который, будучи достаточно стабильным позволял бы установить расстояние выстрела в тех случаях, когда не вся дробь попадает в тело, а лишь часть ее. Для этой цели автор предложил использовать плотность дробовой осыпи, т.е. количество дробинок, приходящихся на единицу площади поражения (1 СМ2). Автор установил, что наиболее постоянные показатели плотности получаются в тех случаях, когда берется не вся площадь поражения, а только ее центральная часть (3/4 — 1/3 всей площади поражения). Полученные результаты, по мнению автора, позволяют различать лишь такие дистанции, как 6 и 10 м, 10 и 20 м, 20 и 35 м.
Предлагаемый авторами метод не всегда применим и точность весьма относительна, но и пренебрегать им не следует, так как он может оказать помощь в определении расстояния выстрела.[7].